Малозамеченным прошел отчетный съезд журналистов Казахстана. А между тем, интересно было узнать, чем и как живут мастера пера и камеры. Одним из участников съезда была руководитель филиала Союза журналистов Костанайской области, главный редактор ИА «Тобол-Костанай», депутат областного маслихата Александра Сергазинова, чье выступление вызвало неоднозначную реакцию у собравшихся.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Избирательная солидарность: кое-что о журналистике в РК
И каждый раз мне хочется кричать…
Журналисты Алматы и Астаны, к сожалению, мало знают, чем дышат их коллеги в регионах. Региональные журналисты становятся известными в стране, когда сами по большей части раздувают ажиотаж вокруг своих персон. Александра Сергазинова не из таких. С открытым забралом она бросается на защиту прав граждан, коллективов, однако это не значит, что она занимается самопиаром. В одном из постов в социальных сетях Александра Кабдоллаевна указала: «Семья — моя крепость и нет ничего дороже родных. Люблю путешествовать. Учиться всю жизнь. «Моя хата с краю» — не мой девиз, до всего есть дело».
Принцип «До всего есть дело» привел журналистку пару лет назад на скамью подсудимых, когда она открыто выступила против руководителя департамента юстиции, который подал на нее иск по статье «Клевета». Журналист почти год доказывала, что нет клеветы, а имеет место критика. И выиграла тот суд. А в этом году как депутат руководителя областного управления по строительству «довела» до строгого выговора. И, можно сказать, что это чуть ли не единственный факт в стране, когда депутат областного уровня доказывает свою правоту и не позволяет расслабляться чиновникам.
Докапываться до сути, называть вещи своими именами — в этом работа журналиста. И такой, наверное, должна быть работа и депутата. Как будет работаться в условиях нового закона «О масс-медиа», по мнению Александры Кабдуллаевны, покажет практика. Пока же можно порадоваться тому, что введено понятие «особый статус журналиста».
«Меня лично порадовало установление срока исковой давности по требованиям, предъявляемым к СМИ, об опровержении сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь, достоинство и деловую репутацию, в виде одного года со дня опубликования таких сведений в СМИ. Сокращен срок рассмотрения запросов СМИ с семи до пяти рабочих дней, что позволяет журналистам получать необходимую информацию в кратчайшие сроки, тем самым сохраняя актуальность информационной повестки дня», — заявила она в одном из интервьюв
Выступая на отчетном съезде журналистов РК, Александра Сергазинова говорила о том, что ее волнует сегодня.
- Александра, вы недавно принимали участие в отчетном съезде журналистов Казахстана. О чем там говорили?
— Мы делали отчет о проделанной работе. Вот что говорила я:
«В конце прошлого года председателем СЖ Костанайской области стала Александра Сергазинова. В 2024 году, как отмечают многие члены Союза журналистов Костанайской области, деятельность организации стала яркой, насыщенной, многогранной. Обо всех мероприятиях можно почитать на странице Instagram — https://www.instagram.com/souz_journalist_kst/#
Вот несколько мероприятий, организованных за этот период. В феврале 2024 года Союз журналистов провел «Вечер памяти ушедших из жизни известных журналистов Костаная». Как отмечали после мероприятия приглашенные, это первое подобное мероприятие памяти старожилов профессии. Вспомнили такие фамилии, как Гаврилов, Катков, Колоколова, Таутабаев, Кузмичев и др. Редакции подготовили о своих коллегах видеофильмы. После их просмотра вспоминали интересных людей, неравнодушных к своей профессии, какими они были, и время, в котором они работали. Сошлись во мнении, что такие встречи обязательно нужны и особенно для молодежи.
В марте прошел «Первый лыжный фестиваль». В нем приняли участие не только городские команды, но и сборная области. Заряд позитивного настроения получили все участники. При небольших затратах отдача была максимальной. Во время награждения было принято общее решение на следующий год посвятить фестиваль памяти тележурналиста, спортивного обозревателя Анатолия Гаврилова.
В июне Союз журналистов совместно с акиматом области осуществил давний проект — областной медиафестиваль, посвященный Дню работников СМИ. На него съехались более двухсот сотрудников средств массой информации из разных уголков области. Были организованы мастер-классы, которые провели республиканские эксперты. Самым запоминающимся моментом профессионального праздника стал конкурс «Две звезды», на котором журналисты пели с госслужащими. В этот же день от акима области прозвучало предложение проводить совместные мероприятия не раз, а два раза в году, летом и зимой, объясняя это тем, что именно на таких мероприятиях происходит обмен мнениями и сближение представителей важных ветвей: государственной службы и прессы.
В 2024 году два журналиста были удостоены звания Почетного журналиста РК. Это Касымхан Алдабергенов и Евгений Шибаршин. Касымхан Алдабергенов — журналист, педагог, певец, поэт, летописец, ветеран Великой Отечественной войны. И я, как руководитель областного отделения Союза журналистов Казахстана, вручила Касымхану Алдабергенову удостоверение «Почетный журналист».
В День работников СМИ награды от Союза журналистов получили пять журналистов: Татьяна Павлюк, Константин Должанский, Сералы Мырзабай, Байбатыр Ахметбеков, Жумагуль Ергасымова.
Союз журналистов поздравил Почетного журналиста Дамира Абишева
Всего за 2024 год в ряды областного Союза журналистов вступило более 15 работников СМИ».
— Александра, но, насколько знаю, вы говорили не только о проделанной работе, достижениях.
— Говорила о том, что нет в обществе престижа самого Союза журналистов, к сожалению. Молодые журналисты не спешат в него вступать, так как не видят его работы.
Нет общих мероприятий республиканского уровня.
Не ощущаем защиту от Союза.
Нет сотрудничества между всеми организациями, которые, так или иначе, работают с журналистами. Каждый тянет одеяло на себя.
Нет в стране корпоративной солидарности журналистов, доходит до абсурда: журналисты судятся между собой, это на руку власти. Все помним процессы таких журналистов, как Ергалиева, Шишкин, Бажкенова и т. д. Сегодня республиканские СМИ подают претензии и иски на региональные медиа за использование фото и т. д. Все это не красит саму профессию.
— В сообщении КазТАГ об этом событии указано, что руководители филиалов ощущают себя «частью единой организации». Насколько это заявление соответствует реалиям дня?
— Если только брать во внимание тот факт, что мы филиалы, то, да, мы — часть.
— Отмечалось, что журналистам не хватает защиты их прав. Но ведь в стране немало правозащитных организаций в масс-медиа?
— Один из коллег на съезде заявил: мол, журналист не журналист, если на него подают в суд, типа, на нормальных журналистов не подают в суд. К сожалению, так думают многие, и это в основном те, кто привык освещать круглые столы, конференции или переписывать, в лучшем случае, пресс-релизы. Но ведь это не журналистика!
Да, правозащитных организаций много, но когда я оказалась по статье «клевета» на скамье подсудимых, то желающих помочь, проконсультировать немного увидела. Один из юристов (не буду называть правозащитную организацию) заявил, что, типа, проиграешь. Нечего было связываться с руководителем департамента юстиции. Мне помогали ОО «Кадыр Касиет» из Астаны и Гульмира Биржанова — юрист общественного фонда «Правовой медиа-центр». И их поддержка, больше моральная, в тот момент была нужна. Я считаю, что в тех случаях, когда подают на журналиста, у нас должна быть корпоративная солидарность. У нас у всех разный кошелек, у каждого свой хозяин, но есть вещи, в которых мы должны быть вместе — во имя своей профессии.
— На ваш взгляд, Союз журналистов должен больше внимания уделять правозащитной деятельности или нужна отдельная структура, которая бы занималась вопросами правового просвещения журналистов и защитой их прав?
— Союз должен объединять журналистов, а не разъединять, вполне может всем заниматься. У Союза не должно быть государственных и частных СМИ, самое главное — человек по профессии журналист и работает в СМИ. Это должно быть в основе его деятельности. И потом, должна быть преемственность поколений, история журналистики. Ведь немало случаев, когда журналиста даже некому хоронить, вот где должен приходить на помощь Союз.
Я вижу, как журналисты, много лет отработавшие в своих изданиях, сегодня оказались не почетными, ненужными в этих редакциях. Это, на мой взгляд, уже трагедия, если журналисты проявляют не человечность, то чего ждать от общества?
— Как в целом вы оцениваете ситуацию с нынешними СМИ в стране? Чего нам не хватает, чтобы свобода слова была реальностью?
— Чиновники неправильно понимают освоение ГИЗа. Мое мнение: ГИЗ должен быть, но реализовываться обязан не так. Надо брать примеры из других стран. Главная задача СМИ — быть мостом между властью и обществом, журналистские публикации должны быть для чиновников подсказкой в работе, они показывают, где имеются недоработки, проблемы. У нас власть понимает все по-другому, требуя одно: не показывать, не освещать. Нет свободы слова, к сожалению!
Сколько закрылось свободных СМИ, и это плохо. Наличие оппозиционных СМИ — это хорошая конкуренция для общества. Другое дело, что нужно работать в рамках законов, которые есть в государстве.
Сегодня нам надо признать, что государство проигрывает в информационной безопасности страны, низкая культура медиа-грамотности. И в этой ситуации очень туманен завтрашний день…
Я бы много могла говорить на счет идеологии, об игре под названием «выборы», о государственных программах, которые, доходя до места, переворачиваются с ног на голову... Но это в другой раз.
Фото из открытых источников