Аналитика

Идеологическая основа постсоветского тоталитаризма

Талгат Мамырайымов

22.07.2024

Журналист Эван Гершкович стал жертвой политического преследования

В минувшую пятницу российский Свердловский областной суд приговорил журналиста газеты The Wall Street Journal Эвана Гершковича к 16 годам колонии строгого режима за якобы шпионаж. Как утверждает следствие, Гершкович «по заданию ЦРУ» собирал данные о деятельности оборонного «Уралвагонзавода». На самом деле Эван Гершкович занимался обычным журналистским «расследованием», которое подразумевает общение с инсайдерами и экспертами для выяснения сути дела. Понятное дело, что Гершкович стал жертвой политически мотивированного преследования со стороны российских властей.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Основа путинизма - симулякр

Ядерная угроза оси зла - пустышка

Необходимость демилитаризации массового сознания

Вдобавок таким путем, по мнению компетентных аналитиков, Кремль создает пул ценных заложников для их обмена на своих не менее ценных подельников, отбывающих заслуженное наказание в тюрьмах стран Запада. В этой связи показательно, что на прошлой неделе глава российского МИДа Сергей Лавров сообщил, что «по линии американских и российских спецслужб обсуждается возможный обмен Гершковича». Как бы то ни было, в обвинении российскими властями Эвана Гершковича в шпионаже отчетливо видно буквальное прочтение работы журналиста The Wall Street Journal.

Иными словами, следование своим обязанностям журналиста в сегодняшней РФ крайне опасно, ибо настоящая журналистика (беспристрастные неутомимые поиски, выяснение правды) — угроза для российского тоталитаризма. Причем репрессиям подвергаются не только журналисты, но и все другие люди, несогласные с политикой Кремля. Так, в начале прошлой недели Басманный районный суд Москвы заочно приговорил к 11 годам лишения свободы за фейки (недостоверную информацию) о российской армии одного из самых видных российских оппозиционеров Марка Фейгина.

В последнее время в России почти каждый день выносятся разные судебные приговоры по уголовным делам о фейках про вооруженные силы РФ. Дошло до того, что к суду привлекают даже за лайки под антивоенными постами и видео, в которых якобы дискредитируется российская армия. То есть, преследуют за «неправильные мысли». Причем наличие неправильных мыслей трактуется самим судом, даже несмотря на отсутствие таковых у самого автора лайка. Ведь он может поставить лайк просто так, либо чтобы затем посмотреть пост более детально в исследовательских целях, либо чтобы «быть в курсе».

Cформулированные выше выводы касаются ситуации со свободой слова как в России, так и в большинстве посттоталитарных постсоветских стран, когда преследуют за «неправильные» слова и мысли. Как ни крути, но крушение тоталитарных режимов обычно начинается с утверждения свободы слова, открывающего для общества все «прелести» диктаторов и их клики. Потому-то в постсоветских тоталитарных режимах не просто сажают за инакомыслие, но и убивают, в том числе за пределами страны — в первую очередь журналистов.

Собственно, многие жители постсоветских стран одобряют насилие со стороны властей в отношении инакомыслящих, будучи «крепостными» государства. Государственная машина — главная сила, которой поклоняется тоталитарный постсоветский человек. По отношению к власти он себя называет «маленьким человеком», приговаривая: «Мы люди маленькие, наверху лучше нас знают все обо всем». Потому что власть/государство — источник страха и подавления с помощью самой «крутой» силы.

Тоталитарный человек, как носитель темной триады (нарциссы-психопаты-садисты), признает только силу (физическую, материальную). Жизнедеятельность людей тоталитарных режимов направляется преимущественно биологическими инстинктами, буквальным восприятием мира — без морали, эмпатии и рефлексий. В тоталитарном мире рефлексию замещает государственная пропаганда. В итоге человек посттоталитарных постсоветских режимов обычно воспринимает слова буквально — только значение слов, а не их смысл. Иначе говоря, смысл зачастую отождествляют со значением слова, или с денотатом (предметом, явлением, отображенным в слове).

Таким образом, это буквальное отношение к словам как к летящим в вас кирпичам — без учета их смысла, либо без учета их как просто языковой игры в разных целях, в том числе для общения, попыток поговорить, порассуждать. К тому же контекст слова или ситуации, в которой оно было употреблено, редко считывается. Еще хуже обстоит дело с метафорами — их понимают единицы из тысяч. Очень часто столкновения бывают из-за разного прочтения смысла слов. Не понимая, что одно и то же слово может иметь несколько значений и, соответственно, не следует слова воспринимать только в одном, известном вам смысле. Особенно напряженное отношение у тоталитарного человека к любым словам, показывающим его изъяны, несмотря на их объективность и научный характер. Долгие годы практического отсутствия социальных наук подразумевают непонимание научной критики, ее восприятие как какой-то политической провокации.

Среди прочего силовые практики тоталитарного режима в СССР закреплялись нормами и ценностями милитаристской криминальной культуры. Ведь в сталинских лагерях сидело множество советских людей. Взаимопереплетение сталинского тоталитаризма и криминалитета породило «спрос за слова», которые нужно чеканить четко, как в строю, на посту, и безо всякого отклонения от генеральной линии. Любое уклонение от этого правила, закрепившегося в уголовном праве и криминальных, пацанских понятиях, — подозрение в виновности. Во многом отсюда у советских людей принято акцентировать внимание не на содержании говорения, речи, а на ее форме, которая напоминает канцелярский язык «райкомов партии».

Короче, тут главное не то, что говорится, а как. Если говорится красиво, комплиментарно, то это более истинно, чем точное описание реальности некомплиментарными выражениями. Отчасти поэтому советские люди в большинстве своем воспринимают информацию эмоциями, а не разумом. Так же дело обстоит и с одеждой, в частности, когда красивая дорогая одежда вовсе не означает, что ее носитель является образованным, культурным и моральным человеком. Бывает так, что гражданин в нищенских лохмотьях может быть как Человек на голову выше, чем «люди» в одежде от Кардена, Бриони и т. д.

Каждый тоталитарный режим стремится в первую очередь создать нового человека с моралью, ценностями (здесь главная ценность — государство) и нормами тоталитарной системы. К слову, в данном процессе существенную роль играет контроль за употреблением слов на основе соответствующих, разрешенных свыше идеологем. В тоталитарном строе человека судят уже просто за слова и мысли, а не за дела. Это идеологическое, а не рациональное мышление, когда истинность или ложность оценивается на основе соответствия не реальности, а идеологическим постулатам, нормам. Так дисциплинируется социум, задаются параметры тоталитарной социализации. Из-за прессинга тоталитаризма советские люди не очень верят друг другу на слово, что отражает не только низкий уровень взаимного доверия, но и моральное разложение.

Как показали исследования, природа советского человека была сформирована взаимодействием с репрессивными и контролирующими структурами государства и сумела адаптироваться к ним, что включило механизм негативной мобилизации, идентификации, когда поведение, консолидация людей стали определяться образом врага повсюду во внешнем и внутреннем окружении. Советские люди ведь росли на отрицании, осуждении определенных черт капиталистического общества, смеялись над их социальными нормами, ценностями, о которых сочиняли небылицы СМИ. Враг в лице «загнивающего» капитализма, «империализма» стран Запада, буржуазного мещанства и был тем основным ориентиром негативной идентификации советского человека.

С советских времен мы привыкли к стандарту упрощенного человека, не выходящего за рамки черно-белого мира и категорически не принимающего инаковость — «Не читал, но осуждаю». (Сложность — главное качество демократий и открытых обществ.) Неспособность прощать (лагерная сталинистская жестокость) — одна из главных черт человека криминально-тоталитарной культуры. Кстати, эта черта характеризует и носителей темной триады. Отрицание, негативная идентификация — это идеология войны, вернее говоря, идеологическая война. Ведь в СССР, особенно в первые годы советской власти и в правление Сталина, был широко распространен лозунг «все, кто не с нами, тот против нас». Во многом от такой установки пошли «враги народа», «отщепенцы» — корни этой идентификации в сталинской эпохе.

С тех пор дух шпиономании и насилия глубоко погружен в культуру постсоветских народов. Поэтому постсоветские люди буквально понимают «силу» государства, как ставку на милитаризм, спецслужбы. Неслучайно у нас даже эксперты в своем поведении, своих манерах зачастую мало отличимы от каких-нибудь рэкетиров, либо сотрудников спецназа, спецслужб. С другой стороны, коррупционная природа-структура постсоветских и посттоталитарных политических режимов такова, что властные чиновники обычно имеют дело только с теми экспертами, кто «держит язык за зубами» и «до смерти» предан своему патрону, с которым они имеют разные «темные» проекты. Да и за счет таких «проектов» нередко поддерживается идеологическая устойчивость власти постсоветских диктаторов…

Фото из открытых источников


Талгат Мамырайымов

Публикации автора

От Дурова до Кима

Философия прагматического эгоизма

Бейджин пытается помочь Москве?

Системная болезнь Казахстана

На волоске от краха

Израиль на острие кинжала

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 07.09.2024

Рациональность, логичность, предсказуемость — эксперты о Послании

НОВОСТИ | 06.09.2024

Почти 3,5 миллиона казахстанцев путешествовали по РК

НОВОСТИ | 06.09.2024

Что казахстанцы думают о референдуме по АЭС — опрос

НОВОСТИ | 06.09.2024

Казахстан – Норвегия: алматинский акимат обратился к болельщикам

НОВОСТИ | 06.09.2024

Идею строительства АЭС поддержали работники Степногорского ГХК

НОВОСТИ | 06.09.2024

Микеле Плачидо приглашен в жюри кинофестивалей в Кыргызстане