Культура

Ұят бола ма? Казахский стыд

Мирас Нурмуханбетов

18.02.2022

В нынешнем обществе, а еще чаще – в виртуальном его сегменте в виде соцсетей, с определенных пор понятие «Ұят болады!» стало неким рубиконом действий и поступков тех или иных субъектов этого самого общества. Люди разделились не тех, кто взяло его на вооружение и использует по поводу и без, и тех, кто понимает его иносказательно и сатирически. Но что на самом деле «уят» среди казахов? За что должно быть стыдно и за что можно стыдить?

Чтобы читатель сразу понял, что мы не собираемся представить себя моралистами и у нас совершенно нет желания навязывать кому-то свое мнение. Просто нужно понять, насколько уместно использовать упрек «Уят болады!», а также учитывать, что при общем «казахском менталитете», обычаи и традиции в разных регионах Казахстана могут различаться.

С другой стороны, необходимо учитывать, что традиции бывают разные и делятся на различные категории. О многих из них, в той или иной мере, мы уже рассказывали. Так, упоминали о том, что связано с рождением ребенка или женитьбой, говорили о традиционных играх и том, что принято называть духовными ценностями. Сегодня же мы сделаем упор на, скажем так, бытовые традиции, исходя из заявленной темы – что действительно может вызвать упреки, неодобрение и даже гнев в большей части общества.

Начать можно с банальной, но, пожалуй, самой горькой категории – внебрачного рождения ребенка. Здесь, как и во многом другом, нужно исходить из некоего синтеза шариата и тенгрианских практик, а если точнее – мусульманской догматики и практики кочевой жизни. Безусловно, с распространением Ислама по Великой степи молодых людей все чаще женили согласно новой религии, а также было широко распространено договоры между родителями о браке своих детей, когда те еще были малолетними. Однако не настолько широко. Если исходить из народного фольклора, то любовь могла нагрянуть внезапно, покорив сердца тех, кто уже был «помолвлен» или даже между потенциальными врагами. Надо понимать, что она была не только платонической. Однако можно уверенно сказать, что никто никогда не догадался бы выгнать беременную дочь из дома. Это было бы просто нереально в условиях жизни номадов. Конечно, бывают разные случаи, но в данном случае «уят болады» вряд ли было широко распространено. Напротив, особенность казахов и их прямых кочевых предков заключается в так называемом «разбавлении крови», и это не всегда касалось только мужской половины.

О чем еще громко кричат нынешние ревнители традиций? О чересчур открытой одежде? Ну, здесь, наверное, не стоит много объяснять – условия жизни в степи (горах или предгорьях) не давали возможности одеваться с большими участками оголенного тела. Но отметим другой аспект. В прежние времена молодежь была более сексуально раскрепощена (в частности, прекрасная ее половина), хотя тогда еще никто не знал о таком термине. Это можно судить, скажем, по празднованию Наурыза, о чем мы писали отдельно. Напомним, в различных играх, которые молодые люди обычно начинали уже в вечернее время, именно девушки были заводилами. А в скачках-догонялках «қыз қуу» они могли исходить из принципа «не слишком ли быстро я скачу» – ведь награда для юноши (поцелуй) мог стать таковой и для юной особы. Вполне возможно, все могло закончиться не только поцелуями, поэтому немудрено, что многие семьи возникали именно весной.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Играй, казах! Настоящий наурыз!

Аттан! По коням!

А вот что могло послужить поводом для осуждения в обществе, так это, например, недоброе отношение к гостям. Весть об этом посредством «узын кулака» разлетелась бы по Великой степи даже быстрее, чем по соцсетям. Нерадивый или невнимательный хозяин, как минимум, подвергся бы насмешкам и получил бы какой-то сатирическое прозвище, даже если единожды допустил оплошность (пусть по объективным причинам) с нормами гостеприимства.

Вообще, жадность действительно являлась неким пороком, который мог стать клеймом не человека – особенно, если он был сравнительно богатым. Поэтому один из «любимых» персонажей в казахских сказках и былинах – это скупой бай. С другой стороны, этот факт может показаться неким доказательством, что такие субъекты в обществе были всегда и везде, но в данном случае надо больше исходить из того, что такие байки в большей степени играли функцию напоминалки о необходимости делиться с народом. Опять-таки, исходя из чисто прагматичных моментов, в кочевом мире, вряд ли ты станешь ссориться с окружающим обществом. Наоборот – щедрость при устраивании праздников и тоев иногда была чрезмерной и тоже, в какой-то мере, могла вызвать отдельную критику. Примерно за то, что нынче называют понтами.

Также можно подтвердить, что существовали четкие традиции, связанные со всеми этапами трех направлений – это комплекс мероприятий, связанный с рождением ребенка, свадьбой и похоронами (поминками). Конечно, как мы отмечали прежде, в разных регионах они несколько отличались друг от друга, но четко следовали одному принципу – соблюдению последовательности и четкой догматике. Правда, тогда, наверное, знали, не только, как и что делать, но и почему необходимо соблюдать те или иные ритуалы.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Праздники казахов. Веселимся с умыслом

Праздники казахов. Той не главное?

Есть еще «уят болады» по мелочи – бедно или неопрятно одеться на какое-то мероприятие, принести слишком скромный подарок, громко чавкать при еде и так далее. В таких случаях чаще срабатывает чисто частный, субъективный фактор, мало имеющий отношения к общенациональным традициям и скорее всего свидетельствующий о наличии совести (ну, или комплексов) у тех, кто стыдится. Некоторые из таких примеров свидетельствуют о комплексах, полученных при «самом лучшем в мире образовании», которое сопровождалось мощным идеологическим подавлением индивидуальности, поэтому к казахам, как таковым, прямого отношения не имеют – просто зерна попали на благодатную почву. Поэтому не стоит смешивать «режимные» ограничения с национальными традициями.

В сою очередь, о том, что действительно могло повлечь за собой не только осуждение общества, но и вполне конкретные материальные последствия, сказать стоит. Например, если при какой-нибудь драке или громком скандале, грозящем непредсказуемыми последствиями, выкрикнуть слово «Араша!» (обычно его произносит аксакал или пожилая женщина), то потасовка должна прекратиться. А вот невыполнение этого грозило серьезным штрафом для обеих сторон. Также мы не советовали бы никому игнорировать выполнение таких традиций, как «асар» или «жылу» – помощи пострадавшим в виде моральной и материальной поддержки.

Точно можем сказать, что при условиях степной демократии, тебя никто не устыдил бы за желание громко и четко высказать свое мнение, даже если оно противоречит желаниям правителя или большей части общества. Напротив, молчание грозило тем, что тебя могли просто не считать полноценным членом этого самого общества, которое априори было свободным. Да и вообще, тебя могли осудить не за какое-либо действие, а за бездействие – особенно в условиях кризисных ситуаций. Ведь ты же мужчина, ты казах!

Фото из открытых источников


Мирас Нурмуханбетов

Публикации автора

Россия, верни не свое! Пожалуйста…

В этот день. Быть первым!

Продать бесценное

Угрозы ОДКБ или от ОДКБ?

В этот день. Реабилитация автономий

Старый Казахстан. В последний путь

Топ-тема

Другие темы

КУЛЬТУРА | 23.04.2024

Сказ о Самсон-батыре. Как губернатор Туркестана выручил Париж

ОБЩЕСТВО | 23.04.2024

Своевременно и необходимо

ГЕОПОЛИТИКА | 23.04.2024

Песах – основа культа знаний у евреев

АНАЛИТИКА | 22.04.2024

О проблемах декоммунизации

ПОЛИТИКА | 19.04.2024

Аргументов становится всё меньше

АНАЛИТИКА | 19.04.2024

В этот день. Независимость, «Копейка» и Симпсоны