В последнее время многие казахстанские режиссеры стали весьма востребованными в России. Во многом потому, что отечественное кино и сериальное движение в последнее время заметно продвинулось за пределы собственной страны, отчего на казахстанских режиссеров возникла настоящая мода. Впрочем, это явление не столь уж и новое — давайте вспомним самых ярких наших соотечественников, реализовавшихся в России.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Как Роднянский подставил «Софию»
Фильм «Братья»: как встретились два Казахстана
Когда начинают писать о наших режиссерах, сделавших карьеру в России, на почетное место в таких «хит-парадах» почти всегда ставят Тимура Бекмамбетова. Забывая, пожалуй, одну только деталь: как режиссер Тимур Нуруахитович не снял в Казахстане ни одного фильма. По этой логике его можно считать скорее узбекским режиссером, ведь начинал и творчески развивался Бекмамбетов именно на ташкентской киностудии.
Что же до непосредственно взращенных Казахстаном кинокадров, то стоит заметить, что первая мода на них стартовала еще со времен казахской «новой волны» — начиная с «Иглы» Рашида Нугманова отечественные режиссеры буквально поразили всех этим новым прочтением неореализма и жанра нуар.
И как раз многие представители казахской новой волны состоялись в России уже в девяностые-нулевые годы. Первым в этом ряду можно считать тандем Александра Баранова и Бахыта Килибаева, когда они дебютировали кинокартиной «Женщина дня» — весьма знаковой для казахской «новой волны». Напомним, эта картина прославила Алику Смехову, которая сыграла в ней свою первую главную роль в кино.
В дальнейшем Килибаев прославится своим экспериментальным «ужастиком» «Гонгофер» и знаменитым рекламным сериалом финансовой пирамиды МММ с Леней Голубковым и другими персонажами.
А Александр Баранов окончательно переедет на российское телевидение, снимая популярные сериалы, самый известный из которых — «Участок» с Сергеем Безруковым. Впоследствии пара еще раз объединится, сняв семейную сагу «Громовы», которая так и останется незаконченной из-за смерти исполнителя главной роли.
Абай Карпыков — не менее яркий деятель периода «новой волны». Его лента «Влюбленная рыбка» тоже стала своеобразным манифестом этого направления. А мелодрама «Фара» по-своему закрыла этот период в отечественном кинематографе. Также он был известен как продюсер двух самых первых телесериалов Казахстана — «Перекрестка» и «Саранчи».
Будучи еще с советских времен известным в российских кинокругах, когда настало время упадка в отечественном кино в 2000-е годы, он тоже снимал сериалы преимущественно в России. Самая известная его работа той поры: сериал «Охота на изюбря» — о жестоком мире бизнеса 1990-х, экранизацию одноименного романа Юлии Латыниной. В этом произведении Карпыкова одну из последних ролей сыграл легендарный Михаил Ульянов. А также он снял сериал «На пути к сердцу» о врачах-кардиологах, причем еще задолго до начала бума медицинских сериалов на российском телевидении. Впоследствии он еще был художественным руководителем нескольких проектов RWS — Всемирных Русских Студий: сериалы «Рыжая», «Шальной ангел», «Слово женщине», «Вербное воскресение» и других.
Особняком в этом ряду стоит режиссер Сергей Дворцевой, снимающий фильмы довольно редко, но, что называется, метко. Два его главных проекта — «Баксы» и «Айка» — собрали урожай мировых наград. А исполнительница главной роли в «Айке» Самал Еслямова получила приз за лучшую женскую роль на Каннском кинофестивале.
Себя Дворцевой, даже живя много лет в России, называет казахстанцем. И фильмы снимает непременно с казахстанской тематикой или, во всяком случае, центральноазиатской. И на мелочи он, как правило, не разменивается, стараясь попасть на крупные кинофестивали.
Если предыдущие режиссеры мало связаны с сегодняшним бумом казахстанского кино и сериальной продукции, то востребованность нижеследующих как раз непосредственно с ним и связана.
Аскар Узабаев — один из самых успешных кассовых режиссеров Казахстана. В кругу коллег он всегда считался счастливчиком — почти все его киноленты неплохо окупались. Начать хотя бы с самой первой его полнометражной картины «Коктейль для звезды». Популярными были и другие его ленты — «Казбат», «Гламур для дур», «5 причин не влюбиться в казаха», а также суперпопулярная дилогия «Келинка тоже человек». Собственно, с ее переработки под российские реалии Аскар Узабаев и начал свой путь в кино соседнего государства. Переверстав сюжет «келинки» на российскую почву с учетом тамошнего народного фольклора, он снял ленту «Теща» с Ларисой Гузеевой и Гариком Харламовым. В основе сюжета традиционный ход «обмена телами», только если в нашем случае телами менялись келинка (невестка) и енешка (свекровь), то в России — теща с зятем. Такой ход российские зрители оценили и проект довольно успешно прошел по их кинотеатрам под конец прошлого года. Ну а уже в этом году Аскар Узабаев бьет кассовые рекорды со своим музыкальным байопиком о группе «Руки вверх!». Пожалуй, Узабаев — первый пример казахстанского режиссера, который достигает таких же кассовых успехов в России, как и на родине.
Аскар Бисембин тоже довольно успешный режиссер. В Казахстане его проекты «Свадьба на троих», «Замуж в 30», «Больше чем кино» пользовались популярностью среди зрителей. Хотя в какой-то момент он застрял в однотипных комедиях. И выход на российский рынок стал для него новым этапом. Когда-то он начинал с российских проектов как сценарист — он писал, в частности, для сериала «Счастливы вместе» и первых сезонов «Папиных дочек». А в уже «Новых папиных дочках» он выступил в качестве режиссера. Также среди его режиссерских проектов — комедийная антиутопия о мире победившего феминизма «Два холма» со скандально известным Никитой Кологривым в главной роли.
Стоит упомянуть в этом ряду и режиссера Адильхана Ержанова. Пока он снял всего два росийских проекта — «Замерзшие» и совместную с Казахстаном ленту «Возвращение Зои». Это как раз тот случай, когда режиссера знают исключительно благодаря победам на крупневших международных кинофестивалях. Хотя к предлагаемым ему российским проектам Адильхан по целому ряду причин относится весьма избирательно.
Учитывая популярность сетевых сериалов на российском пространстве, можно предположить, что скоро мы увидим новых режиссеров, готовых поработать в России. Правда, конечно, загадывать не приходится.
Фото из открытых источников