Алматы 22.02.2022 15626

Движение – это жизнь! Право на объединение

Последние дни стали плодовиты на появление различных объединений, заявлений о создании новых партий и тому подобных новостей. По большому счету, это очень даже хорошо, невзирая на скептицизм отдельных граждан и возможность контролирования этого процесса сверху. Однако насколько возможно на практике реализовать свободу на объединяться с единомышленниками? Может ли что-то измениться с учетом нынешних реалий в ближнесрочной перспективе? Давайте сегодня немного поговорим об этом.


Для начала, как завелось, заглянем в нашу Конституцию. Пункт первый статьи 23 гласит: «Граждане Республики Казахстан имеют право на свободу объединений. Деятельность общественных объединений регулируется законом». Второй пункт ограничительный – говорит о том, что «военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьи не должны состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии». Это какая-то дискриминация получается, но если вспомнить, что у них масса других привилегий, и они, по сути, являются отдельным сословием, то особо жалеть полицейских, чекистов и прокуроров с судьями не приходится. Вообще, стоит посвятить теме «Силовики и права человека» отдельный материал, поэтому глубоко в нее заглядывать сегодня не будем.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Право на жилье. Непростая проблема

Люстрация далекая и близкая

Январь-22. Право на правду

Однако нужно подчеркнуть, что во втором пункте уточняются не только те службы, работники которых ограничены в правах, но и отмечаются запрещенные для них объединения. Действительно, было бы странно, что участковые вдруг решили создать общереспубликанский профсоюз, чтобы решать свои проблемы. Для них существует закон о правоохранительных органах, где совершенно четко все расписано, вплоть до того, как в отпуск выйти, пенсию получать или в каком объеме оформить пособие для детей, если с тобой вдруг что-то случиться «при исполнении».

Но, кроме профессиональных союзов и политических партий существуют и другие объединения. Самым распространенным из них является РОО (республиканское общественное объединение), у которого тоже немало прав и которое может быть активно задействовано в строительстве гражданского общества. Но не только это. Конечно же, все зависит от устава РОО, решительности его руководства и знания законов, но отметим, что подобные организации могут, например, выдвигать своего кандидата в президенты. В условиях существующих ограничений и запрета на самовыдвижение, это достаточно мощный фактор.

Кроме этого, РОО могут даже заниматься законотворчеством, делегировать своих представителей в различные общественные советы при акиматах и министерствах, добиться их включения в рабочие комитеты в парламенте, обращаться во все государственные органы и международные организации, подавать иски в суд и так далее. Но, повторимся, все зависит от того, чем занимается организация, каково направление деятельности, узнаваема ли она в обществе и тому подобное. Впрочем, узнаваемость можно сделать как раз на гражданской и общественной активности – особенно, если название удачное, но в любом случае такие организации могут отправлять своих наблюдателей на выборы. А это уже, согласитесь, хороший фактор. По этому вопросу могут возразить – мол, в декабре 2020 года тогдашний председатель ЦИК Берик Имашев вынес постановление, что якобы наблюдателями могут быть граждане только от организаций, у которых в уставе предусмотрена такая деятельность. Но тут два момента. Во-первых, это постановление незаконно и, в лучшем случае, может носить рекомендательный характер, а во-вторых, если очень хочется поучаствовать в электоральной кампании, а ссориться с председателями избирательных комиссий враждовать желания нет, то можно по-быстрому дополнить свой устав.

Другое дело, что зарегистрировать республиканское общественное объединение – большая проблема. Особенно, если ты изначально хочешь активно заниматься общественно-политическими проблемами. Может, конечно, повезет и ваше РОО быстро пройдет всю процедуру, не вызвав интереса у «компетентных органов», но готовым нужно быть ко всему. В первую очередь это касается наличия филиалов во всех регионов страны, но также нужно тщательно подбирать учредителей – слишком известные фамилии в их составе могут навредить или затормозить регистрацию. Да и не стоит сначала громко заявлять о своем намерении создать объединения, а лишь потом собирать и подавать документы. Это хорошо и с точки зрения реальных дел – лучше сначала тихо-мирно «зарегиться», а потом уже давать пресс-конференции и вызывать чиновников на жек-пе-жек.

Вместе с тем, стоит отметить, что сейчас очень хорошее время создавать новые объединения. Во всех смыслах. Во-первых, поднимается политическая активность населения, во-вторых, власти вряд ли будут ставить препоны, как пару лет назад, а в-третьих, можно «попасть в струю» новой политической модернизации, о которой должен буквально через месяц объявить президент в рамках внепланового послания народу.

Создание политической партии как таковой, тоже может в данное время получиться. Власти даже заинтересованы в какой-то мере в их обильном появлении накануне очередных внеочередных парламентских выборов, которые могут состояться уже ближе к концу текущего года. Почему нужно много конкурентов? Очень просто – чтобы размыть голоса и… Впрочем, это совершенно другая тема.

Что же касается правовых основ, то, как вы знаете, создание и регистрация политической партии в Казахстане сейчас является практически невыполнимым квестом, самый сложный из которых (регистрация как таковая) зависит не от тебя и твоих богатырских качеств, а от политической воли Акорды. Это даже не секрет. Поэтому нужно помнить не только о грядущих поправках в законодательство, но и о пресловутом административном ресурсе. Ресурсе Администрации президента, в первую очередь.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Права человека: ликбез для каждого

Право на жизнь. Теория и практика

Право на жизнь. Доказательство аксиомы

Безусловно, новые «изменения и дополнения» в конституционный закон о выборах и «простой» закон о политических партиях нужны – и они сейчас будут приниматься в формированном темпе. Однако важно понимать, какие и для чего поправки увидят свет. Думается, что могут уменьшить число инициативный группы (сейчас она составляет 1000 человек), существенно снизить численный порог для регистрации партии и даже разрешат провести учредительный съезд в онлайн-формате, но необходимо требовать и более существенных обновлений (а точнее – возвращение уже бывших норм). Речь идет о двух важных вещах – о мажоритарной системе, которую можно ввести как 50х50 к голосованию по партийным спискам, а также дать возможность партиям создавать предвыборные блоки. Если власти пойдут на такие обновления, то уже можно будет с большей уверенностью говорить о каких-то реальных реформах, а не об их иллюзии.

Ну и, конечно, важно будет обеспечить честный и прозрачный электоральный процесс. Здесь как раз большое и даже наиглавнейшее значение будут играть различные объединения и движения, которые станут наблюдателями за выборами. Ведь даже если новые партии не появятся или появятся, но переругаются между собой (с большой долей вероятности), то избирателю можно будет проголосовать за того кандидата, кто точно не подведет – поставить «галочку» напротив графы «Против всех». Ну, а потом возникает другой вопрос – защиты своего голоса. Но это, опять-таки, другая тема для разговора, о которой мы уже говорили в самом начале нашего правового ликбеза.

Фото из открытых источников


Мирас Нурмуханбетов