Тот факт, что Совет сотрудничества тюркоязычных государств в ноябре прошлого года получил статус организации (ОТГ) говорит о начале углубления сотрудничества тюркоязычных государств. На Самаркандском саммите был учрежден Тюркский инвестиционный фонд. В Самарканде решили ежегодно проводить Международный тюркский экономический форум. Есть надежда на то, что данная площадка станет сродни Брюссельскому экономическому форуму, на котором рассматриваются конкретные экономические проблемы и перспективы Евросоюза. В этой связи отметим, что в начале июля прошел 1-й Тюркский агрофорум. В ходе работы Самаркандского саммита обсуждали рабочие аспекты унификации и удешевления транзитных транспортных тарифов, существенного снижения взаимных таможенных пошлин в торговле наших стран.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Возможности для ускорения тюркской интеграции
Турция – энергетический хаб Европы?
Как видим, страны – члены Организации тюркских государств уже начинают обсуждать первые практические вопросы тюркской экономической интеграции. Примечательно, что саммит прошел под лозунгом: «Новая эра тюркской цивилизации: на пути к общему развитию и процветанию». По факту эта тематика отразилась в обсуждении практических вопросов углубления экономического сотрудничества, развития транспортных коридоров, укрепления продовольственной безопасности, активного внедрения IT-технологий. В прошлом году на Стамбульском саммите был принят программный документ «Перспективы тюркского мира - 2040».
На Самаркандском саммите принята Стратегия реализация этой концепции. Данная стратегия является дорожной картой по углублению сотрудничества тюркоязычных стран в таких ключевых областях как-то: по безопасности, транспорту и таможне, информационно-коммуникационным технологиям, энергетике, туризму, здравоохранению, экологии, сельскому хозяйству, культуре, образованию и науке, молодежи и др. Эксперты полагают, что реализация данной концепции до 2040 года приведет к интеграции тюркского мира, но не в рамках единого государства, а в рамках организации. Следует уточнить, что речь идет не о создании единого государства из тюркоязычных народов, а об интеграции тюркской цивилизации.
Ранее в интервью нашему сайту казахский эксперт В. Тулешов заметил: «В отношении Организации Тюркских государств же мы можем и должны сказать, что здесь уже есть хороший задел: это общее понимание необходимости возрождения тюркской цивилизации, как модернистского и постмодернистского проекта, рассчитанного, как минимум, на создание нового центра силы в сердце Евразии». Не случайно большой интерес к ОТГ стали проявлять даже такие нейтральные страны как Туркменистан. Большую значимость ОТГ для Туркменистана показывает тот факт, что эту страну на саммите представлял не её президент, а Аркадаг – фактический правитель страны. То же самое можно сказать и о Венгрии, которая недавно стала наблюдателем при ОТГ. Надеемся, что Будапешт будет сближать тюркскую цивилизацию с Европой. К слову, на саммите следующий год объявили Годом развития тюркской цивилизации.
На Саммите также обсуждались вопросы взаимодействия в борьбе с гибридными, информационными войнами, терроризмом, экстремизмом, организованной преступностью, наркотрафиком и другими угрозами безопасности. Турция способна оказать большое содействие в укреплении безопасности нашего региона, так как она имеет сильную армию, мощный военно-промышленный комплекс, значительный опыт противодействия экстремистским и террористическим группировкам. Стоит отметить, что Турция недавно заключила с Казахстаном и Узбекистаном соглашения о тесном военном и военно-техническом сотрудничестве. На этом фоне освобождение Херсона означает, что Россия теперь не является ключевым игроком в Центральной Азии. По сравнению с Москвой в регионе возрастает роль Анкары.
Турция «загнала под лавку» Путина по зерновой сделке, продолжив её реализацию, несмотря на однодневный выход из нее Москвы. Более того, Турция не пропустила российский тихоокеанский флот в Чёрное море. Одним словом, сегодня Турция становится гораздо мощнее, чем еще несколько лет назад. (Кстати, разговоры об экономическом кризисе в Турции слишком преувеличены.) Между прочим, Эрдоган на полях саммита заявил, что Турция будет поддерживать братский Азербайджан в его справедливой деоккупации своих территорий. Тем самым Анкара открыто игнорирует интересы России на Южном Кавказе, ее поддержку Армении. Учитывая «плевок» Эрдогана в сторону Путина по зерновому соглашению, можно считать, что Турция сейчас себя считает сильнее России.
Р. Эрдоган в Самарканде заявил, что Турция готова активно сотрудничать с тюркскими государствами по всем сферам, прежде всего в торговле, транспорте и энергетике. Для Центральной Азии Турция может предоставить финансовый капитал, технологические ноу-хау и порты для выхода в Средиземное море. В свою очередь Турция заинтересована в наших рынках сбыта своей продукции, в наших природных запасах углеводородов, различных металлов. Как мы ранее отмечали, Анкара намерена стать энергетическим хабом Европы. При этом Казахстан и Турция могут стать ведущими транспортно-логистическими хабами китайского Шелкового пути. В Казахстане и Турции уже есть соответствующая инфраструктура. Турция является второй в мире, после Китая, страной по объёму железнодорожного сообщения.
Член ОТГ Турция в настоящее время выступает партнером США и других западных держав по различным стратегическим вопросам мировой политики и экономики. В этом плане ОТГ имеет большие возможности стать важным геоэкономическим и геополитическим игроком не только Азии, но и всего мира. Таким образом, есть надежда, что в ближайшие несколько лет тюркоязычные страны станут играть большую роль в Евразии, и оказывать значительное влияние на мировой политический процесс. Можно подумать, что в Центральной Азии Анкара натолкнется на жесткое противодействие со стороны Бейджина. Однако, полагаем, что интересы Анкары и Бейджина по большому счету совпадают – обе стороны больше всего ориентируются на возрождение Шелкового пути, стремясь стать главными его центрами-операторами. Эти устремления совпадают с интересами стран Центральной Азии, особенно Казахстана, который сегодня в условиях проблем с транзитом через Россию нуждается в альтернативном транспортно-торговом выходе в Европу.
Фото из открытых источников