Сейчас Виктор Козодой пишет книгу о лидере партии «Алаш» и главе правительства Алаш Орды. Это будет первый фундаментальный труд об Алихане Букейханове, который увидит свет в России.
- Виктор Иванович, когда у вас возник интерес к истории казахов и Казахстана?
- Хочу сразу оговорится, что я не являюсь специалистом в области истории Казахстана, более того, я не владею казахским языком. Я рассматриваю историю вашей страны в с точки зрения взаимодействия наших народов и государств. Я уже больше четверти века, с 1994 года, занимаюсь исследованием проблем, связанных с коренными изменениями общественных строев, или революционными процессами. Началось все с изучения истории Сибири во время перестройки. Как вы знаете, это был сложный и противоречивый период, и мне, как историку, было важно понять, как это все на местах происходило, как формировалась многопартийность, как взаимодействовали общественные организации, личности. После защиты кандидатской и докторской диссертаций, накопления определенного материала и новых методологических подходов, я перешел к теме развития истории российской революции 1917 года и Гражданской войны. Я использовал подход, который позволил понять общие вопросы проблематики сквозь призму изучения биографии крупнейшего исторического деятеля того времени Александра Ивановича Гучкова. В рамках этого исследования я выпустил две книги: первая вышла в 2015 году, вторая в 2019 году.
Вторая книга касалась истории государственного переворота в Болгарии в 1923 году и роли в ней остатков российской армии, Белой армии генерала Врангеля и российской эмиграции, в том числе роли Александра Гучкова. После презентации в Софии книга была переведена на болгарский язык, и, что было очень приятно для меня, получила широкий отклик в научных кругах, а отдельные положения попали в учебник истории Болгарии для учащихся гимназии старших классов.
После этого я стал плотно заниматься историей Гражданской войны в Сибири, точнее, в Сибирской республике, которая неразрывно связана с именем генерала Алексея Николаевича Гришина-Алмазова, «забытого» вождя Сибири. Тогда я стал обобщать все материалы, которые были связаны с историей Сибири с 1917 по 1918 годы – периода, связанного с антибольшевистским переворотом в мае 1918 года, когда Советская власть в Сибири пала.
В процессе исследования я осознал, что изучить механизмы, то, как это все происходило, невозможно без внимательного исследования такого важного и сложного явления, как правительство Алаш Орда, движения «Алаш» и его лидера Алихана Букейханова. Вот таким образом я вновь вышел на биографию конкретного лидера – Алихана Букейханова.
В 2019 году по международному обмену я работал в Павлодаре, и у меня появилась возможность заниматься в прекрасной областной научной библиотеке. Ну, а затем уже казахские коллеги предоставили мне возможность позаниматься по данной проблематике, снабдив необходимой литературой. Это был первый шаг к работе по сбору и обобщению материала.
За период с 2019 года я поработал порядка в десяти архивах, в том числе Алматы, Павлодара, Семея, Томска, Омска, Новосибирска, Самары, Оренбурга. Казахские коллеги предоставили мне порядка сорока сборников документов, касающихся в том числе деятельности Алихана Букейханова, плюс то, что размещено на различных сайтах России и Казахстана.
То есть шел процесс накопления, обобщения и оформления материалов, и сейчас я выхожу на финишную прямую. Надеюсь, в первой половине этого года я завершу книгу-биографию об Алихане Букейханове.
- Какие белые пятна биографии Букейханова ждут своего исследователя?
- Всякое историческое исследование должно нести в себе некую научную новизну. Я иду, так скажем, тремя путями. Первый – вовлечение в научный оборот новых или малоизвестных исторических источников, для чего я, как уже говорил выше, побывал во множестве архивов и нашел сведения, которые будут впервые введены в оборот.
Второй путь – обобщение всего того, что наработали мои предшественники. Весь этот пласт материалов необходимо переосмыслить и посмотреть новыми глазами на известные вещи.
И третий путь – это обобщение материалов коллег, которые работали по своей теме, но имя Букейханова так или иначе фигурировало в их исследованиях, но осталось как бы в стороне, а это также представляет очень большой интерес, в том числе и научный.
Интерес к истории Казахстана у меня вызван еще вот почему. В дореволюционной царской России проживали представители сотни этносов. После свержения самодержавия у многих возникли вопросы, связанные с самоопределением: либо созданием автономии, либо достижением независимости от метрополии. Из этих сотен народов реализовать эту идею удалось далеко не всем. Один из них на из них – казахи. Автономия Алаш сама по себе вызывает интерес: почему, как им это удалось? И я ищу истоки, где и когда начался этот процесс и благодаря чему это стало возможным.
- Какое влияние оказала деятельность партии «Алаш» и правительства Алаш Орды на формирование в последующем Казахской АССР, союзной республики?
- О влиянии надо говорить прежде всего идейном. Букейханов и его сторонники с самого начала ХХ века и особенно с момента образования газеты «Казах» в Оренбурге сумели мобилизовать и сплотить вокруг себя очень серьезные слои казахской интеллигенции и, по сути дела, они доминировали в общественном сознании казахов того времени. И влияние этих идей было настолько велико, что после окончания Гражданской войны победившие большевики не могли просто проигнорировать это движение. Хотя еще в 1918 году, перед началом Гражданской войны, отношение большевиков к оппонентам было совершенно другое. Они чувствовали себя победителями и ни с кем не собирались считаться, а тем более делиться властью. Тем более, что в феврале 1918 года большевики разгромили Туркестанскую автономию. Но уже в 1920 году отношение стало принципиально другое. Поэтому, считаю, «Алаш» изменил свою тактику и был настроен больше на сотрудничество, чем на противостояние. А большевистской властью было принято решение провести амнистию представителей «Алаш» и вовлечь в свою работу, в том числе в управленческую деятельность. То есть сложилась такая уникальная ситуация. Однако учтите, что в основу образования Казахской АССР был положен советский проект, но под влиянием идей Алаш Орды.
- В чем причина трагического краха Алаш Орды?
- Я бы не стал использовать такой термин, как «трагический крах». Да, в политическом плане они оказались в лагере побежденных. А если смотреть в историческом, то оценки совершенно другие. Ведь в конечном итоге идеи «Алаш» победили и оказались очень востребованными. В политическом плане силы оказались неравными. «Алаш» не мог противостоять более сильному противнику. И партии пришлось лавировать между одними силами и другими: правительством Сибирской республики, правительством Колчака, большевиками.
- Вы сказали, что работали в различных архивах. Что вам удалось узнать новое о личности Букейханова, как человека: его предпочтениях, интересах, привычках?
- Есть важный источник – анкета, собственноручно заполненная Букейхановым – который меняет представление о годе рождения Букейханова. В анкете говорится, что он появился на свет в 1870 году, а не в 1866-м, как указывают официальные данные. В архиве Оренбурга я нашел материалы, которые касались деятельности Букейханова в Саратовской губернии, где он служил в банке, эти документы еще не были введены в научный оборот. Уникальные документы были обнаружены в Центральном государственном архиве Республики Казахстан, в фонде Наркомзема, когда Букейханов уже работал на службе у Советской власти – в Народном комиссариате, где можно по дням отследить, когда он был принят на работу, какие должности занимал, что, на мой взгляд, тоже довольно важно.
Работая в архивах Самары и Оренбурга, я обнаружил документы, рассказывающие о повседневной жизни лидера «Алаш», в том числе наблюдения жандармерии, которая за ним следила. Они довольно подробно описывали его. Судя по эти материалам, у Букейханова было хорошо развито чувство красоты, моды. Он умел хорошо одеваться: элегантно, стильно. Это они все отмечали. Стенограммы в Общесибирского съезда в 1917 года, где он был делегатом, свидетельствуют о его ораторских способностях, у него было хорошее чувство юмора. Букейханов хорошо знал произведения Салтыкова-Щедрина и многих других писателей и довольно часто использовал это в своих речах. Он не был сухарем. Любил подшутить, подтрунить над своими оппонентами.
Алихан Букейханов – это не только лидер «Алаша» и правительства Алаш Орды, Казахстана, но и крупный политический деятель общегосударственного уровня России. Должен сказать, что в России об Алихане Букейханове до сих пор нет ни одной книги или монографии, есть только ряд статей. И мой труд, считаю, очень важен с точки зрения преподнесения, презентации жизни и деятельности этого выдающегося деятеля.
- Казахи и русские – многовековые соседи. Как, на ваш взгляд, развивались и развиваются отношения между нами?
- Это глобальный вопрос, на который можно отвечать очень и очень долго. Наши народы веками жили друг возле друга. За эту очень долгую историю мы пережили разные этапы: были совместные героические, и совместно трагические страницы. Взаимовлияние было огромным. Ученый-лингвисты утверждают, что до 5% словаря русского языка состоят из лексем тюркского происхождения. Помимо этого, надо учитывать культурный взаимообмен, даже ментальность. Казахи (порядка 3 тысяч человек) принимали участие на стороне России в войне с Наполеоном и дошли до Парижа. Вспомним о совместном участии во Второй мировой войне, защите Москвы. Эти героические страницы не подлежат забвению. В России об этом знают и помнят.
Мы соседи, и никуда друг от друга не денемся. Очень важно, по крайней мере, я бы этого хотел, чтобы помня трагические страницы нашей совместной истории, мы делали упор на то, что нас объединяет и укрепляет наши дружеские отношения, как двух независимых, суверенных государств, двух, не побоюсь этого слова, братских народов. У меня очень много друзей в Казахстане, чем я горжусь. Я рассчитываю, что моя книга станет скромным вкладом в укрепление дружеских отношений наших стран и народов.