Одна из наиболее часто в последнее время встречающихся в информационном пространстве глобальных инициатив Казахстана — это консолидация так называемых «средних держав» ради сохранения «мира во всем мире», как говорили во времена моего детства. В риторике президента Токаева «средние державы» появились более года назад — в мае 2024-го, когда глава государства опубликовал статью на Euronews, в заголовке которой и был заключен главный месседж: «Средним державам под силу сохранить многосторонний подход». А уже начиная с ноября того же года пошла цепочка событий, в какой-то мере объясняющая задумку Касым-Жомарта Кемелевича относительно этих самых «средних держав» и зачем все это Казахстану нужно.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Армения в ШОС: Казахстан как наблюдатель, но не спонсор
«Агенты конфликта». Как не стать ареной чужих экспериментов
Казахстан в глобальном мире: от СВМДА до «средней державы»
Кто следит за страной
Попробую объяснить происходящее максимально просто. Тем более что в соцсетях участились попытки снова попробовать на прочность хрупкую стабильность Казахстана. Опять пошли вбросы, будто-де президент страной не занимается, отдал внутренние дела премьеру Бектенову, а сам по заграницам катается. Условные «они» будут пробовать всегда и не оставят этих попыток, поэтому наблюдается этакая карусель информационных атак из одних и тех же обвинений, выдаваемых по кругу с определенной периодичностью. И если год назад вам рассказывали, что Токаев страной не занимается, то будьте уверены —через год расскажут то же самое.
А причина заграничных поездок Токаева, как на форумы/саммиты, так и официальных визитов, проста — инвестиции и экспорт. Практически каждый такой выезд президента — это либо приток свежих иностранных денег, либо гарантии в скором времени такой приток обеспечить.
Простой пример в подтверждение — Катар. Вообще, регион Ближнего Востока стал интересен Казахстану не так давно, до того генератором инвестиций служил Китай, а сейчас прицел нашего внешнеполитического ведомства сместился на арабских шейхов. До того про этих шейхов в наших новостях рассказывали в связи с их регулярными охотами на пернатых — дроф-красоток, занесенных в Красную книгу. Такие новости неизменно вызывали пожар в комментариях, который тушили соответствующие министерства напоминаниями, что тех же самых дроф-красоток арабские шейхи разводят и выпускают в живую природу не менее часто, чем стреляют по ним. Эта карусель, к слову, тоже крутилась годами.
Сейчас же государства Ближнего Востока — ключевой объект инвестиций в казахстанскую экономику, и про дроф-красоток уже несколько лет никто не вспоминает. Катар, если выражаться иносказательно, стал одним из саженцев, за которым наш МИД и сам Токаев усердно ухаживали с 2022 года, и вот он стал плодоносить.
В начале этого месяца в Астане состоялось седьмое заседание межправительственного комитета по торгово-экономическому сотрудничеству между Казахстаном и Катаром, в ходе которого прозвучала впечатляющая статистика. Оказывается, объем прямых инвестиций из Катара в Казахстан в 2024 году увеличился в 18 раз по сравнению с 2023-м — с 8,9 миллионов до 156,4 миллионов долларов США.
То есть, Токаев «катается по заграницам» не удовольствия ради, а для общего дела — развития экономики Казахстана. А поскольку инвестиции приходят под его честное слово, он автоматически не может отпустить процесс их использования в казахстанской экономике на самотек. То есть, за внутренними делами в стране следит максимально пристально, и недавнее вмешательство президента в историю с Баганашылом — прямое следствие того, что события в Казахстане проходят тщательный мониторинг.
Завершая сюжет с Катаром, не могу не напомнить про форум в Дохе — престижное мероприятие, куда в прошлом году шейхи позвали и нашего президента. Там Токаев дал интервью модератору форума — журналисту СNN Джулии Чаттерлей. В нем он снова говорил про роль средних держав, и не стоит удивляться тому, что это интервью мужская часть аудитории посмотрела с неподдельным интересом.
Зачем нам средние державы?
Казахстанцы нашего поколения (заставшие конец Союза и период становления суверенитета, когда чтение газет с целью узнать, а что вообще происходит, не было фишкой только пенсионеров) привыкли, что наша республика постоянно участвует в глобальных движениях, если не устраивает их сама. Уже к началу 2010-х многие уверовали, что все эти тусовки работают только на имидж, и тут еще вопрос, на чей — самого государства или его бессменного (до 2019-го) лидера? Поэтому тему про средние державы многие пропустили мимо ушей в силу привычки игнорировать все эти внешнеполитические инициативы, как бессмысленные и бесполезные.
Но выше мы уже убедились, что Токаев просто так на внешнеполитической арене ничего не делает, и все его действия решают определенные задачи. Ключевая цель дипломатии Токаева понятна — для того, чтобы в Казахстане все было хорошо, нужно спокойствие внешних границ, да и региона, мы же не в вакууме живем.
В данном случае речь о Каспийском регионе, жизненно важном для Казахстана как территория, через которую проходит Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ). И сам Каспий тоже должен оставаться мирным водоемом.
А теперь просто хроника ключевых, как мне кажется, событий.
- Май 2024-го. Выходит статья Токаева о средних державах и начинается международное продвижение данной идеи, изложенной, к слову, в докладе Всемирного экономического форума «Формирование сотрудничества в фрагментирующемся мире» от 15 января 2024 года.
- Ноябрь 2024-го. Беспилотники ВСУ впервые достигают Дагестана и атакуют российскую флотилию в Каспийском море. Через пару недель западные СМИ вбрасывают информацию о том, что Россия использует Каспий как полигон для атак Украины ракетами «Калибр», как бы объясняя налет беспилотников на Дагестан.
- Декабрь 2024-го. Авиационная трагедия над Каспием — самолет «Азербайджанских авиалиний» терпит крушение под Актау, начинается дипломатический разрыв Баку и Москвы, сейчас мы наблюдаем процесс в развитии.
- Июнь 2025-го. Казахстан и Азербайджан проводят совместные учения «Каспийский бриз-2025». С казахстанской стороны были задействованы ракетно-артиллерийские корабли «Орал», «Сарыарқа», «Маңғыстау», боевые катера, гидрографические суда и авиация. ВМС Азербайджана представлены сторожевыми кораблями «G-122», «G-124» и вспомогательным судном обеспечения «G-129».
- Июль 2025-го. Россия и Иран проводят совместные военно-морские учения на Каспии. А в промежутке между этими двумя эпизодами бряцания оружием Тегеран объявляет о возобновлении нефтедобычи в Каспийском море.
Обстановка явно накаляется, если учитывать, что и Турция недавно провела масштабные международные учения, позвав представителей спецслужб от трех десятков стран, в числе которых были и Казахстан, и Азербайджан, но не Россия или Иран.
Как мне кажется, учения и Казахстана с Азербайджаном, и России с Ираном — это демонстрация приоритетов и сторон гипотетического конфликта. Вряд ли идет целенаправленная эскалация напряженности, поэтому время для дипломатических движений еще остается. И в этом свете идея средних держав, которые должны более активно влиять на международную политику, а для этого надо собраться в какую-то внятную группу и проявить себя на трибуне ООН — единственный вариант хоть как-то остановить сползание планеты в безумие Третьей мировой войны, осадить «сильные державы». Экосистема Каспия точно не переживет военной активности. А что последует за этим — мы можем показать на примере Приаралья, хотите посмотреть?
Именно эти темы — средние державы, судьба Каспия, трагедия Приаралья (в контексте глобальной «зеленой» повестки) — и стали звучать рефреном во внешнеполитической риторике не только Токаева, но и других высших чиновников. Счет пошел на месяцы, успеют ли средние державы осознать свою роль и предпринять какие-то шаги к ее проявлению — вопрос выживания всего мира.
Фото из открытых источников