С началом нового учебного года тему дистанционного обучения не обсуждал только ленивый. Дети, родители и учителя оказались заложниками ситуации. И теперь все боятся, что в итоге столкнуться с «кризисом знаний». Но результаты ждать не заставили.
По данным мировых рейтингов, Казахстан занимает, 73-е, место по воспитанию детей, результаты PISA говорят о снижении грамотности школьников. И это, по сути, лакмусовая бумага на качество работы Министерства образования и науки РК.
PISA - это международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15-ти лет.
Школьники и студенты в один голос говорят о плохой работе интернета, а также о большом объеме домашних заданий. Сложнее всех, детям из отдаленных населенных пунктов. По словам Кайсара Бекбаева, жителя п. Новоселовка, Аулиекольского района Костанайской области о проведении качественных онлайн-уроков не может быть и речи.
- Мобильная связь практически не ловит. Для отправки сообщения по WhatsApp приходится выходить на задний двор. В сентябре пока было еще тепло кто-то из соседских детей, залезал на крышу дома, чтобы поймать сигнал. О каком развитии может идти речь? Это же смешно!
На сегодняшний день свыше 55 тысяч школьников проживают в селах без интернета, и более 1 миллиона учащихся не имеет компьютеров.
Тем не менее, руководители на местах уверяют, что для дистанционного обучения созданы все условия.
Для Алины Герц ученицы 10-го класса каждый новый учебный день, как квест. И как он закончится неизвестно.
- ZOOM постоянно виснет и вылетает. Из-за этого возникает недопонимание с учителями. Я чувствую, что пропускаю очень много важной информации, а изучая задания самостоятельно, я не уверена в качестве своих знаний. К тому же бесконечное нахождение у компьютера сказывается на зрении. В первой половине дня, мы пытаемся подключиться к урокам и выполнить классную работу, а во второй приступаем к домашним заданиям.
Нелегко и самим преподавателям. Их задача загрузить задания на онлайн-платформы, провести видеоконференции и проверить большое количество работ.
У Нагимы 25 лет педагогического стажа. И она прекрасно помнит те времена, когда ученик на каждом уроке получал фактическую оценку и понимал, как она повлияет на конечный результат. То есть была мотивация. Сейчас огромным пробелом стала система оценивания и по некоторым предметам - содержание программ.
- Нас вынуждают говорить о высоком качестве знаний и оправдывать провальные реформы. Сейчас мы учимся от СОРа до СОЧа, дети практически не выполняют домашние задания. Многие дети испытывают стресс, при котором ни одно обучение не будет эффективным.
Людмила, мама пятиклассника :
- Такое ощущение, что на нас просто вываливают объем учебной информации. И практически все необходимо изучить самостоятельно. Многие родители целый день на работе. Дети предоставлены сами себе. Контроля как такового нет. Вечером приходишь и пытаешься объяснить новый материал. Но мы же не учителя. Это не дистанционное обучение, это самостоятельное изучение новых тем.
Аружан, мама 7 семиклассника :
- Сын путается в заданиях, допускает много ошибок. При этом мало кто из учителей дает обратную связь, мы не знаем какие ошибки, допустил ребенок. Просто видим итоговый балл. Задания зачастую двусмысленные.
Еще одно недовольство родителей связанно с низким качеством школьных знаний. Как следствие, они вынуждены тратить солидную сумму семейного бюджета на репетиторов. К слову, по сравнению с прошлым годом спрос на данные услуги возрос на 40%.
В итоге громкие обещания представителей МОН, на которые было потрачено около 70 миллиардов тенге, по части обеспечения дистанционного образования оказались неэффективными.
В вопросах дистанционного обучения практически бесшовный переход удалось совершить Финляндии, Китаю и Франции. К примеру, в Китае был продемонстрирован уникальный подход. За несколько недель разработали и запустили единую онлайн-платформу с видеоуроками по все школьным предметам, электронными учебниками и тестами. Система объединила семь тысяч серверов, а пользоваться ей смогли 50 миллионов учеников одновременно.
Неудивительно, что все больше казахстанцев покидают Родину и выбирают для обучения своих детей зарубежные вузы. Одна из причин низкий уровень образования. По мнение экспертов грамотность падает и сейчас одна из самых острых проблем - падение уровня подготовки молодых специалистов.
Опрос среди выпускников 11-ых классов показал, что большинство предпочитают обучение в соседней России, у кого есть возможность, отправляют детей в Чехию или Польшу, ну а те, кому совсем повезло, едут в США.
Оксана, мама одиннадцатиклассницы :
- Моя дочь будет, учиться в ЮРГУ в Челябинске. Мы давно уже решили. По моему мнению, наше среднее образование утрачено из-за бесконечных реформ, а высшее потеряло конкурентоспособность. Пандемия и ее последствия обнажили все проблемы и несовершенства образовательной системы. Я не удивлена, почему такой большой отток детей в зарубежные вузы. Все ведь очевидно.
Интересно, что теперь в университеты Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Тюмени, Екатеринбурга, Казани все активнее едут не только русские, но и казахи. В основном их привлекает широкий выбор профессий, рабочих мест и зарплат.