Политика

Курултай и внешняя политика

Мурат Халилов

18.03.2024

Обсуждая речь президента страны на III Национальном курултае некоторые наблюдатели почему-то разочарованно развели руками – мол, маловато было про внешнюю политику. Странно, но как раз-таки этому направлению Токаев уделил особое внимание, равно как и нашей национальной истории и нашей молодежи. Тут надо учитывать сам международный опыт оратора и то, что наша страна все более заметно становится немаловажным членом международного сообщества.

Не секрет, что одной из основных линий в курултаях является определение и подчеркивание ключевых ценностей, определяющих образ жизни нашей нации. Обобщая мнения и предложения по данному направлению, президент начал конкретизировать как раз с некоторых геополитических моментов.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Мышление и свобода слова

Митинговый экзамен

С кого и как будет спрашивать Бектенов?

В частности, он сказал: «Вы сами видите, какой жесткой стала глобальная конкуренция за ресурсы, инвестиции, транспортную логистику и коммуникации. Прежние представления о международных проблемах и способах их урегулирования, в том числе о нынешних региональных конструкциях как о панацее для решения всех экономических и политических проблем уже выглядят идеалистическими, даже наивными в контексте современной сложной и противоречивой эпохи».

Позже, говоря о модернизации инфраструктуры и поставив перед правительством ряд конкретных задач в этом плане, Касым-Жомарт Кемелевич коснулся и темы транспортно-логистического потенциала Казахстана. Речь, в том числе, шла и о пресловутом «Среднем коридоре», в котором крайне заинтересованы не только страны нашего региона, но и Китай и Евросоюз. Причем, последний, наверное, в большей степени, справедливо считая нашу страну важнейшим игроком в этом направлении. Конечно, Токаев на этот раз прямо сказал, но скептикам нужно извлекать дополнительную информацию, научившись «читать между строк» и периодически включать критическое мышление.

Возьмем, например, следующую цитату главы государства: «Нам нужен комплексный анализ событий в мире и их последствий для национальных интересов Казахстана. Это задача профильных ведомств, ученых и политологов». Она, вроде бы, в большей мере касается нашего отношения к происходящему, а не наоборот, но ведь именно от объективного анализа происходящих геополитических событий и оперативного реагирования на них нашей страны и общества, зависит и обратная реакция – каково будет отношение к Казахстану со стороны мирового сообщества. Именно поэтому Токаев сразу после этого подчеркнул, что мы были и остаемся приверженцами конструктивного диалога, уделяя внимание на интеграционные процессы на евразийском пространстве, в центрально-азиатском регионе, а также в Тюркском мире.

И тут прозвучала ключевая мысль, о которой мы намекали выше: «В основе всех решений нашего государственного аппарата, будь это внутренняя или внешняя политика, должны находиться фундаментальные общенациональные интересы, а не популизм и конъюнктурные соображения. Каждому государственному решению должен предшествовать всесторонний анализ его содержания и последствий. Особенно это касается внешнеполитической сферы, поскольку должным образом задокументированные решения международных саммитов с соответствующими обязательствами, по сути, носят необратимый характер».

Тут дополнительные комментарии и разъяснения, на первый взгляд, не нужны. Но все-таки поясним. Проще говоря, мы сначала должны думать о себе и своих национальных (страновых) интересах, но при этом не учитывать, какие-последствия могут быть после принятия тех или иных решений.

В этом плане политолог Андрей Чеботарев выразил на своем телеграм-канале схожую мысль, с которой мы практически полностью согласны. «Судя по всему, внешняя политика Казахстана, основанная на принципах многовекторности и прагматизма, является одним из ключевых факторов поддержания государственной независимости. Особенно это актуально в современных условиях политико-экономического противостояния ведущих акторов мировой политики. Поэтому приверженность конструктивному диалогу и всесторонней дипломатии в рамках взаимодействия Казахстана с зарубежными странами и международными организациями является незыблемой. Использование же своевременной и качественной аналитики позволит осуществлять внешнеполитическую деятельность страны максимально эффективно», – написал Чеботарев.

Но вернемся к одной из основных идеологических линий, озвученных на Курултае в Атырау – по национальной идентичности. Тут речь и о нашей истории, которую нужно изучать и преподносить объективно. Как это относится к геополитике? Очень просто – мы не должны зависеть от того, что подумают соседние или дальне-зарубежные страны, поднимая те или иные вопросы нашего недавнего прошлого. Например, никак нельзя забывать или отодвигать на второй план героические события Великой Отечественной, но при этом и правдиво показывать то, что было при Голодоморе и колонизации Казахстана Россией.

Говоря об интеграции в мировое пространство, от которой нет смысла и возможностей оградиться, глава государства отметил, что нужно четко понимать, что нужно нашей нации, а что может нанести вред. По этому поводу можно сказать и написать много чего, но мы лишь приведем одну цитату президента: «Но мы не можем и не будем идти на поводу тех, кто под влиянием западных и иных веяний продвигает чуждые для нашей культуры ценности, к тому же идущие вразрез с дуалистической основой мира». Вполне понятная формула.

Но приведем еще одну цитату главы государства – максимально полной, чтобы нас не обвинили в вырывании из контекста, и чтобы она была максимально понятной: «Мы как нация, как ответственный член международного сообщества, должны всегда быть готовыми отстаивать национальные интересы, защищать суверенитет и Независимость государства. Это особенно актуально сейчас, когда в мире все чаще стали апеллировать к принципу «не сила права, а право силы», и допускают рассуждения о, дескать, второсортных с точки зрения суверенности государств, которым уготована участь сателлитов».

Тут тоже все понятно. Но это, как нам кажется, месседж Касым-Жомарта Кемелевича не только и не сколько казахстанцам, а всем тем, кто как-то хочет заставить Казахстан работать в своих интересах. В этом плане принято думать на соседние Россию и Китай, но не только они – есть и более дальние страны, которые, на первый взгляд, руководствуются «общемировыми ценностями», но на самом деле в приоритет ставят свои национальные интересы. Впрочем, это отдельная тема для разговора, к которой мы как-нибудь вернемся. А пока напомним (и закончим ею) одну из ключевых, на наш взгляд, фраз, сказанных президентом Токаевым на III Национальном курултае в Атырау: «Нам нужен комплексный анализ событий в мире и их последствий для национальных интересов Казахстана».

Фото из открытых источников


Мурат Халилов

Публикации автора

Санкционные противоречия и Казахстан

300 энтузиастов: что изменится в системе опеки Казахстана

Кейс Перизат. Перспективы благотворительности

В этот день. Палестина, тенге и Семь-Пять-Три

«Келешек»: гарантия будущего

Дело Шерзата. Продолжение следует

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 21.11.2024

Культовый фильм с Шакеном Аймановым покажут на МКФ «Евразия»

НОВОСТИ | 14.11.2024

Политолог рассказал о целях визита Токаева во Францию

НОВОСТИ | 21.11.2024

Цифровой коридор построят Азербайджан, Грузия и Казахстан

НОВОСТИ | 21.11.2024

Инфляция ускорилась до 8,5% — Нацбанк РК

НОВОСТИ | 21.11.2024

350 млрд тенге заработали производители РК на госзакупках

НОВОСТИ | 21.11.2024

Сенат вернул в мажилис проект бюджета