Геополитическая весовая категория Бразилии не позволила ей пройти между струйками Вашингтона и Пекина. Первым стратегическое терпение закончилось у Белого дома, когда Дональд Трамп ввел 50%-е пошлины на бразильские товары. Теперь страна с зелено-желтым флагом развернула его в сторону Поднебесной и других участников БРИКС+.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Кремль прозевал запрос на репутацию
Трамп не смог эволюционировать из политика в государя
Для Ирана опция «пощада» не предусмотрена
Пропетлять не получилось
От Бразилии давно просят определиться со стороной геополитической баррикады. Политики этой страны, ссылаясь на внутренние проблемы, политические перестановки (правят то правые, то левые), международные обязательства и нежелание брать ответственность за судьбоносный выбор, всячески оттягивали решение вопроса.
Первым на правах главного торгового партнера усилил давление Китай. На XVII саммит БРИКС в Рио-де-Жанейро 6-7 июля 2025 года не приехал Си Цзиньпин. Премьер Ли Цян, возглавлявший делегацию КНР, без сомнения, фигура крупная, но все-таки не первое лицо государства. Лидер Поднебесной таким манером дал понять, что к инициативе «Пояс и Путь» Бразилии следовало бы присоединиться.
Президент России Владимир Путин тоже не прибыл в город мечты Остапа Бендера. Формально причиной отказа стало то, что бразильцы как-то невнятно ответили на вопрос, будут ли они соблюдать ордер МУС (Международный уголовный суд).
Фигуранты из Гааги выписали бумагу, согласно которой хозяина Кремля нужно этапировать в Нидерланды (камера Слободана Милошевича пустует). Теперь Москва регулярно спрашивает, что в той или иной принимающей столице думают насчет МУСовской «малявы». В общем, российскую делегацию возглавил Сергей Лавров, глава МИД.
А вот Дональд Трамп на кураже после капитуляции, которую Урсула фон дер Ляйен подписала от лица Европейского союза, решил взяться за Бразилию методом кавалерийской атаки. Если Объединенная Европа согласилась на американские пошлины в 15% и 0% для товаров из США в ЕС, то южноамериканский гигант получил 50%. Первоначальные 10% Донни установил сразу в апреле, а теперь еще 40%.
Дабы оценить масштаб запроса от Дяди Сэма, стоит знать, что пока действовал общетрамповский тариф в 10% для всех остальных государств планеты, нефтяные компании, добывающие в Бразилии «черное золото» и поставляющие его на рынок Соединенных Штатов, эту пошлину не платили.
Тут вообще началось!..
Надо отдать должное бразильской правящей элите. После того, как президент Трамп сам принял решение, на чьей стороне Бразилия, выбор у тамошних элитариев получился небольшой. Вариант «А»: срочно метнуться в Вашингтон и договориться о послаблениях. Вариант «Б»: принять бой и действовать исходя из новых реалий. Бразильцы решили воспринимать Дядю Сэма как врага.
После того, как американская сторона начала разговор с Бразилией на языке цифр, южноамериканские политики тоже произвели калькуляцию. На США приходится 12% общего бразильского экспорта. А на Китай — 29%. Китайский импорт перекрывает американский на бразильском рынке больше чем в 1,5 раза.
Южноамериканский гигант долгое время не решался на серьезные совместные действия в рамках БРИКС из-за потенциального договора между МЕРКОСУР и Европейским союзом. В общий рынок МЕРКОСУР кроме Бразилии входят Аргентина, Уругвай и Парагвай. Однако в свете того, что Евросоюз после сделки Трамп – фон дер Ляйен станет экономическим донором органов для США, самостоятельная хозяйственная ценность ЕС падает. Да и не разрешит 47-й президент Штатов заключать Брюсселю подобные соглашения.
В Латинской Америке народ в принципе темпераментный, а тут еще и личная неприязнь между президентами Луисом Инасиу Лула да Силва и Дональдом Трампом добавилась в политический замес.
Очень показательно отреагировали энергетические компании, добывающие нефть в Бразилии. Petrobras, Shell, TotalEnergies, ExxonMobil и Equinor приостановили поставки углеводородов в США. В первую очередь это демонстрация, поскольку вроде как для «черного золота» действует механизм исключений, но политически свое несогласие нефтяные гиганты продемонстрировали.
У несогласия имеются вполне понятные экономические обоснования. После того, как с 1 августа 2025 года добываемая в Бразилии нефть получила пошлину в 50%, никто из ТНК не собирается поставлять ее на рынок Соединенных Штатов себе в убыток.
Действия экспортеров
Даже если Вашингтон и Бразилиа придут к выводу, что погорячились и не стоит так жестко рвать связи друг с другом, комплекс разъединяющих факторов уже запущен.
Если гипотетически предположить, что южноамериканский гигант согласится на 15%, как для ЕС, то сделка не решает проблему сама по себе. Бразильские компании-экспортеры останутся на американском рынке только в том случае, если в этом будет экономический смысл.
По факту на бразильском экономическом поле получили удар прежде всего те силы, которые ориентированы на рынок США. Как следствие, ослабли позиции связанных с ними политических группировок. Меньше денег — слабее их гравитация — активнее перераспределение ресурсов в пользу альтернативных денежных центров.
А вот у компаний, ориентированных на Китай или Африку, позиции только укрепились. У Бразилии традиционно хорошие связи с португалоязычными странами Африки, а в последние годы еще и с ЮАР товарооборот нарастает.
За последнее десятилетие экспорт бразильских товаров в Китай более чем удвоился. При этом три четверти поставок составляют так называемые «коммодитиз». То есть стандартизированные биржевые товары, которые мало отличаются от производителя к производителю: пшеница, кофе, сахар, соя, нефть, сталь, золото, мясо, хлопок, каучук… Такие товары будет сравнительно легко переориентировать с рынка США на альтернативные, где цена станет более привлекательной в новых раскладах.
Если взять продавцов тех товаров, которые Трампом выведены из-под пошлин — апельсиновый сок, самолеты гражданской авиации и запчасти к ним — то они погоды в торговых отношениях не делают. Когда меняется фон, тогда меняются и происходящие на этом фоне процессы. А общий фон американо-бразильских отношений очень сильно изменился.
Политическая воля
Вообще-то Бразилия готовилась к неприятностям на американском направлении заранее. Лула до Силва подписал 15 июля 2025 года указ о введении в действие закона «Об экономической взаимности».
Этот закон определяет, в каких случаях и каким образом правительство может отреагировать на односторонние меры, принятые странами или экономическими блоками, которые негативно воздействуют на международную конкурентоспособность Бразилии. В тексте закона указаны критерии приостановления коммерческих концессий, инвестиций и обязательств, связанных с правами интеллектуальной собственности.
После сделки США – ЕС в гольф-клубе, который находится в Шотландии, но принадлежит Дональду Трампу, приказам из Вашингтона теперь подчиняются две из трех крупнейших экономик планеты. При этом 47-й хозяин Овального кабинета от конфронтационной линии в отношении Китая не отказывается. И готов на сделку с Пекином только в том случае, если КНР признает свое подчиненное положение по отношению к Штатам.
Поднебесная в силу своих геополитических масштабов и достигнутых рубежей не может принять «заманчивого» американского предложения. А одним из ответов Белому дому в формате противодействия является выстраивание собственной глобальной экономической архитектуры.
Бразилия в свете новой расстановки сил повышает значимость интереса для китайской стороны. Аналогично и по линии бразильской заинтересованности в КНР.
Лула да Силва долго шел в фарватере старых глобалистов коллективного Сороса. То есть подписывал все документы наднационального формата, облегчающие движение товаров, капиталов и работающие на обслуживание интересов международных финансовых спекулянтов и ТНК. Но вот на коллективном Западе власть поменялась и Трамп взял под свой контроль сначала США, а потом подчинил своему диктату Евросоюз и Великобританию.
Теперь Бразилии предстоит завязывать с многовекторностью и четко определиться с лагерем, в котором она будет функционировать. Пока все указывает на то, что Лула да Силва поведет страну в направлении Китая.
К тому же Дональд Трамп выставил бразильским элитам свои требования в столь демонстративно-унизительном формате, что выбора особо и нет. Либо потеря лица и колониальный уход под Соединенные Штаты, либо в сторону Поднебесной, но уже в «Поясе и Пути». Варианты на «полшишечки» закончились.
Фото из открытых источников