В последнее время чуть ли не каждый день можно увидеть новости о том, как кто-то кого-то жестоко избил, зарезал, довел до самоубийства. Самое ужасное в том, что такие новости нередко воспринимаются как норма повседневной социальной реальности. В этом свете известный случай с Куандыком Бишимбаевым — лишь часть «айсберга», который держится на психических отклонениях, широко распространенных в нашем социуме. Ведь для того, чтобы насилие рассматривалось в обществе как социальная норма, значительная часть членов этого общества должна придерживаться, по сути, нестандартных психических установок, базирующихся на мракобесных пережитках традиционной культуры.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Идеологическая основа постсоветского тоталитаризма
Обесценивание и отрицание – инструменты путинизма
Физическое насилие – часть психического насилия
Неслучайно у нас многие привыкли смеяться над теми нормами и ценностями, которые считаются ими неправильными, и это ненормально, ибо так проявляется нетерпимость к инаковости, другим культурным ценностям и особенностям. В данном случае мы, по большому счету, имеем дело с наивным восприятием реальности, не учитывающим, что в мире мириады разных культур, когда то, что считается нормальным в одной, в другой будет ненормальным. К примеру, мужчина ходит за продуктами в магазин, к тому же тщательно их там выбирая по цене и качеству. В нашей «традиционной» культуре такое поведение порой расценивается как «немужское», а в западных — это нормальное явление. На Западе, в других развитых цивилизациях такого мужчину воспринимают как грамотного во всех смыслах человека.
Многие казахстанцы знают, как правило, только нормы и ценности одной культуры — традиционной, прошедшей еще сталинские лагеря, идеологическое «промывание мозгов» с подачи структур КПСС. Поэтому они шарахаются от других людей, непохожих на них, начинают их зачастую воспринимать как «ненормальных». Хотя кто сказал, что нормы нашего общества более правильные, чем у других культур, в частности, западноевропейских, в которых еще в средневековье появились университеты и профессиональные философы, владеющие формальной логикой?
Нетерпимость к инакомыслию, инаковости уже стала нормой для нашего общества. Неприятие «другого», его мнения и культуры стало у нас одной из основ социальной поляризации, образования разных условных социальных групп (на основе стигматизации, сегрегации). Соцопросы фиксируют существование в Казахстане проблемы сосуществования групп, отличающихся по многих параметрам — языковому, социальному, экономическому, культурному. Большинству казахстанцев присуще нежелание жить рядом с «другими».
Уже стало привычным наблюдать, как в разных дискуссиях многие казахстанцы резко негативно воспринимают диаметрально противоположное мнение, иные ценности, проявления культуры, особенно если они непонятны. Доходит до абсурдного, когда из-за слов люди ссорятся с коллегами, друзьями, единомышленниками, а иногда на этой почве готовы «зарезать» друг друга. Хотя, бывает, при этом единодушно занимаются каким-то общим делом. В тех же соцсетях «взять и заблокировать» — распространенный метод, вместо того чтобы понять позицию «противника». Между прочим, психология практически доказала, что ошибочно воспринимать человека только на основе его слов, поскольку они не могут передавать всю суть внутреннего мира.
Как я много раз писал, сегодня в Казахстане наблюдается деградация сферы морали. В этой связи возникает вопрос: «Как могут люди, не понимающие, что такое «добро» и «зло», «хорошее» и «плохое», знать, что такое «нормальное»? То, что мы являемся мировым лидером по суицидам среди подростков, о многом говорит, и, прежде всего, — о ненормальности наших психических, социальных ценностей. Кто-то может возразить, что, мол, все это – относительно. Тем не менее, есть общечеловеческие ценности, которые разделяют все представители homo sapiens. Поэтому есть и вневременные моральные нормы, главная из которых — это золотое правило нравственности. Тем самым мораль в большинстве своем нужна, чтобы обычные люди не перестреляли, не перерезали и не подавили друг друга. Одним словом, общечеловеческие мораль, этика в любом случае необходимы для общества.
От многообразия культурных ценностей, наличия адекватных психических норм зависит успешность модернизации страны, когда, например, «либерастия» не будет рассматриваться как ненормальное. Как-никак, но психические нормы базируются на культурных ценностях. В целом, от психических норм зависит вся судьба модернизации страны, ибо пока простые люди не признают нормальным то, что они раньше не считали таковым, ничего путного не выйдет из модернизации. Потому что, как показывает мировая практика, успешная модернизация базировалась на таких нормах и ценностях, которые в авторитарно-тоталитарных странах считаются ненормальными.
Речь идет, к примеру, о таких ценностях тоталитарного советского прошлого, присутствующих в настоящем: «Мы – маленькие люди, политикой государство должно заниматься, наше дело маленькое. Нельзя высовываться, отличаться от других, качать права». И все эти ценности облекаются в культ насилия. Так, неспособность постсоветских людей прощать (лагерная сталинистская жестокость) — одна из главных черт человека криминально-тоталитарной культуры. Кстати, эта черта характеризует и носителей темной триады (нарциссы-психопаты-садисты, далее — темнотриадники).
В психологическом смысле вышеприведенные примеры «дискурса» присущи в основном носителям темной триады, которые вдобавок отрицают и обесценивают все обвинения в свой адрес. Причем темнотриадники нередко стремятся отрицать и обесценивать прямо перед собой стоящие факты. Обесценивание и отрицание — это механизмы психологического самоутверждения — на фоне комплекса неполноценности. Темнотриадники практически все время кого-то и что-то обесценивают, высмеивая, уничижая в объектах критики, информационной атаки все подряд: то не так, это не так и т. д. Темнотриадники обесценят все хорошее, что есть в вас, все, что вы делаете. В таком случае темнотриадникам невозможно угодить, да и это делать категорически не надо, а следует сразу разрывать все отношения с такими крайне опасными субъектами.
Таким образом, в нашем социуме широко распространены весьма примитивные представления о психической нормальности, что также является одним из факторов ухудшения социального положения, например, людей, не обладающих материальной и физической силой. В казахстанском обществе, вероятно, очень много темнотриадников, которые являются крайне жестокими, мстительными людьми, не обладающими эмпатией. (К слову, психологи рекомендуют избегать общения с нарциссами-психопатами.) Они в общении с людьми часто прибегают к газлайтингу, когда своими заключениями, насмешками ставят под сомнение не только слова собеседника (жертвы), но и его психическую и умственную адекватность. Иногда газлайтинг, буллинг становятся систематическими, что так же может стать одной из причин суицида жертвы.
Вообще темнотриадники очень изобретательны и последовательны в создании комплекса проблем для жертвы. И вот такие субъекты зачастую задают психические и культурные нормы в разных социальных группах в Казахстане. То есть, эти «нормы», по сути, являются ненормальными. Но за несоответствие им жертву буллинга, газлайтинга могут объявить ненормальным человеком, что, конечно, является нонсенсом, абсурдом, и это нужно понимать казахстанцам. Да, психические нормы в любом обществе задают психиатры, психологи. Однако они находятся под влиянием различных общественных норм и ценностей, которые нередко подменяют профессиональные психические оценки. Тем более, что психология и психиатрия в Казахстане находятся на крайне низком уровне развития, еще пребывая под влиянием советского наследия.
Из советского прошлого мы знаем, что в «психушки» временами попадали абсолютно здоровые люди. Их делали «психами» власти за инакомыслие, или чтобы завладеть их имуществом. Наследие советской карательной психиатрии до сих пор влияет на восприятие множества людей в постсоветских обществах, на то, чем должна заниматься психиатрия. Да и широко распространенная в нашем социуме невежественность не может не сказываться на уровне развития отечественной психиатрии, психотерапии, психологии.
В сталинские времена произошло «заражение» советской действительности зоной, сделавшей тюремную субкультуру (ее ценности и нормы) частью всей культуры, картины мира советского общества. Именно с тех пор быть «пацаном-паханом» стало главной ценностью советского, а затем и постсоветского пространства. Как известно, на территории Казахстана в сталинские времена находились большие концлагеря, к нам в те времена разными путями попали много прокриминальных элементов. Во многом поэтому в Казахстане стала царить прокриминальная «мораль», органично связанная с советскими моральными, культурными, психическими нормами и ценностями. И все это может продолжаться бесконечно долго, пока не начнет кардинально меняться наша культура. Вслед за этим начнется качественное развитие казахстанской экономики, науки, всей нашей цивилизации…
Фото из открытых источников