Геополитика

Мировая торговая война: избиение трампистов

Владислав Юрицын

16.04.2025

У одной планеты может быть только один гегемон. Или группа гегемончиков

Поднебесная оказалась единственной страной, которая пошла на эскалацию с Трампом. Потому что только Китай обладает потенциалом победить Вашингтон в спровоцированной США гибридной войне.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Германия — лидер по деградации элит в Европе

Война с Россией: в Германии решили, что могут повторить

ЛГБТ-квоты или шанс от Трампа: очевидная ставка Астаны

Диспозиция

Белый дом намерен добиться от КНР капитуляции на продиктованных китайской стороне условиях. Пекин в ответ на хамское давление принял решение об ответных действиях в торговой войне. При этом торгово-тарифное противостояние выступает как часть гибридной войны между Штатами и Поднебесной, а в перспективе может запросто перерасти в военную фазу где-нибудь на Тайване или в Южно-Китайском море. 

Война — это всегда истощение противоборствующих сторон. Поэтому потери будут нести оба участника и окружающее их пространство. Принимая во внимание масштабы вступивших в схватку экономик, театром торгово-экономической войны уже стал весь мир. Детали лишь в том, что разные национальные экономики и сегменты хозяйственной деятельности втягиваются в жернова противостояния в разноскоростном режиме. 

Экономики обоих гигантов несут огромную долговую нагрузку. США, будучи производителем мировой резервной валюты, «печатает» доллары и отправляет инфляцию на экспорт в глобальный мир. Китай обслуживает долг за счет масштабного профицита торгового баланса. 

Вводя запретительные торговые пошлины, Дональд Трамп бьет по торговому профициту Поднебесной в надежде подорвать источник ее устойчивости. Попутно обкладываются очень высокими пошлинами страны-прокладки, через которые осуществляется реэкспорт китайских товаров в Соединенные Штаты. 

Учитывая масштабы полученных экономических ударов, КНР быстро прибегла к девальвации юаня относительно американского доллара. Это традиционный механизм компенсации.

Засада американского госдолга

Когда Дональд Трамп был 45-м хозяином Овального кабинета, государственный долг США достиг 20 трлн долларов. При его предшественнике Бараке Обаме он был на уровне 10 трлн долларов. С Джо Байденом зашли за отметку в 30 трлн долларов и вот дело стремительно движетсся к 37 триллионам. Кстати, когда госдолг был 7 трлн долларов, американские экономисты дружно стенали, рвали на себе волосы в разных местах и широковещательно предупреждали, что система подошла к своему пределу. 

Даже когда имеешь дело с фиатными (ничем не обеспеченными деньгами), то все равно объективно присутствует определенная граница исчерпания модели. Постоянное печатание баксов и вброс их в мировую экономику в какой-то момент привел к тому, что ползучая инфляция доллара ускорилась. 

Когда мировая резервная валюта начинает подвергаться очевидной инфляции, то все утрачивают к ней интерес. Как показывают события последних недель, самое ценное, что можно купить на доллары — это золото. Потому что золото выступает в качестве абсолютных денег, тогда как доллар США на такое неспособен. 

Вместе с ростом государственного долга Соединенных Штатов растет и стоимость его обслуживания. По прогнозу The Guardian, совсем скоро расходы на обслуживание госдолга в американском бюджете составит 2 трлн долларов в год. То есть, два бюджета Пентагона. 

Торговая война привела к падению курса доллара по отношению к другим валютам, а это тоже фактор удорожания обслуживания госдолга дяди Сэма. 

Трамп стал президентом под обещания сократить государственные расходы и уменьшить государственный долг. Однако статистика свидетельствует, что за время после инаугурации 47-го президента траты государственного бюджета выросли. И выросли существенно. Если сравнить с аналогичным периодом предыдущего года, то они увеличились на 500 (пятьсот!) млрд долларов. Увеличение стоимости обслуживания госдолга внесло вклад в эту цифру на сумму 25 млрд долларов. Это пять расходных частей бюджета Казахстана на 2025 год. 

Экономическая теория

Когда Дональд Трамп разворачивал Первую мировую торговую войну, некоторые наблюдатели делали предположение, будто в команде хозяина Белого дома есть сильная группа экономистов, владеющих современной экономической теорией.

Как Карл Маркс описал современный ему капитализм XIX века, а Владимир Ленин империализм начала XX века, так и сейчас был прогноз, что кто-то у трампистов понимает, как функционирует современная мирохозяйственная модель. Когда человек либо группа лиц понимает реальную картину мира или хотя бы экономического мира, то у нее резко повышаются шансы на принятие правильных управленческих решений. 

Однако стоило Японии из-за объявленных Трампом новых таможенных пошлин — Стране Восходящего Солнца трамписты прописали 24%, плюс отдельно 25% на импортируемые японские автомобили — начать распродавать американские долговые обязательства, как пошлины для 75 стран (включая Казахстан) отложили на 90 дней.

На январь 2025 года Япония держала трежерис (долговые ценные бумаги правительства США) в 1,079 трлн долларов. Но чтобы создать панику на финансовом рынке, не обязательно продавать весь объем. Хватит несколько десятков миллиардов при отказе других инвесторов вкладываться в долги Соединенных Штатов.

Покупатели на продаваемые трежерис нашлись, но для этого пришлось за один день повысить доходность бумаг с погашением через 5 лет на 2%, а 30-летние на 3,6%. А это снова увеличение расходов по обслуживанию госдолга, то есть, ничего нового в плане экономической теории. 

Сначала Вашингтон ввел против Пекина 145%-е пошлины, а потом временно исключил из запретительных пошлин китайские смартфоны, ноутбуки, компьютеры и другую электронику, поскольку для потребителей в Штатах рост цен на данные товары мог оказаться шокирующим.  

По факту 60% высокомаржинального экспорта из Поднебесной в США выведены из-под запретительных пошлин. Получается, что никакого нового слова в экономической науке опять нет. Команда Дональда Трампа не в состоянии сделать так, чтобы сложные высокотехнологичные производства быстро вернулись на территорию Штатов. Если не могут вернуться в короткие сроки, то на время жестких протекционистских мер взлетают цены для потребителей. В Белом доме испугались реакции избирателей и пока взяли паузу. 

Если у Вашингтона изначально не было научной теории для действий в имеющихся международных условиях, то и внятной стратегии по торговой войне с Китаем тоже не имелось. Потому что с точки зрения актуальных экономических школ Белый дом действует несистемно и раздергано. Из произошедшего видна разве что попытка взять Пекин «на понт». Но после того, как китайскую электронику освободили от 145%, стало понятно, что блеф провалился и никакой домашней заготовки на этот случай у трампистов нет. 

Дракон контратакует

А вот Поднебесная действует вполне логично и последовательно. КНР остановила экспорт в США редкоземельных металлов и промышленных магнитов. Для предприятий военной, аэрокосмической и автомобильной промышленности это сродни катастрофе. 

Дело в том, что при производстве сложной военной техники, особенно по линии локаторов, систем наведения и помехоустойчивости, определенные виды редкоземов нечем заменить. Если речь идет о таких редкоземельных элементах, как самарий, гадолиний, тербий, диспрозий, лютеций, скандий, иттрий, то Китай в их производстве фактически монополист. А по галлию и германию у него доминирующие позиции в мире. 

Военные подрядчики Пентагона не смогут производить широкую номенклатуру современных средств ведения войны, поскольку в Пекине позаботились о том, чтобы они не получили критические редкоземы ни через каких посредников. 

Примечательно, что очередной редкоземный удар был нанесен уже после того, как в Вашингтоне включили заднюю с пошлинами на китайские смартфоны, ноутбуки и компьютеры. В общем, КНР входит во вкус торговой войны. Раз уж система пошла вразнос, то противник должен получать болезненные удары, дабы возникала реакция избегания. 

По историческим меркам совсем недавно, меньше сотни лет назад, на США приходилось более 50% ВВП всей планеты. Населения там было сравнительно немного, а вот ВВП поражал. Это было промышленное производство, огромная серьезная научная школа и все положенные к таким вещам атрибуты. Ну а все вместе позволяло иметь самую мощную в мире инновационную армию. 

Потом в силу законов ведения капиталистического бизнеса производственные цепочки стали постепенно выводиться за пределы Штатов, а вместе с ними — утрачиваться самые разнообразные компетенции. В том числе в вопросах государственного управления.

Вашингтон подтверждает постулат о том, что когда теряешь лидерство в производстве, то в конечном итоге теряешь лидерство во всем. А значит и вести победоносную торговую войну против более могучей экономики Поднебесной США тоже не могут. Это объективно.

Фото из открытых источников


Владислав Юрицын

Топ-тема