Аналитика

Что такое «декоммунизация». Часть III

Мирас Нурмуханбетов

20.05.2022

В предыдущих материалах нашего краткого ликбеза по декоммунизации мы в большей степени обрисовывали теорию этого процесса. Что же касается практики, то она далеко не везде одинаковая – даже для постсоветских стран. Сегодня мы попытаемся представить, как это может (должно) пройти в нашей стране. Конечно, тоже пока чисто теоретически, но уже исходя из наших реалий.

Вообще, когда говорят про Казахстан, то наряду с декоммунизацией, упоминают десоветизацию и деколонизацию. С одной стороны, это почти тождественные понятия, с одними и теми же задачами. Но существуют и некоторые различия. Если коротко, то в нашей стране, как мы считаем, должно все пойти в комплексе. Другими словами, одно другому не мешает. Скажем, декоммунизацию во многих аспектах можно приравнять к десоветизации (или наоборот), учитывая, что первое понятие более широкое, чем второе.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Что такое «декоммунизация». Часть II

Что такое «декоммунизация». Часть I

Денацификация как она есть

Люстрация далекая и близкая

Что касается деколонизации, то здесь, в большей степени, главенствующую роль играет психологический фактор, а также определенные меры в идеологическом направлении. Впрочем, с точки зрения права (а это, напомним, является основной нитью наших публикаций) также можно провести ряд мероприятий, но они в большей мере касаются двусторонних отношений между Казахстаном и Россией. Например, речь идет о закрытии российских военных баз, существенном пересмотре ряда соглашений, возможном выходе из ОДКБ, ТС и ЕАЭС. Но это, как вы понимаете, тема для отдельного разговора.

В целом же, как мы говорили ранее, для начала настоящей декоммунизации в стране первостепенное значение имеет политическое решение на самом высоком уровне. Причем, оно должно быть не только заявлением со стороны Акорды на каком-то мероприятии (скажем, приуроченном к 31 мая), достаточно четко сформулированная государственная программа – примерно то же самое, что подразумевает под собой «второй пакет политических реформ» от Токаева. А лучше всего – оба пакета.

Нам представляется, что политическая воля руководства страны, независимо от того, нынешнее оно или следующее, в первую очередь, должна, в первую очередь, исходить из собственного покаяния. Но, в отличие от общегражданского, о котором мы упоминали в прошлый раз, люди, обличенные властью, обязаны пройти через то, что называют «люстрацией».

Как выясняется, многие не понимают или не до конца понимают этот термин. Для других он выглядит чем-то вроде репрессий против представителей ушедшего режима. Третьи и вовсе считают, что это сродни раскулачиванию. На самом деле, люстрация вполне четко сформулированный в правовом плане комплекс мероприятий, направленный в большей мере не на наказание апологетов ушедшего режима, а не допущение того, чтобы они влились в новую власть, как ни в чем ни бывало. Кстати, смысловой перевод этого термина (с латыни) означает «очищение посредством жертвоприношения».

Стоит отметить, что нынче в нашей стране, упоминая о люстрации, говорят о применении к ее носителям нынешнего режима – о некой «денуризации». Об этом, как вы понимаете, разговор отдельный и нелегкий, а мы, все-таки, говорим о позапрошлом режиме. Который должен был уйти вместе с Советским Союзом, но почему-то остался не только в сердцах, но и в коридорах власти, в законах, в принципах отношения режима к населению. Поэтому в нашем случае, нужно больший упор сделать именно на тех, кто так или иначе причастен в Компартии времен СССР.

Впрочем, можно (и нужно) учитывать и то, что многие и многое в независимом Казахстане стали своеобразными наследниками «соцреализма». Здесь немаловажен опыт бывших советских республик, начиная от прибалтийских стран и заканчивая Украиной, а также – как сами себя декоммунизировали в Восточной Европе. В первую очередь – в Польше и Чехии. То есть, ничего особо нового придумывать не стоит, тем более, многие цивилизованные страны признали коммунистическую идеологию преступной, а среди них немало и тех, где компартии и их производные были попросту запрещены. Например, вы вряд ли получите ВНЖ в США, если укажите в анкете, что состояли в КПСС или работали в милиции.

С точки зрения права необходимо будет юридически закрепить не только осуждение коммунистического режима, но также запретить компартию в Казахстане. В том числе и ту, которая перед прошлыми парламентскими выборами «переобулась». Теоретически также возможны несколько судебных процессов – пусть даже формальных – на которых будут рассмотрены те или иные преступления режима и его носителей в отношении граждан Казахстана. Это, в первую очередь, касается периода репрессий (причем, не только сталинского времени), а также менее очевидных – связанных с целенаправленными действиями властей в отношении населения и этнических групп.

В этом плане, на наш взгляд, важнейшее значение имеет признание голодомора 20 и 30-х годов геноцидом. Это тоже тема для отдельного разговора, но вкратце скажем, что такое признание должно быть осуществлено в виде комплекса мер – в первую очередь, с юридическим (судебным) признанием геноцида. Тем более, соответствующая статья в Уголовном кодексе РК имеется. Между прочим, Верховный совет Казахстана еще в 1992 году начал эту процедуру – даже была создана соответствующая комиссия. Однако, к великому сожалению, что-то пошло не так. Вернее, очень многое пошло не так.

В равной степени необходимо провести аналогичный судебный процесс по декабрьским событиям 1986 года. В отличие от Ашаршылыка, многие документы сохранены, есть немало свидетелей, а также ряд судебных актов о реабилитации невинно осужденных «желтоксановцев». Отметим, что президент Назарбаев в декабрей 1991 года издал указ, по которому должны были быть лишены всех наград те, кто заработал их за пять лет до этого. Но и здесь, судя по всему, дальше слов дело не пошло, а некоторые особо ретивые следователи и судьи продолжили свою карьеру в эпоху независимости, поднявшись до министра и Верховного суда.

Более мелких и (пока) неизвестных случаев достаточно много – на несколько лет вперед хватит работы независимым судам. Но кроме преступлений против граждан и их групп, есть и другие. Например, экологические. В первую очередь, это касается испытаний ядерного, химического и бактериологического оружий, когда над казахами, по сути, ставили эксперименты. Соответствующие статьи тоже найдутся в УК РК, но здесь, опять-таки, в большей степени важен идеологический момент (куда без него?).

В общем, дел предстоит много. Внимательный читатель может добавить свои примеры – ведь что-то мы могли упустить. Главное, это желание, которое должно прийти после понимания, что акт декоммунизации реально может изменить страну и ее народ – в политическом, экономическом и идеологическом планах. А переименование улиц и другие внешние атрибуты приложатся.

Фото из открытых источников


Мирас Нурмуханбетов

Публикации автора

Россия, верни не свое! Пожалуйста…

В этот день. Быть первым!

Продать бесценное

Угрозы ОДКБ или от ОДКБ?

В этот день. Реабилитация автономий

Старый Казахстан. В последний путь

Топ-тема

Другие темы

АНАЛИТИКА | 26.04.2024

В этот день. Трагический календарь

ГЕОПОЛИТИКА | 25.04.2024

Ильхам Алиев заявил, что в случае «серьезной угрозы» его страна примет «серьезные меры»

ОБЩЕСТВО | 24.04.2024

Вспомнить всё…

АНАЛИТИКА | 24.04.2024

Тик-так для «Тик-Тока»

СПОРТ | 24.04.2024

Елена Рыбакина выиграла Гран-при Porsche по теннису

КУЛЬТУРА | 23.04.2024

Сказ о Самсон-батыре. Как губернатор Туркестана выручил Париж