Культура

Адольф Арцишевский: Рубен не давал задремать совести человека

Константин Козлов

15.11.2024

В Алматы прошла презентация документальной повести Адольфа Арцишевского о Рубене Андриасяне

Название повести «Шаги командора» сразу отсылвает нас и к «маленькой трагедии» Пушкина, и к легендам о Дон Жуане, но речь в данном случае о легендарном и многолетнем худруке Национального русского театра драмы имени Лермонтова. Жанр аттестован как документальная повесть. По сути дела это рассказ о времени через судьбы людей, через судьбы близких знакомых и друзей Адольфа Арцишевского. Среди которых Андриасян — главный герой, среди других второстепенных, часто не менее легендарных персонажей.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Наталья Сац: право на второй шанс

Откровенный разговор на важную тему

Дети подземелья: арт-убежищу BUNKER — 10 лет

«Шаги командора» — не биография Андриасяна в чистом виде, хотя знаковые моменты его биографии, безусловно, описаны очень живо. Тут и рождение в Нальчике, и трудное военное детство, и переезды. Сложная послевоенная судьба армян, когда многим эмигрировавшим позволили вернутся, а потом замордовали в лагерях и депортациях. А многие не уезжавшие армяне попали под раздачу «за сокрытие, за содействие». Книга скорее — большое полотно о времени и людях. Ведь пережить творческому поколению Андриасяна пришлось всякое — надежды хрущевской оттепели, тиранию, всевластие цензоров во время застоя, творческую активность во времена перестройки, стихию дикого рынка в девяностые и полное равнодушие властей к культуре уже в новое время. Все это выкристализовало особую когорту людей, в которую входят и герой и сам автор. Тоже личность, надо сказать, легендарная. Адольф Арцишевский известен как писатель, переводчик и редактор. Он переводил с казахского Ильяса Есенберлина, Акима Тарази, Калихана Искакова, Бакхожу Мукаева, Дулата Исабекова. Адольф Альфонсович был первым редактором известной книги Олжаса Сулейменова «Аз и Я» (1975). Многие полагают, что в том числе и благодаря его редактуре книгу не «зарубили» еще до выхода. Редактировал он и первые сезоны легендарного первого казахстанского телесериала «Перекресток». Так что многие события он знал, что называется, изнутри.

В книге можно увидеть описание явлений, которые новому поколению до конца и неизвестны. Ведь сейчас практически умер такой вид искусства, как телеспектакль или радиотеатр. Тем паче, не понять молодняку такого явления, как литературные журналы. О том каким полуподпольным образом проталкивались туда публикации полузапретных Осипа Мандельштама, Юрия Домбровского, Магжана Жумабаева и других авторов.

Вообще, такие книги хороши, когда хочешь узнать о том, какие страсти творятся вокруг того, что потом станет простой строчкой в Википедии. Книга полна и личных воспоминаний, и исторических курьезов. Например, мало где прочитаешь историю о том, как в ТЮЗе (главрежем которого долгие годы был Андриасян) сцена едва не обрушилась на Динмухамеда Кунаева. Или о том, как «Собачье сердце» в «Лермонтовке» репетировалось несколько месяцев без главного героя — ведь Владимира Толоконникова утвердили на роль Шарикова одновременно и в театре, и на «Ленфильме» у режиссера Бортко.

Или же относительно недавние страсти вокруг пьесы Олжаса Жанайдарова «Джут». Когда о трагедии казахского народа — Ашаршылыке — заговорили со сцены русского театра. И как многие нацпаты тогда возмущались: мол, негоже русскому театру эксплуатировать нашу национальную трагедию. Полемика вокруг спектакля лишний раз подтверждает ущербность некоторых персонажей, до сих пор не научившихся различать «национальный» и «националистический». Так вот, и Андриасян, и Арцишевский — абсолютно казахские национальные граждане, хоть и не принадлежат к титульному этносу.

На презентации выступил и другой второстепенный персонаж книги — документалист Александр Головинский, который рассказал о своем опыте съемок документального фильма о рождении спектакля. Это был уникальный случай, когда посторонний для театра человек был допущен Андриасяном к самому сакральному процессу и проследил весь путь спектакля — от первой читки до премьеры. Надо сказать, что такой проект и сегодня был бы любопытен. Особо рассказал Головинскмй и о поисках денег на этот фильм, и о том, какую роль там сыграл олигарх Александр Машкевич. В книге этот момент тоже описан.

Сам же автор книги на презентации присутствовал только в онлайн-формате. К сожалению, Адольф Альфонсович сейчас испытывает серьезные проблемы со здоровьем.

«Эта книга об истовом служении театру. Я сам мечтал стать актером — и не стал, к сожалению или к счастью. А не стал потому, что осознал, что актер — это самая счастливая и сама несчастная профессия в мире. Ведь она и прекрасна в постижении недосягаемого, и ужасна своей зависимостью. Но главное, что бы я хотел донести до читателя, что такие люди, как Рубен, не давали задремать совести человека, — рассказал Арцишевский. — Это моя 36-я книга, а Пушкин покорил 37 женщин, если верить его мемуарам. У меня тоже своеобразная занимательная арифметика. Дай Бог, и я выпущу 37 книгу».

Театр Лермонтова сегодня переживает переходные времена. Четыре года, как Андриасян покинул пост худрука театра, два года, как он покинул этот мир. Самое время вспомнить и учесть все то, на что Рубен Суренович положил свою жизнь, что он воспитывал в актерах и зрителе. И что наверняка не хотел, чтобы исчезало после его ухода. Эта книга — лучшее напоминание о том.

Фото из открытых источников


Константин Козлов

Публикации автора

О том, что болит: специфическая правда жизни

Люди и явления: как Батыр вернул казахский контент в эфир

Аким Каллаур и возрождение Тараза

Сыграем на «Брудершафт»

Для глубокого зрителя: кино как жизнь

Продолжение не следует

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 10.12.2024

Казахстанцы бьют рекорды в потреблении сосисок

НОВОСТИ | 10.12.2024

Продажи жилья выросли почти на четверть в Казахстане

НОВОСТИ | 10.12.2024

В ДУМК напомнили верующим о правилах намаза

НОВОСТИ | 10.12.2024

Пять трансграничных хабов появятся в Казахстане

НОВОСТИ | 10.12.2024

Нацбанк данных в сфере экологии создан в Казахстане

НОВОСТИ | 10.12.2024

Стратегическая объездная дорога открыта на юге Кыргызстана