Наверное, не стоит слишком расписывать предпосылки и движущую силу январской революции на Кубе – многие читатели хорошо помнят это из советской пропаганды, а тем, кто помоложе, это вряд ли интересно. Но коли мы решили подойти к делу объективно, то коротко расскажем предысторию.
Повстанцы-радикалы Фидель Кастро и Че Гевара после продолжительной борьбы сумели захватить власть на острове, который до тех пор был под прямым влиянием США. Здесь крутились огромные деньги, плодились казино, орудовала мафия. Фидель и Че оказались не такими уж и романтиками, как их рисовали советские газеты и ранние хиппи, но лозунги у них был вполне популистскими – например, о равном распределении богатств. Эти идеи выгодно выделяли Кастро среди других латиноамериканских диктаторов, которые сменяли друг друга и в разных странах на протяжении всего ХХ века.
И вот тогда Москва обратила внимание на Кубу. Дело в том, что СССР в те годы, мягко говоря, уступал США по количестве ядерных запасов в полтора десятка раз. Да и по дальности и точности советские РСВН заметно уступали, у тут неожиданно появился «Коммунизм У Берегов Америки» (К.У.Б.А). Естественно, нужно было этим воспользоваться. На «Остров Свободы» (на самом деле, никакой свободы там не было) стали немедленно поставляться тысячи тонн продовольствия, зерна, техники и, конечно же, вооружения. Сначала это были находящиеся в консервации Т-34 и тому подобное, а потом стали поставляться и более современные виды оружия. Причем, делалось это открыто и вполне официально – можно даже сказать, нарочито открыто и официально.
Что не скажешь об самой операции «Анадырь». Формальным поводом для этого послужило размещение американских баллистических ракет типа «Юпитер» в Италии и Турции. В последнем случае, подлетное время такой ракеты до Москвы сокращалось до 10 минут, а развертывание самой системы занимало всего четверть часа. В принципе, Турция к этому времени уже 10 лет как была полноправным членом НАТО и, с юридической точки зрения, размещение там тактических ядерных систем было логичным. Советский Союз же, кроме испытания «Царь-бомбы» (та, которая «Кузькина мать» в лексиконе Никиты Хрущева) и теоретической «доставки» около 300 ядерных зарядов до Америки (против 3000 американских – и это только посредством стратегических бомбардировщиков), ничем погрозить не могли. Вообще, если говорить честно, то при желании Вашингтон мог спокойно победить в ядерной войне в то время – если бы захотел.
Но вернемся к операции «Анадырь». Итак, 10 июня ЦК после недолгого обсуждения (против выступил только Анастас Микоян) приняло решение разместить ядерное оружие на Кубе. Операция проходила в строгой секретности, и она, надо признать, удалась. Сначала Дж. Кеннеди не верил (или не хотел верить), что советы пойдут на такой шаг, и только в октябре, спустя пару месяцев после того, как порядка 40 ракет различного класса (в основном, Р-12) уже было размещено на острове. И это не считая замаскированных РЛС, подводных лодок с ядерным оружием в акватории Карибского моря и так далее.
В общем, мир оказался в полушаге перед очередной большой войной, которая вряд ли бы закончилась обменом ядерными атаками (повторимся – урон был бы не в пользу СССР). Но дипломатия на этот раз помогла – Кеннеди и Хрущеву удалось договориться. Советский Союз вывел свои ракеты с Кубы, а Соединенные Штаты – из Турции и Италии. Можно было вздохнуть свободно. Хотя «Холодная война» продолжалась вплоть до конца 80-х годов, а гонка ядерных вооружений, подкрепленная фактическим поражением Москвы в Афганской войне, привела к развалу «империи зла».
Нынешняя подача на официальных и военных интернет-ресурсах операции «Анадырь» и, в целом, Карибского кризиса, в пропагандистском и идеологическом планах, практически ничем не отличается от того, что было 50-60 лет назад. Наоборот, создается впечатление, что события 60-летней давности достали из запасников и, добавив к ним современную интерпретацию, стали использовать в качестве дополнительного оружия в идеологической войне.
Кремль в последние годы вновь грозит «ядерной дубинкой», демонстрирует «Кузькину мать» и грозит стереть западный мир в «ядерный порошок». Тем более, на сегодня ядерный потенциал России заметно улучшился по сравнению с хрущевскими временами. Да, есть определенные сомнения по поводу его эффективности и работоспособности, но, как говорится, лучше не испытывать.
Понятно и другое – что сейчас все зависит от настроения одного человека в Кремле, и это практически неподвластно аналитическим выводам политологов и политиков, какими бы крутыми они не были и какими бы секретными сведениями не владели. Однозначно можно сказать другое – нельзя полностью отрицать возможность обмена ядерными ударами, пусть даже в «усеченном формате» – каковой бы абсурдной и невероятной эта мысль не была бы. Ведь даже до 23 февраля большинство не верило, что Россия может вторгнуться в Украину.
Казахстан, вроде бы, всеми силами старается не втягиваться в конфликт. Акорда, как известно, четко обозначила свою позицию – мы не поддерживаем ту или иную сторону, не признаем «ДНР» и «ЛДНР» (а заодно и Крым, как субъект РФ), придерживаясь только норм международного права. Все правильно и мудро. Однако нужно помнить, что на территории нашей страны расположено сразу несколько военных баз Российской Федерации, которые занимаю площадь, сопоставимую со средней европейской страной.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Казахстан-миротворец: миссия выполнима
Помимо Байконура (который не только гражданский космодром, но и важный военно-стратегический объект) и испытательных полигонов, есть еще системы РЛС, которые также имеют большое значение в будущей (предполагаемой) большой войне. И эти объекты находятся на «на прицеле» компьютеров Пентагона еще со времен «Холодной войны». Не знаем, являются ли они целью «первого звена» или воспринимаются, как «второстепенные», но то, что нас может задеть «в случае чего», это очевидно. Даже если мы не будем втягиваться в конфликт в полной мере.
Безусловно, мы все будем надеяться, что «точка кипения» не будет такой же, как 60 лет назад и «нас минет чаша сия». Но также надо быть предельно объективным к российской и пророссийской (впрочем, как и проамериканской) риторике, в которой насаждаются все те же идеологические штампы о западной угрозе, злобном Пентагоне и НАТО, который спит и видит, как бы захватить Россию-Матушку.
Фото из открытых источников