Пока казахстанцы наслаждались праздничными выходными, официальная Астана обменялась сигналами с Вашингтоном. 26 октября глава государства Касым-Жомарт Токаев отправил письмо 47-му президенту США Дональду Трампу, из которого стало ясно, что в мировой политике произошел еще один сдвиг. Самое любопытное, что команда американского лидера обратила пристальное внимание на Центральную Азию в самый подходящий для Казахстана момент — когда мы заняты поиском инвесторов для следующего технологического рывка отечественной промышленности.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Основания для оптимизма: ближайшее будущее экономики РК
Поддержка бизнеса — стимул для экономики
Атомная энергетика как рывок: инвестиции в будущее
Касым-Жомарт Токаев в своем письме Дональду Трампу выразил искреннюю признательность за приглашение принять участие в саммите в формате Центральная Азия – США в Вашингтоне 6 ноября. Так, собственно, мировые СМИ и узнали о том, что саммит, о котором достаточно много говорили после возвращения Трампа в Белый дом, все-таки состоится и пройдет на высшем уровне. То есть, на уровне глав государств.
Касым-Жомарт Токаев совершенно справедливо назвал данную инициативу американского лидера своевременной. Казахстанский лидер отметил, что разделяет основные цели внутренней и внешней политики президента Дональда Трампа, в частности, отстаивание традиционных ценностей на основе принципов здравого смысла, а также стремление американского лидера защитить мир и безопасность.
Впрочем, дежурные дипломатические любезности не отменяют факта, что инициатива Трампа и впрямь оказалась своевременной. Мы понимаем, что толчком к будущей встрече с лидерами Центральной Азии стали озабоченность Трампа строптивостью России в деле заключения «мирной сделки» по Украине и параллельно стоящая перед Вашингтоном необходимость найти рычаги давления на Пекин. Однако эти глобальные обстоятельства не отменяют факта, что экономическая дипломатия Казахстана оказалась во всеоружии перед этим «неожиданным» поворотом сюжета.
Еще в 2012 году в Казахстане была утверждена Концепция развития геологической отрасли, рассчитанная аж до 2030 года. Согласно этому ценному документу, до недавних пор буквально валявшемуся без дела, на территории Казахстана были учтены запасы по пяти месторождениям с балансовыми запасами редкоземельных металлов, и шести месторождениям с забалансовыми запасами. 70% балансовых запасов редкоземов расположено в Мангистауской области в урановых месторождениях — Меловое, Томак, Тайбогар, Тасмурун.
Ключевыми для Казахстана редкоземами считаются вольфрам, молибден, литий, тантал, ниобий, бериллий, титан, цирконий и ванадий.
Суммарные объемы вольфрама в Казахстане оцениваются более чем в 2 млн тонн — это примерно половина всех мировых запасов. Вольфрам применяется для твердых сплавов режущих инструментов в машиностроении, изготовления бронебойных снарядов и баллистических ракет, сверхтвердых материалов, сверл, электроосветительных элементов, вольфрамовые нити применяются в лампах накаливания.
Запасы молибдена в Казахстане составляют около 250 тыс. тонн. Крупнейшие месторождения — Коктенколь, Дрожилловское и Верхнее Кайракты. Этот редкозем применяется в авиакосмической промышленности для создания термостойких сплавов, в нефтехимии, а также в качестве добавки для повышения прочности стали. Ключевая продукция — нержавеющая сталь, газовые турбины, ядерные реакторы.
Также Казахстан обладает перспективными месторождениями лития, такими как Юбилейное, Верхне-Баймурзинское и Бакенное. Однако добыча лития в стране пока не ведется, и запасы находятся на стадии оценки. Литий используется для производства литий-ионных аккумуляторов для электромобилей, смартфонов, ноутбуков, систем хранения энергии в возобновляемой энергетике, а также в производстве стекла и керамики, в медицине.
Примерно та же картина и по другим редкоземельным металлам из списка, разработка ведется в основном по танталу, в остальных случаях нет технологий обогащения этих элементов. Из которых, между прочим, и состоит современный технологический мир.
У США с Китаем одна из главных линий противостояния как раз и проходит по линии редкоземельных элементов, в добыче, обогащении и поставках которых Пекин занимает фактически монопольное положение в мире. С подачи Дональда Трампа передовые экономики планеты начали лихорадочные поиски редкоземов, а в Казахстане отряхнули пыль с упомянутой выше концепции развития геологической отрасли.
План-максимум Токаева известен — Казахстан из поставщика сырья должен прыгнуть в лигу технологических государств. Совершить мощный инновационный рывок.
В январе этого года, выступая на расширенном заседании правительства, Токаев поднял тему добычи редкоземельных металлов, заявив, что работа по запуску крупных промышленных проектов продвигается медленно.
«Наша страна обладает большим потенциалом для добычи и переработки редких и редкоземельных металлов, в том числе лития, спрос на который в мире растет. Значит, мы должны привлечь инвестиции и передовые технологии в эту отрасль, сделав упор как на зарубежных инвесторов, так и на отечественных бизнесменов», — сказал президент.
Причем, президент заговорил о редкоземах не впервые — эти задачи были поставлены им еще в Послании «Экономический курс Справедливого Казахстана» в сентябре 2023 года. Как говорится, до того, как редкоземы стали мейнстримом мировых СМИ.
В конце марта премьер-министр Олжас Бектенов провел заседание правительства, посвященное поручениям президента по части редкоземельных металлов и геологоразведки.
Рассмотрели схему работы с отечественной нацкомпанией «Тау-Кен Самрук», которая реализует пилотные проекты добычи на месторождениях Каратас (медь), Жосабай (золото), Северный Катпар, Верхнее Кайракты (вольфрам). Следующим проектом будет месторождение Куйректыколь, открытое в 2024 году в Карагандинской области и имеющее внушительные запасы редкоземельных металлов, используемых в изготовлении полупроводников и мощных магнитов. Всего в 2024 году в Казахстане выявлено 38 перспективных площадей ТПИ (твердые полезные ископаемые).
Кроме того, на совещании были рассмотрены вопросы привлечения инвестиций в геологоразведку. За последние шесть лет объемы вложений частных инвесторов в разведку ТПИ выросли втрое и составили 100 млрд тенге в 2024 году. Государственные вложения в геологоразведку были сочтены недостаточными.
Буквально через несколько дней Токаев на полях саммита ЦА – ЕС встретился с президентом Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен, которая поздравила с открытием крупного месторождения редкоземельных металлов в Казахстане, дав понять, что в Евросоюзе заинтересовались перспективами его разработки.
30 мая на саммите «Центральная Азия – Италия» Касым-Жомарт Токаев выступил с инициативой создания Регионального исследовательского центра, который будет аккумулировать всю актуальную информацию о месторождениях редкоземельных металлов в Центральной Азии.
«Практический интерес представляет создание совместных предприятий, трансфер технологий, локализация в регионе производств из Италии сулит существенные выгоды для наших стран. В этом направлении у нас есть примеры плодотворного сотрудничества. На одном из казахстанских заводов, например, налажена сборка итальянской сельскохозяйственной техники. Кроме того, при участии итальянских компаний начато строительство завода по производству серной кислоты, а также газоперерабатывающего завода», — рассказал Касым-Жомарт Токаев.
Наконец, 8 сентября, выступая с ежегодным Посланием, президент поручил запустить за три года ряд предприятий в сфере редкоземельных металлов.
«Учитывая глобальные тенденции, особую значимость приобретают редкоземельные металлы и другие критические материалы. В этой сфере Казахстан располагает всеми возможностями, чтобы прочно встроиться в мировые производственные и торговые цепочки. В ближайшие три года мы обязаны запустить не менее трех предприятий по выпуску высокотехнологичной продукции указанного профиля», — поручил президент.
Буквально на днях Китай с США обменялись очередной порцией «любезностей», связанных с редкоземельными металлами, так что созываемый командой Трампа саммит с Центральной Азией хоть и кажется «неожиданным», однако вполне соседствует с логикой поручений Токаева по редкоземам. То есть, этот внезапно вспыхнувший интерес к «задворкам России», как иногда называют наш регион на Западе, связан не с желанием Трампа как-то насолить Путину и Си (хотя именно такие мотивы приписывают ему пропагандисты), а с его поисками источников редкоземельных металлов, позволивших бы США разрушить монополию Китая на этом рынке. И Казахстан весь нынешний год активно рекламировал себя в качестве владельца таких источников.
Похоже, эти усилия не остались незамеченными.
Фото из открытых источников