Культура

Тропы милосердия: антивоенный фильм о ВОВ сняли в Казахстане

Константин Козлов

15.05.2025

В казахстанском кинопрокате ожидают картину Фархата Шарипова «Эвакуация»

Недавно мы делали праздничный обзор казахстанских фильмов на тему Великой Отечественной войны и эвакуации. Через несколько недель на больших экранах выйдет новая кинолента на эту тему, и уже смело можно говорить, что она явно будет выделяться в этом ряду — и жанрово, и стилистически. 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Преодолевая забвение. Великая война в казахстанском кино

Завтра была война. «Старые друзья» пришли в Алматы

Не с первого взгляда: кинематограф России увлечен Казахстаном

Для начала стоит отметить, что выхода на экран этой картины отечественный кинозритель ждал довольно долго. Проект «Эвакуация» затевался еще летом 2018 года как масштабная кинолента про ЦОКС — Центральную объединенную киностудию — и алма-атинскую эвакуацию звезд советского кино. Однако прорабатывая проект, поняли, что первоначальная задумка и процесс сильно удорожит, и собрать кинозвезд в таком количестве, дабы в роли легенд сыграли достойные актеры, не получится. Потому уже в ходе работы над сценарием было принято решение сделать совершенно иную, камерную историю и показать тему эвакуации с точки зрения простых людей, оказавшихся в жерновах истории. 

Повествование разбито на несколько фрагментов, которые к концу фильма сливаются в одну историю. В самом ее начале мы видим полустанок где-то в степи, на котором ютятся, пытаются согреться и как-то обустроить гигиену и быт прибывшие на этом поезде. Главные героини — мама с дочерью, которых сопровождают ее подруга с сыном. Голод, разруха, тоска, безысходность. 

Неожиданно женщина встречает мужчину в пальто, которое похоже на пальто погибшего мужа, и просит его продать за сережки. В суматохе сережки крадет беспризорный мальчишка и убегает. В попытке догнать и вернуть имущество мужчина и женщина отстают от поезда, в котором, как она считает, осталась ее дочь. Поиски дочери — есть самая главная сюжетная интрига фильма. И — внимание, спойлер — она так и остается незаконченной. Финал этой истории зрителю приходится додумать самому. 

Дальнейший сюжет фильма — это флэш-беки и флэш-форварды, перемещающие зрителя то на переполненный алма-атинский вокзал, то в театры и филармонии столицы Казахской ССР, где мыкаются эвакуированные артисты. Или же в колхоз, где трудятся женщины и дети, или в простой алма-атинский дворик, где живет обычная среднестатистическая семья, или на богемную посиделку, где сытно гуляют сильные мира сего, будто и нет войны и этой катастрофы. Главное чувство, не покидающее зрителя весь фильм — не дай Бог оказаться в такой ситуации. 

В этом и есть пафос и месседж картины. Режиссер Фархат Шарипов называет свою картину антивоенной. При этом антивоенный посыл этого фильма не плакатный — он о том, что в результате войны страдают все, она ломает судьбы людей, рушит жизни, разлучает самых близких.

Фильм «Эвакуация» — черно-белый. В большинстве своем в истории заняты молодые артисты, неизвестные широкому зрителю. Из узнаваемых лиц — звезда театра имени Лермонтова Виталий Багрянцев, популярные киноартисты Дулыга Акмолда и Алтынай Ногербек. Формат 4:3 специально погружает зрителя в эстетику старых фильмов о войне. Тут можно узнать и стиль, характерный для военных картин Алексея Германа — «Проверки на дорогах» и «Двадцать дней без войны». В сценах алма-атинского быта сороковых можно уловить вайб культового фильма Калыбека Салтыкова «Балкон». Да и в целом фильм не получился бы без потрясающей работы художника Сабина Курманбекова, фантастически точно передавшего картинки времени. Как рассказали режиссер и художник, соответствующую стилистику нашли в заброшенном железнодорожном депо в районе первой Алматы, которое и сыграло роль старого вокзала. Пригодился создателям фильма и заброшенный медицинский колледж, который сейчас находится на реставрации. В здании 1940-х годов на Абая – Масанчи построили огромную коммунальную квартиру. 

Главная удача этого фильма — нарочитый гиперреализм. Это особенно ценно, ведь в наше время режиссеры предпочитают работать весьма условно, лишь приблизительно воссоздавая атмосферу, и пренебрегают мелочами. А часто именно в них и содержится вся «соль» истории. Минимум музыки, ставка на «звуки времени» вносят дополнительную лепту в этот мирок. Очень часто ретро-картинку в соответствующих фильмах выполняют с изрядной долей глянца, который чаще всего просто неуместен. Здесь — предельный натурализм, при этом без малейшей чернухи. И практически нет штампов. Зритель видит как радушных гостеприимных героев, так и весьма отталкивающих и равнодушных персонажей, советскую казенщину и искренне желание помочь. Причем лица разных национальностей здесь показаны максимально разнообразно. И это не дает право обвинить режиссера в штампах: от «добрых гостеприимных казахов» до «зловредных мерзких ментов и чекистов». И те и другие попадаются разные — как в жизни, так и в кино.  

Конечно, таких фильмов на эту тему должно было больше. Чтобы люди понимали: в истории не бывает ничего однозначно хорошего или плохого. Но увы, для этого нужно обладать и талантом, и художественным уровнем, и интеллектом. Как минимум, у Фархата Шарипова, он есть — по крайней мере. его хватает на то, чтобы снять такой незаурядный фильм.

Фото из открытых источников


Константин Козлов

Топ-тема