Алматы 16.08.2022 2720

Новые транспортные коридоры для Казахстана

Мы уже отмечали, что одной из возможных причин недовольства Кремля действиями Акорды является то, что Казахстан стремится наладить альтернативную логистику – открыть новые транспортные коридоры в обход Российской Федерации. Это нелегкий во всех отношениях процесс, но однозначно необходимый и сулящий немало экономических выгод стране. Однако есть политические выгоды и риски. О них сегодня и поговорим.


На минувшей неделе зарубежная пресса стала уделять особое внимание Казахстану в плане возможности того, что мы станем следующей целью России после Украины. Вместе с Грузией. Напомним, что бывшего президента РФ и нынешнего зампреда Совбеза Дмитрия Медведева «взломали» спустя несколько дней после визита в Казахстан грузинского премьер-министра. Тогда в Нур-Султане, кроме прочего, была достигнута договоренность относительно налаживания транспортной логистики не только между двумя нашими странами, но и с той позиции, чтобы мы стали звеньями одной большой цепочки.

После этого Дмитрий Анатольевич заявил, что мы друзья, а среди друзей принято говорить прямо, если что-то наболело. Правда, он и Грузию назвал «дружественной страной», а уже спустя пару дней – в годовщину российско-грузинского конфликта, написал прямо противоположное. Но это так, к слову. Что касается взаимоотношений между Кремлем и Акордой, то на высшем уровне (и даже на уровне МИДов двух стран) никогда особо не было замечено каких-то претензий. В лучшем случае были какие-то намеки, как, например, памятный спич президента Токаева на саммите в Санкт-Петербурге.

«Намеки» со стороны России, если не считать провокационных выпадов политиков и журналистов, были в виде конкретных действий – в виде фактического перекрытия нефтяной трубы. Об этом уже много сказано, поэтому повторяться не станем. Но ведь есть и другие товары, кроме углеводородного сырья. И здесь наши «северные союзники» тоже, мягко говоря, недовольны.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Факторы европейской энергетической и экономической безопасности

Российский суд постановил остановить каспийский нефтепровод, но экспорт продолжается

Казахстану не надо держаться за тонущий корабль

Не секрет, что многие импортные товары, начиная с детских памперсов и сахара и заканчивая предметами роскоши и стройматериалами шли к нам через Российскую Федерацию – наверное, легче назвать то, что приходило к нам другим путем. В этом плане мы, казахстанцы, в том числе и те, кто выступал и выступает с критикой агрессии против Украины, уже почувствовали действие антироссийских санкций. Цены на все эти товары за последние полгода возросли в разы больше, чем официальная инфляция, и пока нет никаких гарантий, что рост этот остановится, не говоря уже об обратном снижении.

Это только один экономический аспект, на который власти обратили внимание только сейчас, хотя общество говорило об угрозах еще в те времена, когда Казахстан только становился заложником ЕАЭС и ТС. Коротко говоря, Россия могла диктовать нам те или иные условия, а экономический фактор легко становился управляемым политическими рычагами, хотя руководство обеих стран всегда убеждало нас, что здесь нет никакой политики.

Сейчас же именно политика и, еще в большей степени, геополитика является движущей силой всех процессов. У нас пока неохотно это признают, но уже делают кое-что в этом направлении. В первую очередь это, естественно, касается Касым-Жомарта Токаева. За последние несколько месяцев он совершил ряд зарубежных визитов, в том числе и в рамках саммитов, и практически все они сопровождались определенными договоренностями об «альтернативной логистике». В некоторых случаях это направление можно было даже считать наиболее приоритетным, по сравнению с другими достигнутыми соглашениями.

Наверное, в данном случае нет необходимости расписывать каждый из транспортных коридоров, о которых говорил президент Токаев – это может показаться скучным и долгим. Обратим внимание лишь на то, что в плане реализации они могут растянуться на многие месяцы вперед, в том числе и из-за чисто технических сложностей. Также отметим, что действия Казахстана сразу по нескольким направлениям и относительная их проработанность говорит о том, что подобные проекты рассматривались нами и ранее, но по определенным причинам они были либо заморожены, либо отложены на неопределенное время. Впрочем, причины и так понятны – это давление со стороны Кремля.

Сейчас Москва тоже так или иначе «выражает обеспокоенность» тем, что она может лишиться не только своего транспортно-логистического потенциала, но и потерять влияние на своих соседей. Однако здесь необходимо помнить, что она может и какие-то выгоды получить от этого. В первую очередь, это касается использования обходных путей (в прямом и переносном смыслах) для получения или отправления санкционных товаров. Поэтому, например, российская идеологическая машина практически никак не отреагировала на целый пакет договоренностей между Казахстаном и Турцией, достигнутых в мае этого года. Совершенно спокойно Кремль и его придворные идеологи отреагировали и на недавний саммит в Чолпан-Ате, хотя в данном случае были некоторые момент, которые должны были напрячь «старшего брата».

Но надо понимать, что различные махинации и попытки обмануть Запад с логистикой не могут остаться незамеченными. Сейчас в Европе и США существуют целые подразделения, которые следят за тем, что происходит не только в самой России, но и у ее союзников, и в третьих странах. Более того, недавно назначенный посол США в РК Дэниел Н. Розенблюм, можно сказать, является «узким специалистом» в данном направлении – хорошо разбирается в «тонкостях Востока» и Центральной Азии, хорошо понимает процессы в постсоветских странах и трезво представляет механизмы, которые могут быть использованы в обход санкций.

То есть, существуют вполне четкие политические риски в связи с реализацией инициатив Токаева по налаживанию альтернативной транспортно-логистической системы. Однако, как и в других областях политики, геополитики и прикладной экономики, должны быть и политические выгоды. И их тоже немало. Во-первых, это касается улучшения имиджа Токаева самого Казахстана на международной арене. Причем, не только в странах, с кем будет налажен транспортный коридор, но и на Западе и дальнем Западе. Конечно, это в случае, если к этому коридору не будут проведены секретные подкопы со стороны санкционной России.

Во-вторых, имидж Касым-Жомарта Кемелевича может улучшиться и внутри страны. Но для этого казахстанцы должны получить не только обещания и сообщения о новых переговорах, а конкретные результаты в виде налаживания социально-экономической ситуации, начиная с банального прекращения роста цен. В конце концов, именно благополучие (хотя в настоящее время можно говорить только об относительном благополучии) граждан Республики Казахстан должно становиться во главу угла и именно из этого должны исходить все решения партии и правительства.

Поэтому можно сказать, что нам любые дороги дороги, которые могут вывезти нас из перманентного кризиса. Только нам тоже не нужно сидеть, сложа руки и ждать, пока очередной кормчий покажет путь в светлое будущее.

Фото из открытых источников


Мирас Нурмуханбетов