Вчера в мажилисе в первом чтении прошло оживленное обсуждение поправок в законодательство, связанных с коррупционными преступлениями. Некоторые из них вызвали пусть и короткую, но бурную реакцию журналистов и общества, что-то было воспринято скептически, а другое — с изрядной долей юмора. Однако мы сегодня хотели бы обратить внимание на то, что безучастное общество не только молчаливо поощряет сложившуюся ситуацию, но и способствует «долголетию» этой самой коррупции. Вы, конечно, можете пролистать этот материал, но советуем прочитать — лучше всего до конца.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Бесконтрольность из-за бездействия
Законодательные новеллы, озвученные в ходе пленарного заседания нижней палаты парламента, были весьма разнообразны. Как показали публикации в СМИ и соцсетях, наибольший интерес вызвало намерение Антикора публиковать данные о лицах, осужденных за коррупцию. Мол, чтобы люди знали. Кроме этого, ужесточается наказание по различным видам таких и близких к ним правонарушений, причем некоторые переводятся из Административного в Уголовный кодекс. Также «по горячим следам» сами депутаты и наши коллеги обсудили различные практические моменты законопроекта — например, считать ли коробку конфет в подарок учителю или врачу взяткой. Определенный интерес вызвали и предложения наказывать за предложение (простите за тавтологию) мзды.
В целом, о каждом из этих, а также о некоторых других озвученных новеллах в антикоррупционное законодательство можно было написать отдельные материалы, досконально рассказав о них и их правоприменительной практике. Однако мы сейчас хотели бы сделать акцент на двух вещах. Во-первых, следует подчеркнуть, что практически все предложенные дополнения и изменения — это не выдумки законодателей из уполномоченных органов и парламента, какими бы они неожиданными (и даже, по мнению некоторых, забавными) ни казались.
Дело в том, что Казахстан еще в мае 2008 года ратифицировал Конвенцию ООН о противодействии коррупции. Она появилась на свет осенью 2003-го и была призвана объединить страны в борьбе с этим злом, которое уже приобрело транснациональных характер. В общем, можно сказать, что наша страна одной из первых подписала этот документ, чем приняла на себя обязательства привести национальное законодательство под определенные стандарты.
Понятно, что получилось это сделать не сразу, в том числе и по причине того, что пчелы не могут «против меда», а казахи — против бешбармака. Кроме этого, тогдашняя финансовая полиция у многих стала ассоциироваться с неким инструментом личного обогащения и борьбы с конкурентами. Были и чисто юридические «тормоза», так как менять законы сразу не получалось — нужна была правовая база и соответствующие административные возможности. В общем, было несколько фаз реализации реформ, соответствующих духу и букве Конвенции, и один из важных блоков был продвинут в 2020-21 годах по специальному поручению президента Токаева. Потом законы еще немного «подшлифовали», и вот теперь наступила очередная фаза. То есть, ничего неожиданного. Это если коротко.
О втором моменте, на который хотелось бы обратить внимание, мы поговорим немного подробнее. А оттолкнемся мы от того, что по ряду нововведений первый заместитель председателя Агентства РК по противодействию коррупции Улан Саркулов отметил, что они инициированы, в первую очередь, в профилактических целях, а заодно — для влияния общества на потенциальных взяткодателей и взяткополучателей. Это, в частности, относится к криминализации желания «дать на лапу». То есть, законопроектом предусматривается введение уголовной ответственности за дачу согласия на получение взятки, просьбы или требования взятки, а также за обещание или предложение взятки. Судя по господину Саркулова, необходимо парочку таких «искусителей» осудить, чтобы другим неповадно было.
Также первый зампред Антикора, говоря о намерении публиковать реестр осужденных за тяжкие и особо тяжкие коррупционные преступления, отметил, что это профилактический инструмент и основная его цель — через общественное порицание сформировать в обществе нетерпимость к коррупции. То есть, на совесть надавить таким образом. Не станем (на этот раз) спорить, но выразим сомнения, что вряд ли тот, кто идет на подобное преступление, испугается какого-то там списка в меньшей степени, чем солидного тюремного срока. Впрочем, мы не об этом, а обществе.
Мы целиком и полностью согласны, что нужно нещадно бороться не только с теми, кто берет взятки, но и с теми, кто их предлагает. На Западе чуть ли ни соразмерные сроки наказания за то и другое существуют. Однако многие к такому положению вещей настолько привыкли, что стали даже оправдываться тем, что Система была специально создана так, чтобы гражданин (предприниматель, водитель, родитель и так далее) предлагал материальный «рахмет» за то или иное действо (или бездействие, естественно) клерка, полицейского или заведующего детсада.
Может быть, мы покажемся банальными, но такое действительно происходит на каждом шагу и ежедневно. Тут, если (когда) дело дойдет до правоприменительной практики, особо провоцировать граждан не надо будет или «ловушки» раскладывать. Можно даже в соцсетях найти предложения «помогаек», которые обещают «продвинуть» очередь в дошкольное учреждение, добиться АСП, получить права или сделать так, чтобы их не отбирали. Однако, как показывает практика, не всегда жесткие меры могут привести к желаемому результату. Ведь в так называемой бытовой или прикладной коррупции, материальное составляющее которой не тянет на «крупный размер», заинтересованы обе стороны, а также и те самые «помогайки».
И вот здесь особо важное значение принимает пресловутая нулевая терпимость, о которой все говорят, но никто толком не видел, а некоторые из тех, кто упоминает этот термин, даже не понимают его истинного значения. Впрочем, надо признать, что и значительная часть общества не только не знает этого, но и не хочет вникать особо глубоко. Поэтому терпимость эта стала неким аморфным или виртуальным понятием, которое всерьез никто не принимает, попросту не желает вникать в его суть, не говоря уже о практическом воплощении.
Можно, конечно, погуглить, что такое «нулевая терпимость», но поисковики, как ни странно, в первую очередь переправят вас на государственные порталы, реестры указов, сайты нацкомпаний и так далее. А там действительно скучно и, в некоторых случаях, смешно такое видеть. Если выразить одним словом, а точнее — двумя, то расшифровку этой формулы можно свести к «без вариантов». То есть, в данном случае, нельзя кивать соседу, который рассказывает, что вынужден был «заплатить сверху» за получение земельного участка, или хлопать по плечу коллегу, который «быстро отдал двадцатку» полицейскому, так как спешил на совещание. Другими словами, даже если вы не совершаете «коррупции по мелочи», но при этом молчаливо одобряете действия других, то это никак нельзя назвать нулевой терпимостью.
Конечно, мы не призываем «настучать» на соседа или записать признание коллеги на телефон и отнести это в Антикор (хотя, зависит от обстоятельств), но постепенно, будто бы выдавливая из себя по капле раба, можно многого достигнуть. Тут, по нашему мнению, на настоящем этапе более важен процесс, тем более, что результат для многих кажется фантастикой. К слову, никогда не стоит оправдываться тем, что «даже в Европе есть коррупция» или, напротив, пугать Китаем, где сразу же расстреливают — во-первых, может и есть, но, скажем, даже использование заместителем министра служебного автомобиля в выходной день может обернуться большим скандалом, а во-вторых, в Поднебесной расстреливают далеко не сразу и далеко не всех.
В общем, нужно принять за данность, что коррупция у нас есть и она глубоко проникла не только во власть, но и в само общество. Но при этом понять, что бороться с ней есть смысл, так как, повторимся, сам процесс может изменить многое. Да, за пару последних десятилетий у казахстанцев выработался стойкий иммунитет ко всякого рода заявлениям властей о новых этапах в деле борьбы с коррупцией. Точно также призывы всех и каждого «начать с себя» хоть и являются обоснованными, но тоже превратились в банальность.
А ведь тут более простая формула: любой коррупционер (чья вина доказана справедливым следствием и объективным судом) несет вред не только настоящему, но и будущему общества. Именно коррупция виновна в плохих дорогах и нездоровой медицине, трехсменных школах и дефиците профессионалов, высоких ценах и низких пенсиях, хамоватых клерках и акимах-царьках, в том, что у нас проваливаются многие проекты, хотя некоторые из них изначально «разрабатываются» под коррупционную составляющую. И как резюме — если вы тоже хотите внести свой вклад во весь этот (причем, это далеко не полный список) негатив, то продолжайте терпеть, молчаливо соглашаться или не считать за большое преступление («ведь некоторые воруют в миллион раз больше!»), если пригласите в ресторан проректора университета, куда безуспешно собирается поступить ваша дочь…
Фото из открытых источников