Отголоски войны
Действительно, многие, начиная с правительства и заканчивая всякого рода «лидерами общественного мнения» (ЛОМы) ссылаются на то, что многое в Казахстане зависит от «новой геополитической ситуации». В принципе, во многом они правы, но постоянно изыскивать причины кризиса лишь снаружи, как-то некрасиво. Впрочем, это «немного другое», а мы лишь вспомним о войне в Украине и о том, что с этим связано.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Итак, сейчас многое зависит положения в зоне украинско-российского конфликта и его возможного разрастания. Тут, естественно, масса вариантов развития событий – от полного вытеснения оккупационных российских сил (в том числе из Крыма и Донбасса), до применения оружия массового поражения. Но в обозримом будущем ни первого (к сожалению), ни второго (к счастью) с большой долей вероятности не произойдет. Однако бесспорно то, что любое развитие событий вокруг этой войны, даже если будет «замораживание конфликта», прямо скажется и на нас с вами. Даже в большей мере, чем на других гражданах Земли.
Понятно, что в первую очередь это зависит от уровня казахстанско-российских отношений, которые и до вторжения были предметом пристального внимания западных наблюдателей, а сейчас постоянно находятся в поле зрения многих политиков практически всего мира. Да, до сегодняшнего дня дипломатический талант нынешнего президента Казахстана позволил увидеть практическое применение пресловутой многовекторности Акорды (при прежнем это в большей степени было теорией), но в ближайшие три месяца события могут получить стремительное развитие.
Между санкциями и наковальней
Можно предположить, что Москва станет оказывать на Астану большее давление, чем Вашингтон и Брюссель, и это станет ошибкой Кремля, так как казахстанская власть (в том числе и под давлением общества) может «встать в позу», перестав делать вид, что не замечает, что ее главный союзник на самом деле агрессор. Но это в идеальном варианте. На самом деле Казахстану нужны гарантии, касающиеся сразу нескольких направлений – политики, экономики, внутренних и внешних угроз.
Поэтому можно предполагать, что в казахстанской внешней политике «западный вектор» будет преобладать. Заодно получит развитие и «тюркское направление», причем, в обеих случаях политика будет перемешиваться с экономикой, а экономика – с политикой.
Что касается России (СНГ, ОДКБ, ЕАЭС и т.п.), то особого прогресса мы не увидим – все будет двигаться за счет инерции от прежне усилий. Да, по отдельным показателям можно будет наблюдать увеличение, но это в основном будет являться своеобразными последствиями антироссийских санкций и стремления «северного соседа» выжить.
Впрочем, Казахстану тоже нужно будет выживать и более активно искать альтернативные пути. Не будем глубоко вдаваться в подробности, но риск получения «вторичных санкций» все еще велик, но скорее всего это будет касаться отдельных казахстанских компаний, особенно тех, которые выпускают и поставляют в Россию продукцию «двойного назначения».
Здесь мы вынуждены напомнить, что обозреваем только ближайшее будущее – первый квартал наступающего года. Поэтому насколько бы не стремительно менялась геополитическая ситуация, вряд ли наша страна получит дополнительный экономический «шапалак». Но при этом нужно учитывать (и не расслабляться), что имеющиеся кризисные факторы у нас далеко от разрешения, а действия правительства в этом направлении порой хуже их же бездействия.
Внешние угрозы
Но о том, что наш ждет внутри страны, мы поговорим отдельно, а сейчас вернем наше внимание на «внешний фактор», причем – в прямом смысле. Это тоже во многом зависит от ситуации в зоне украинско-российского конфликта. Речь идет о том, о чем говорили еще до войны, но в последнее время – все чаще, в том числе с российских пропагандистских каналов – о возможности военной агрессии со стороны России.
Можно коротко сказать, что в ближайшие три месяца таковой не будет на 99,99%. Но мы немного поясним. Казахстан для России во многом сейчас палочка-выручалочка, поэтому идти с нами на вооруженный конфликт – это подобно суициду. Это только один из контраргументов – есть и другие, хотя мы помним, что и в открытое нападение на Украину тоже никто не верил до одного февральского утра.
Но внешние угрозы, если дело касается северного «союзника», могут быть выражены в совершенно других видах. Прежде всего – в информационно-пропагандистском, что, в принципе, не прекращалось последние несколько лет. В этом плане все будет только наращиваться, «дорабатываясь» различными «научными» суждениями и так далее. во только для чего это будет использовано – вопрос отдельный. Одно можно сказать точно – до конца марта мы столкнемся с небывалой агрессивной пропагандой и прямыми провокациями, на которые легко поведутся даже бывалые ЛОМы (не обязательно нацпаты).
Когда говорят про внешнее вторжение, то не стоит забывать и про «южное направление». Но в рассматриваемый нами отрезок времени это маловероятно – горные тропы и перевалы будут труднопроходимы для «гостей с юга». Но, как говорится, расслабляться не стоит.
Вместо послесловия
За месяц с небольшим после «перезагрузки» на должности президента Касым-Жомарт Токаев прямо продемонстрировал векторы внешней политики. Мы уж отмечали, что поездка в Москву – это традиция, но не более. Намного важнее был визит в Париж, о чем даже говорило то, как подробно Акорда освещала это событие – позднее даже специальный фильм был выпущен на гостелеканале.
То есть, в данном случае Евросоюз оказался большим «стратегическим партнером», что Российская Федерация. Наверное, в Кремле это понимают, поэтому и вырываются отдельные выкрики, что «Казахстан следующий».
Но, в то же время, как отмечают те же (и другие тоже) ЛОМы, люди ждут от Токаева чего-то наподобие того, что он высказал на Питерском форуме в июне (по «квазигосударства») – чисто по-человечески ждут. А тут еще другая поездка в тот же Санкт-Петербург похоже наметилась – там сегодня-завтра (26-27 декабря) опять традиционный неформальный саммит глав государств-участниц СНГ наметился. Но не думаем, что МИД РК и Акорда придадут ему какое-то важное значение – максимум одно проходящее сообщение будет, хотя довольно удобная площадка для Касым-Жомарта Кемелевича, чтобы сделать какое-то заявление, чтобы быть услышанным во всем мире.
Но важнее все-таки быть услышанным у себя на родине. И чтобы это касалось именно внутренних дел. Об этом мы поговорим в следующий раз – возможно, даже в самом начале наступающего 2023 года. Ведь Токаев обещал перед НГ сделать «специальное заявление» по поводу очередных внеочередных выборов, да и новогоднее обращение (поздравление) президента, думается, будет интересным для многих.
С наступающим!
Фото из открытых источников