«Байғұс-ай! – пролетает у меня в голове при виде этого фантасмагорического фото чисто казахская мыслишка: дожилась, еще и сама в магазин ходит, бедненькая-разнесчастная – масқара!»
А потом я вижу фото другой первой леди в супермаркете – акима Кызылординской области Гульшары Абдыкаликовой.
Полный контраст. Контрастище.
Она не закупается. Она инспектирует.
«А не повысили ли цены на «социально-значимые продукты?» «Почем нынче рис?» «Буханка хлеба социального не подорожала?»
Она величественной поступью обходит зал в сопровождении пяти своих замов, помов, сотрудницы магазина в перчатках. Корреспондента и фотокора областной газеты (кто-то же все это запечатлел в кадре).
Предположу, что дальше по сценарию ее случайно встретят несколько заранее подготовленных актеров, переодетых в покупателей.
«Рахмет, Гульшара Наушаевна за поддержку отечественного товаропроизводителя и заботу о социально уязвимых слоях населения! Отечественных товаров на полке стало больше, цены – ниже!» И т.д., и т.п.
Мне не приходилось встречать министра сельского хозяйства, покупающего картошку на ярмарке, министра образования и науки, стоящего в очереди в «Алматы кітап», главу Мининдустрии, заливающего на АЗС полный бак.
Но где-то же они отовариваются, заправляются, обслуживаются? Не в спецмагазинах же, как при Советском Союзе.
Почему так происходит? Им не «по чину» обслуживаться с простыми гражданами? Бояться зевак и не хотят привлекать к себе внимания? Боятся, что их одолеют просьбами и жалобами?
«Вы затронули очень важную тему, – говорит экс-аким Актюбинской области, финансист Ермек Имантаев. – Когда Меркель сама ходит за покупками, это показывает не только ее качества человеческие, но и результат уровня развития общества, сложившийся менталитет. На месте Меркель может быть любой другой немецкий политик. Поэтому ваши версии касаются больше нашего менталитета, я могу выбрать любую, и это будет правильно. Если посмотреть на наших чиновников за рубежом, основную массу я имею в виду, особенно в Европе, то они все пользуются там общественным транспортом, ходят в магазины, то есть пользуются услугами, предназначенными для всего населения».
Генеральный директор газеты «Экспресс К» Александр Аксютиц развел руками на вопрос: почему мы удивляемся, когда чиновники, как простые граждане, сами ходят в магазин, но вспомнил: «Встречал на набережной в столице Карима Масимова, когда он был премьер-министром, встречал в супермаркете в Алматы Бейбута Атамкулова, министра инфраструктурного развития».
Поэт Ербол Жумагулов не считает увидеть в магазине известную властную персону чем-то из ряда вон выходящим: «Почему это должно казаться диким? Кунаев был именно таким руководителем. Просто нынешние – поголовно лишены такой чести».
Известный общественный деятель (бывший госслужащий, кстати), правозащитник Ботакоз Копбаева разделила его мнение и добавила: «Для нас увидеть какого-то чиновника высокого ранга в обычном супермаркете, конечно же, нереально. Они очень оторваны от жизни общества и, на мой взгляд, это одна из причин того, что все отчеты правительства вызывают недоумение в обществе. Думаю, что чиновники уже настолько забронзовели, что считают ниже своего достоинства обслуживаться там же, где и остальные граждане».
«Наверное, это заложено даже, если так можно сказать, в культуре нашего народа: когда человек начинает представлять собой какую-то «значимость», люди приравнивают его к полубогу, – говорит известная журналистка Айнур Коскина. – И у этого «полубога» где-то на психологическом уровне срабатывает: раз он на эту табуретку залез, значит, не должен делать того и этого. Не о том думает, что он должен себя правильно вести. Наоборот. С этим у нас проблемы. Он отрывается от реальности. Это первое, то приходит на ум».
И это касается не только покупок, продолжила собеседница Check-point.kz.
«Такие люди считают, что их отпрыскам в государственных общеобразовательных школах не место, они переводят их в частные школы, детсады. Почему я так говорю? Две мои дочери учились в школе для одаренных детей, но до определенного времени, пока они оставались что называется «чистым листом». В подростковом периоде они начинают подражать родителям: это буду, а это нет. В этот момент я детей забирала и отдавала в обычную школу. Принципиально. Дети должны иметь представление об обществе, в котором живут. А вот эти люди, которые облечены какой-то властью, считают, что они живут в параллельном мире, и их детям не обязательно знать, как живут обычные люди. У многих чиновников даже жены не ходят по магазинам, они нанимают помощниц, домохозяек, хотя я этого искренне не понимаю», – продолжила Коскина, добавив, что закупки делает вместе с мужем, на что ее подруги реагируют с недоумением.
«В супермаркетах встречала депутатов. Как-то на ярмарке лет пять назад я видела Болата Жамишева. Бахыта Султанова видела, но это больше было похоже на показуху. А Жамишев реально закупался. Больше никого», – говорит журналистка.
…А я вспомнил свою работу на сайте одного акимата. Тогда по «зову свыше» во время очередной кампанейщины чиновников обязали добираться до службы на автобусе, отказавшись от служебных машин. Это была поездка (одна-единственная), во время которой они для отчета делали селфи в салоне общественного транспорта и после размещали это дело в соцсетях.
А на следующий они снова пересели в свои машины.