Интервью

Жизнь и борьба Букейханова: взгляд из Сибири

02.09.2021

Совсем скоро в Новосибирске будет отпечатан тираж первой в России книги о выдающемся казахском общественном и политическом деятеле Алихане Букейханове. Автор научного труда «Алихан Бокейханов: человек-эпоха» – Виктор Козодой, известный российский ученый, автор ряда научных трудов, посвященных истории Сибири начала ХХ века, рассказывает о работе над книгой.

- Виктор Иванович, ожидаемый выход вашей книги сопровождается большим интересом в Казахстане, и это логично. Тем не менее, как вы считаете, чем вызван такой ажиотаж, ведь книг о Букейханове в Казахстане выходило множество и, казалось бы, белых пятен в его биографии нет?

- Прежде всего, я бы хотел сказать большое спасибо всем, кто проявляет интерес к моей работе. Любому автору (и я не исключение) всегда приятно это знать, осознавать.

Да, действительно, в Казахстане была проведена большая работа по изучению жизни и деятельности Алихана Букейханова. Прежде всего, следует отметить громадную работу Султан Хана Аккулы, который порядка тридцати лет занимается изучением его биографии, он, по сути, является основоположником, первопроходцем этой темы. А первопроходцам всегда тяжело. Но тем не менее, хочу сказать, что именно Султан Хан Аккулы заложил основу, базу, задал вектор в изучении данной тематики. И нам, последователям, есть от чего отталкиваться. Мы с ним постоянно дискутируем, на ряд проблем смотрим под разным углом, что не исключает главного – мы оба сходимся в признании высокой роли Алихана Букейханова. В научном плане это очень продуктивно.

Большую работу провели казахстанские ученые Кенес Нурпеисов, Мамбет Койгельды, российский историк Дина Аманжолова, у которой замечательные книги, в которых она в том числе рассматривает Алихана Букейханова с точки зрения истории движения «Алаш» и правительства Алаш Орды.

Думаю, интерес к моей работе вызван в первую очередь самой личностью Букейханова, ее масштабом. Людям всегда интересно узнать о таких людях что-то новое, полезное для себя. В ходе работы мне удалось обнаружить в архивах ранее не исследованные документы, которые характеризуют Букейханова с разных сторон, раскрывают яркие грани его личности, которые до сих пор не были введены в научный оборот. Да и казахстанцам, думаю, интересен взгляд со стороны – иностранного исследователя.

Я считаю, что масштаб личности Алихана Букейханова, его исторические заслуги сейчас приобретают новую актуальность, ведь те идеи, которые он закладывал, воплотились в Казахстане только сейчас. Поэтому неспроста сейчас столь внимательно относятся к памяти этого человека.

- Есть ли интерес аудитории к вашему труду в России (все-таки Букейханов не только казахстанский политик, но и Российской империи), или он рассчитан только на академические круги?

- Да, определенный интерес в России есть, в первую очередь, в научных кругах. В прошлом году в декабре был проведен круглый стол в рамках «Таврических чтений», это ежегодная научная конференция, которая проводится в Санкт-Петербурге. Интерес, думаю, был вызван тем, что Букейханов был депутатом Государственной Думы. Конференция проводится под эгидой Парламентского центра СНГ. Мы выступали там вместе с директором Института истории и этнологии Республики Казахстан, доктором наук Зиябеком Кабульдиновым.

Интерес к этой исторической фигуре, естественно, в первую очередь возник у специалистов, которые занимаются тематикой и проблематикой истории, политической ситуацией дореволюционной России, изучением революций, Гражданской войны, историей Сибири того периода.

Думаю, выход книги означает введение в оборот новых фактов о жизни и деятельности Букейханова. Это одна из главных целей, которую я перед собой ставил: ознакомить российскую научную общественность с такой яркой фигурой, как Алихан Букейханов.

- Вас считают своим в Казахстане. Под вашими постами большое количество комментариев именно от казахстанцев. В наших СМИ вышли десятки статей, интервью, сюжетов, посвященных вашей работе. Это как-то стимулировало вас, помогало в работе?

- Большое спасибо за такую оценку. Приятно, что меня считают своим в Казахстане. Да, было много интервью для казахских СМИ, и я всегда охотно откликаюсь. Конечно, это стимулирует к дальнейшей работе: ты осознаешь, что работаешь не в пустоту, что твой труд прочитают не только люди, занимающиеся техническим набором текста, или пять-шесть специалистов, а более широкая аудитория. Но это и обязывает: насколько будут оправданы ожидания?

Вообще, писать книги о конкретном человеке – гораздо ответственнее, чем описывать какое-то событие или процесс. Приходится выверять каждый шаг, потому что читатель смотрит на героя книги глазами автора. Если автор написал что-то не так, это приведет к искажению его, героя, роли. А это, согласитесь, не хорошо. Здесь главный принцип, как у врачей: «не навреди!», показать как героические, так и трагические стороны личности. Я перед собой поставил цель раскрыть человеческие качества Алихана Букейханова. Это был живой человек со своими страстями, эмоциями. У него была замечательная любовная история со своей супругой. Какие он ставил перед собой жизненные цели, какие трудности преодолевал и чего в конечном итоге добился? Все это захватывает! Это, конечно, большой стимул для историка.

Могу сказать, что когда шло обсуждение в фейсбуке, когда я читал комментарии, пожелания, то принимал для себя решения, корректировал первоначальные планы и замыслы. Передо мной открывались какие-то новые стороны этой личности. Так что, можно сказать, что в каком-то смысле френды в фейсбуке стали соавторами моей работы. И я благодарен всем, кто откликался и комментировал меня в соцсетях.

Более того, когда у меня по работе возникали какие-то вопросы и проблемы, я напрямую обращался через соцсети, и коллеги из России и Казахстана присылали мне материалы, книги, фотографии. За что я благодарен. Возникали переписки, налаживались новые контакты. В первую очередь, с коллегами из Казахстана.

Известный историк, один из ведущих специалистов по истории «Алаш» Дина Аманжолова, к примеру, прислала два сборника документов, которые оказались очень полезны в моей работе.

- Была и критика: мол, почему о Букейханове пишет российский ученый, а не казахстанский…

- Я не считаю, что это критика. Критика должна носить конструктивный характер относительно текста и то на основе каких-либо материалов и документов. А по поводу того, что «пишет российский ученый, а не казахстанский» – это, наверное, не критика, а больше суждения, довольно часто эмоциональные. К чему я отношусь очень спокойно, потому что общеизвестно, что наука не может быть российской, казахстанской или французской. Она либо есть, либо ее нет. Это главный момент.

Во-вторых, политическая и общественная деятельность Букейханова имеет прямое отношение к России. Поэтому я, как российский исследователь, как человек, пытающийся заниматься историей Сибири, в большей степени изучаю именно эту сторону его личности: это взаимодействие Сибирского временного правительства с Алаш Ордой. Это наша совместная история, общий исторический процесс. И ничего плохого в том, что российский исследователь будет вводить в научный оборот новую документацию, новые материалы, касающиеся деятеля такого уровня, нет: берите, читайте, используйте в своих работах. Это приращение знаний.

Я вполне допускаю, что не всем понравится моя книга, кто-то не найдет того, чего хотел найти, а это довольно часто бывает. Но трудно угодить каждому. Кому-то могут не понравится мои трактовки. Это вполне нормально, это рабочий момент, для этого и существует научная дискуссия, в рамках которой расставляются точки над «i».

- Вы писали, что первым читателем вашей новой книги стал доктор исторических наук, директор института истории и этнологии РК им. Ч.Ч.Валиханова Зиябек Кабульдинов. Расскажите о его мнении, какие замечания, дополнения были им сделаны?

- Мы с Зиябеком Ермухановичем познакомились в прошлом году, и его мнение для меня было очень важным и значимым. Во-первых, он является высокопрофессиональным историком, человеком авторитетным и уважаемым в научных кругах, его хорошо знают не только в Казахстане, но и у нас, в Сибири. У нас очень много знакомых и друзей, которые очень высоко его оценивают, как историка. И для меня большая честь, что он согласился ознакомиться, сделать свои замечания к моей работе.

Во-вторых, он директор Института истории и этнологии, член корреспондент Академии наук, доктор наук и по всем формальным признакам – это историк номер один в Казахстане. И, конечно, мнение такого человека важно для любого автора. Я не настолько глубоко погружен в историю Казахстана, и мне нужен был взгляд такого высокопрофессионального историка, взгляд со стороны.

Он очень подробно, даже въедливо изучил мой текст, мы потом очень долго общались по телефону, и буквально постранично анализировали текст. Не скрою, мне было приятно, что он дал очень высокую оценку моей работе. Его советы были концептуальными.

- Могу предположить, что в процессе написания книги о лидере «Алаш» вы накопили материал, выходящий за рамки первоначального замысла. Стоит ли ожидать продолжения книги, в которой будет расширена тема движения и правительства Алаш Орда?

- Да, в процессе работы у меня скопился большой багаж материалов: архивы, выписки, периодическая печать, кое-что из монографий. Сказать, что я займусь продолжением по истории «Алаш», правительства Алаш Орда, пока не готов. Я еще не закончил эту книгу. Нужно психологически «отойти», потому что на самом деле это очень сложная и ответственная работа, которая потребовала много сил. К тому же, я работаю самостоятельно, и на мне не только научная и творческая работа, но и организационные моменты, поиск спонсоров, техническая обработка, работа с типографией, рецензентами. Поэтому говорить о продолжении рано.

Но могу сказать, что те материалы, которые я обнаружил, буду обязательно использовать в своей последующей работе по истории Сибири в годы Гражданской войны, Сибирской республики. Для меня, конечно, открылись, новые горизонты, новые грани понимания истории. История Сибири, как я уже говорил, в период Гражданской войны неразрывно связана с историей наших соседей, Казахстана и, в частности, движением «Алаш», Алаш Ордой и его лидером Алиханом Букейхановым. Без всего этого это будет куцая история. Как мне кажется, сейчас мне многие моменты той эпохи стали понятны, и я буду более подготовленным при написании следующей работы по сибирской тематике.

- Книга еще не увидела свет, но все же: поступали ли предложения перевести ее на казахский язык?

- Нет, таких предложений не поступало. Пока, по крайней мере. Если будут такие пожелания, буду только приветствовать. Каждому автору приятно и важно, если его работа будет переведена на другие языки, в другой стране.

- И наконец: как и где можно будет приобрести вашу книгу?

- Рассчитываю, что книга увидит свет где-то в середине октября, после этого планирую провести презентацию, представить, так сказать, миру и общественности свой труд. Тираж – одна тысяча экземпляров; какую-то его часть я передам библиотекам, буду распространять среди научной общественности.

На счет реализации я не думал и никогда этим не занимался. Для меня этот проект, как и все предыдущие, не является коммерческим. Я никогда не зарабатывал на своих книгах по истории, считал это научной работой, просветительством. Когда книга выйдет, тогда и будем думать дальше. Может, через полгода-год будет смысл выложить ее в электронные библиотеки.

В заключение хотел бы поблагодарить и вас, и коллег, и просто читателей за интерес к моей работе. Мне приятно, что в этом году Новосибирск и Павлодар стали городами-побратимами. Особенно это приятно, что моя работа по изучению жизни и деятельности Алихана Букейханова с ноября 2019 года началась с Павлодара, была блестящая возможность поработать в прекрасной библиотеке, где я нашел много материалов, и где я окончательно решил написать книгу. Что называется, звезды сошлись.

В этому году Республика Казахстан празднует 30-летие независимости. И я бы хотел, чтобы моя книга стала подарком народу Казахстана.

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

https://check-point.kz/publication?id=56



Публикации автора

Арсен Керимбеков: «Тезис о том, что казахстанцы едят натурпродукты – фикция»

Где захоронен темник Золотой Орды, как дети съели свою мать и почему Макпал Жунусова взялась за лопату

Демограф Александр Алексеенко: «Число городских жителей в Казахстане растет быстрее, чем сельских»

Избить за тонну угля, кто отстоял территорию Казахстана и отправят ли не знающих госязык чиновников в аул?

Айдын Аимбетов: «Думаю, что «рутинные» полеты в космос – это вопрос времени»

Казахоязычные СМИ: Репрессии против верующих, степная Рапунцель и уроки казахского для африканского зятя

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 21.11.2024

Цифровой коридор построят Азербайджан, Грузия и Казахстан

НОВОСТИ | 21.11.2024

Инфляция ускорилась до 8,5% — Нацбанк РК

НОВОСТИ | 21.11.2024

350 млрд тенге заработали производители РК на госзакупках

НОВОСТИ | 21.11.2024

Сенат вернул в мажилис проект бюджета

НОВОСТИ | 21.11.2024

Улицу именем бывшего премьер-министра РК назвали в Астане

НОВОСТИ | 21.11.2024

Львенка пытались продать в Шымкенте