В узбекских соцсетях, тем более, «стоял шум до небес». И это неудивительно, ибо для многих простых узбеков в эти морозы «без того тяжёлые условия жизни стали совсем невыносимыми», а «многие жители отметили, что греют детей в машинах и намерены перекрыть улицу в знак протеста». Вдобавок в это время резко выросло количество травмированных (в темноте, без света, всякое бывает), заболевших, либо с обострениями хронических болезней, поступивших в больницы. В результате социальная напряженность в Узбекистане уже подходит к критической стадии. Какой сегодня уровень социальной напряженности в узбекском обществе показывает тот факт, что в начале декабря прошлого года, когда были длительные отключения электроэнергии и дефицит автогаза, главный имам Ташкента Р. Сайфиддинов призвал народ быть «благодарными и терпеливыми». Он это аргументировал тем, что «наши предки жили без электричества и газа», и поэтому, мол, «паника, беспорядки и протесты не решат проблемы».
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Фрагментация Центральной Азии?
Единство «персидского» и «тюркского» в ЦА
Латентные протестные настроения в Центральной Азии
Однако это обращение Р. Сайфиддинова сильно возмутило узбекскую общественность. Также следует понимать, что в России начался серьезный экономический кризис, по итогам которого около 3-4 миллионов узбеков потеряют там работу, что резко ухудшит социальное положение их семей в Узбекистане (около трети от всего населения страны). Одним словом, узбекистанское общество уже, можно сказать, почти «дошло до ручки», и остается лишь заинтересованной стороне «спичкой» поджечь все это недовольство для достижения власти. И таких в узбекской элите, полагаю, наберется немало, особенно из каримовской элиты, при Мирзиёеве лишившихся своих экономических и политических активов. Все вы знаете, что в начале своего правления Ш. Мирзиёев провел массовые зачистки в среде спецслужб, в том числе отправив на пенсию всемогущественного при И. Каримове главу тогдашней Службы национальной безопасности Р. Иноятова.
Каримовская элита придерживалась политики «изоляционизма» на международной арене, отчего имела довольно неровные отношения с Москвой, которая все время пыталась сделать Ташкент своим полнокровным вассалом. Следовательно, старая элита вряд ли согласна с тем курсом, который проводит Ш. Мирзиёев. К тому же старая узбекская элита, наверное, полагает, что во многом с поддержки Москвы Ш. Мирзиёев возглавил Узбекистан после смерти И. Каримова. И сегодня, в условиях приближающегося краха России в Украине, ослабления режима Путина, видимо, можно ожидать оживления в стане политических врагов, конкурентов Мирзиёева внутри Узбекистана. Разумеется, на самом деле Ш. Мирзиёев, скорее всего, пытается освободиться от тесной опеки и наставничества Кремля. Не случайно Ташкент вот уже несколько лет всячески стремится избежать вступления Узбекистана в ЕАЭС и ОДКБ, несмотря на призывы Кремля. Тем не менее, оппоненты Мирзиёева, конечно, не будут этого учитывать, и, по-видимому, ради достижения власти будут стараться представить второго президента Узбекистана как якобы ставленника, сателлита Москвы.
Причем Ш. Мирзиёев продолжает увеличивать лагерь своих противников в элите. За провалы с обеспечением населения теплом, газом и электричеством на прошлой неделе был снят со своей должности хоким Ташкента Д. Артыкходжаев, как и ряд других чиновников. При этом Ш. Мирзиёев добавил за что уволил Артыкходжаева: «За пустые слова, ложную сводку, за то, что не спустился вниз, за то, что у этого бессовестного ноги оторвались от земли». К слову, не только данные причины стали главными в отставке Артыкходжаева. Ш. Мирзиёев обвинил бывшего столичного градоначальника еще в отсутствии необходимого генплана столицы, что привело к росту «самовольно построенных объектов», где не было точного расчёта «нагрузки (имеется в виду отопление, газо- и электрообеспечение) на существующую инфраструктуру».
В итоге «только 15 января в Ташкенте сгорело 7 трансформаторов высокого и 524 – низкого напряжения, 87 - из-за перегрузок на линиях». То же самое происходило и на линиях газоснабжения. Как известно, в последнее время в Ташкенте понастроили массу разных объектов, за которыми стоят интересы многих влиятельных групп, связанных и с самыми крупными узбекскими олигархами. Тем самым Мирзиёев, по сути, бросил им вызов в том числе, возможно, в русле освобождения от их высокого влияния на него. Кстати, Ш. Мирзиёев в эти дни поручил «СГБ и Генпрокуратуре Узбекистана расследовать деятельность уволенных сегодня чиновников и в случае нарушений закона привлечь их к строгой ответственности».
Д. Артыкходжаева в народе называют «кошельком Мирзиёева». Исходя из этой версии, отставка Артыкходжева означает, что его Мирзиёев решил сделать одним из «крайних» в этом деле. Но это могло быть сделано без жестких формулировок про отрыв от нужд и чаяний народа, неподтвержденных сообщениях в СМИ о якобы задержании бывшего градоначальника в аэропорту при его попытке выехать из страны. Как бы то ни было, из этого могут следовать два вывода, которые могут пересекаться друг с другом: 1. Ш. Мирзиёев имеет информацию на руках о высоком уровне социальной напряженности в узбекистанском обществе, готовой вылиться в массовые острые протесты; 2. Данная напряженность подпитывается внутриэлитной напряженностью. Отдельные источники считают, что «старым» силовикам сильно не нравится, что Мирзиёев отстранил их от главных ролей, которые они имели при Каримове, и создал собственные параллельные структуры безопасности. Поэтому, возможно, эти силовики хотят дискредитировать Мирзиёева и заставить его убедиться, что без их помощи он «никто».
Между тем были комментарии в СМИ, обеляющие Артыкходжаева: «Он был солдатом и при этом очень исполнительным, а в энергетическом коллапсе из-за чего он был уволен с должности хокима его вины нету. Причины энергетического коллапса имеют более глубокие корни и стабильное обеспечение энергоресурсами населения в осенне-зимний период являются обязанностями Правительства во главе с Премьер Министром РУЗ. Это они должны подать в отставку из-за срыва Государственной программы по подготовке к осенне-зимнему периоду 2022-2023 годов». На этом фоне многозначительной является недавняя попытка Ташкентского кенгаша поблагодарить ушедшего в отставку своего бывшего шефа Артыкходжаева. Правда, позднее заместитель главы Ташкентского кенгаша Т. Матибаев заявил, что «кенгаш не публиковал обращения к бывшему хокиму и не поддерживает это обращение, в котором Джахонгиру Артыкходжаеву выражалась благодарность». Хотя сохранились скриншоты соответствующего обращения кенгаша. То есть они это могли сделать с учетом политического будущего, на всякий случай стараясь сохранить хорошие отношения с влиятельным узбекским элитарием.
Свой вклад в дестабилизацию политической ситуации в Узбекистане может внести и оппозиция. Речь идет об узбекских оппозиционерах, которые проживают за рубежом (внутри Узбекистана оппозиция не может существовать, ибо узбекское политическое поле внутри страны полностью стерилизовано, включая НПО, которые практически все являются ГОНГО - государством организованные негосударственные организации). Узбекская зарубежная оппозиция в основном является оппортунистической, лицемерной публикой, имитирующей политическое оппонирование режиму Мирзиёева, и готовой в любую минуту побежать выполнять (за разные бонусы, включая возвращение на родину в статусе важного должностного лица) поручения администрации президента Узбекистана. При этом некоторые из них, вероятно, издавна сотрудничают с узбекскими спецслужбами, чтобы за рубежом изнутри разлагать оппозиционное движение, сообщать о нем информацию в центр, вербовать для него оппозиционеров.
Суть в данном вопросе зависит от того, какая сторона побольше заплатит узбекской оппозиции, а также будет иметь больше остальных ресурсов - прежде всего силовых. Нужно понимать, что в нашем регионе протесты, как правило, являются организованными акциями, ибо сами простые люди в силу выученной беспомощности не готовы к самоорганизации. (За исключением Кыргызстана, в котором значительная часть общества имеет склонность к гражданскому участию.) В Казахстане в январе прошлого года большинство экспертов говорило, что массы народа самоорганизовались для острых протестов. Но затем стало понятно, что в большинстве своем тогда народ шел за организованными группами, которые их подгоняли протестными лозунгами. В случае с Узбекистаном нельзя исключать, что такой же сценарий имел место и в Каракалпакстане.
Представляется, в Узбекистане, где силовики контролируют все общественные сегменты, вряд ли возможно организовать массовое протестное выступление в тайне от сексотов и стукачей узбекских спецслужб. То есть, вполне возможно, что к «восстанию» в Каракалпакстане приложили руку и некоторые узбекские силовики, либо специально «проморгали» это. Тем временем в Узбекистане проходят заключительные судебные слушания по делу о прошлогодних протестах в Каракалпакстане. Независимые правозащитники отмечают закрытый и неоднозначный характер этого процесса. Вместе с тем в ходе суда звучала проофициальная версия о том, что протесты в центре Нукуса 1 июля 2022 года были срежиссированной, проплаченной акцией.
По всей видимости, Мирзиёев полагает, что за событиями в Каракалпакстане стояли «старые» силовики, в том числе с подачи каких-нибудь элитариев. В этой связи примечательно, что в Каракалпакстане недавно несколько недель проходили рейды полиции, когда арестовали 132 человека, находившихся в розыске. Понятное дело, что эти мероприятия не могут способствовать установлению социально-политической стабильности в Каракалпакстане. Среди всего прочего в июле прошлого года силовики убили множество ни в чем не повинных людей в Нукусе, что, конечно, там не забудут. Таким образом, нельзя исключать, что впереди политическую сферу Узбекистана ждут весьма жаркие времена. Впрочем, Ш. Мирзиёев неделю назад провёл расширенное заседание Совета Безопасности, где говорил о том, что узбекские силовики должны быть способны сами, без помощи извне, защитить страну. Может быть, он имел в виду, чтобы не звать на защиту своего режима военные части других стран?
Фото из открытых источников