Для начала несколько штрихов из официальной биографии Путина. В августе 1996 года после поражения Собчака на губернаторских выборах, он перебирается в Москву, где, по его же воспоминаниям, собирался зарабатывать на жизнь таксистом. Но вскоре он становится заместителем управделами президента России, а уже через полгода – замруководителя АП РФ, параллельно возглавив Главное контрольное управление. В мае 1998-го Владимир Владимирович был назначен первым замом главы Администрации, а уже через пару месяцев возвращается в КГБ, то есть – в ФСБ. Ушел он из Конторы штатным сотрудником первого отдела (разведка с территории СССР) Ленинградского управления Комитета, а вернулся директором ФСБ.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
В этот день. Революционный самосуд
На этой должности он пробыл всего восемь месяцев, за которые успел переформатировать управление, увеличить финансирование и получив звание полковника (перелетел через майора), Путин в довесок получает пост главы Совета безопасности. Это был март 99-го, а уже в начале мая, как утверждает в своем исследовании Рой Медведев, Борис Ельцин принимает окончательное решение сделать Путина своим преемником. Но для того, чтобы никому неизвестный даже внутри страны человек стал популярным, нужно было делать что-то кардинальное.
Как раз в это время начинаются ничем не оправданные провокации на чечено-дагестанской границе. Чеченские боевики и те, кто за них себя выдавал обстреливают блокпосты, устраивают диверсионные вылазки и так далее. Масхадов заявляет, что к Чечне они не имеют отношения и все это происки спецслужб. Напряженность растет, но россияне все равно не хотят новой войны. 9 августе премьер Степашин подает в отставку, и Путин возглавляет правительство. Ровно через месяц в Москве на улице Гурьянова прогремел взрыв.
По существу, это был не первый и, к сожалению, не последний взрыв, которые исследователи объединяют в единый цикл. Первый произошел в Буйнакске (Дагестан) – там возле жилого дома был подорван грузовик, погибло 64 человека, в том числе 23 ребенка. Страна напряглась, но все это казалось еще далеко, и тогда в полночь 9 сентября был взорван дом в Москве. По официальным данным погибло 106 человек и еще более 600 получили ранения и травмы, в том числе психологического характера. Сила взрыва была эквивалента 350 килограммам тротила, а на месте происшествия были обнаружены остатки гексогена.
Равно утром 13 сентября, в день объявленного траура, был взорван дом на Каширском шоссе – 124 погибших, а 16 сентября у жилой девятиэтажки в Волгодонске (Ростовская область) был подорван грузовик, в результате чего погибло 19 человек. А потом произошел инцидент, получивший название «Рязанский сахар». Коротко был так. Вечером 22 сентября бдительные жильцы обнаружили подозрительных людей и подозрительную машину, вызвали милицию, которая обнаружила в подвале дома мешки и детонатор с выставленным временем на 5:30 утра 23 сентября. Потом начали происходить интересные вещи, которые свелись к тому, что новый директор ФСБ Патрушев заявил, что это учения спецслужб такие.
Инцидент пытались всеми силами замылить. Получалось не очень. Как раз в это время, а именно 24 сентября премьер-министр Путин находился в Астане и на пресс-конференции высказал одну из первых своих фраз, ставших крылатой – про «мочить в сортире». Так он оправдал новый этап во Второй российско-чеченской войне, ознаменовавшегося бомбардировками Грозного (погибли тысячи мирных жителей).
А рейтинг Путина продолжал расти. В том числе, благодаря поддержке олигархов и медиамагнатов, некоторые из которых вскоре станут врагами России и Кремля. С новым 2000-ым годом россиян поздравили сразу два президента – уходящий Борис Николаевич с его ставшей крылатой фразой «Я устал, я ухожу», и Владимир Владимирович, которого многие продолжали ассоциировать с председателем ФСБ. В феврале «вторая чеченская» официально заканчивается и и.о. президента в глазах россиян становится главным ее героем-победителем.
Надвигались президентские выборы. Еще сильная и влиятельная на тот момент независимая российская пресса пыталась ответить на вопрос «Ху из мистер Путин?» - чтобы понять самим и просветить читателя. Среди них была и газета «Совершенно секретно», которую тогда возглавлял ее создатель Артем Боровик.
Зимой на Боровика вышли некие грузинские и чеченские «агашки», которые попросили опубликовать истинную историю рождения и.о. президента РФ Владимира Путина. Тут можно рассказать длинную и, на первый взгляд, невероятную историю, но мы постараемся максимально ее сократить. В общем, были свидетельские показания и некоторые документы, говорящие о том, что часть детства Путин провел в грузинском городе Метехи – вместе с мамой, отчимом и маленькой сестренкой. Сам же он родился не в Ленинграде, а где-то на Урале, где тогда жила его биологическая мать – Вера Путина. Он был внебрачным и, по всей видимости, нежеланным ребенком, который потом стал мешать новой семье.
Но мы изрядно отвлеклись. Итак, Артему Боровику предлагают рассказать со страниц своего авторитетного издания об этой истории с приложением документов, фотографий и свидетельства настоящей матери. А вот взамен, в качестве своеобразного бонуса обещали предоставить доказательства прямой причастности ФСБ к взрывам в Москве и Волгодонске.
Заметим, что для настоящего журналиста-расследователя оба этих кейса, тем более, подтвержденных документально, представляют очень высокий интерес. И тут надо вспомнить, что речь идет о 2000-ом годе – было еще далеко до безоговорочной веры во Владимира Путина, инцидент с «рязанским сахаром» был еще на слуху, а свободы слова было поболее, чем в Казахстане.
Ах, да, сегодня еще одна «историческая дата». Ровно через год после взрыва дома на улице Гурьянова, 9 сентября 2000-го, уже избранный президент России Владимир Путин принимает Доктрину информационной безопасности. К этому времени утонул «Курск», вдруг загорелась Останкинская телебашня, а вскоре продолжатся нападения на журналистов, произойдет выкуп НТВ «Газпромом», на месте же разрушенных домов построят новые многоэтажки, будут погибать и исчезать те, кто станет расследовать взрывы в сентябре 1999 года, а даже те, кто допускал в своих мыслях сомнения по поводу причастности к этому ФСБ и лично Путина, станут отмахиваться – мол, «Зато Россию спас!». Только от кого спас?
Фото из открытых источников