Поправки в законодательные акты по вопросам противодействия коррупции рассматривают в мажилисе. Законопроекты на заседании мажилиса презентовал первый заместитель председателя Агентства РК по противодействию коррупции Улан Саркулов, сообщает корреспондент Check-point.kz.
Антикор представил на обсуждение мажилисменам два законопроекта: «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия коррупции» и «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях по вопросам противодействия коррупции».
Первым законопроектом поправки вносятся в три кодекса (Уголовный, Уголовно-процессуальный, Трудовой кодексы) и пять законов («О противодействии коррупции», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О правоохранительной службе», «О персональных данных и их защите», «О государственной службе Республики Казахстан»).
Вторым законопроектом вносятся изменения в Кодекс об административных правонарушениях.
Большая часть поправок направлена на реализацию Концепции антикоррупционной политики до 2026 года.
Одним из новшеств предлагается ввести публичный реестр коррупционеров.
«Это профилактический инструмент. Основная его цель – через общественное порицание сформировать в обществе нетерпимость к коррупции. В реестр будут включаться сведения об осужденных за совершение тяжких и особо тяжких коррупционных преступлений», — уточнил Улан Саркулов.
Основанием для включения лиц в реестр станет вступивший в законную силу обвинительный приговор. Исключение из реестра будет возможным на основании вступившего в законную силу оправдательного приговора и погашения судимости.
Еще одна из ключевых инициатив — криминализация обещания/предложения взятки.
«Этот вопрос стоит на повестке уже 16 лет. О необходимости принятия законодательных мер по признанию в качестве уголовно наказуемых деяний обещания, предложения взятки, вымогательства взятки было указано в Конвенции ООН против коррупции, ратифицированной Казахстаном еще в мае 2008 года (статьи 15 и 16). Рекомендации по криминализации обещания и предложения взятки на постоянной основе содержатся в отчетах экспертов ОЭСР. Так, согласно рекомендации 5 раунда мониторинга Стамбульского плана действий ОЭСР Казахстану вновь предложено установить уголовную ответственность за обещание, предложение взятки. Такая рекомендация имелась и во всех предыдущих раундах отчетов», — объяснил Улан Саркулов.
Кроме того, он отметил, что в соответствии с Концепцией антикоррупционной политики перед Агентством поставлена задача по присоединению в 2026 году к Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.
А упомянутые конвенции как раз таки обязывают всех стран-участниц криминализовать обещание, предложение, требование взятки.
«В процессе проработки поправок по криминализации обещания/предложения взятки тщательно изучен международный опыт стран дальнего и ближнего зарубежья. К примеру, во всех без исключения в 38 странах ОЭСР действует уголовная ответственность за обещание/предложение взятки, поскольку ее наличие в законодательстве является обязательным условием для вступления в ОЭСР. Данная норма отражена и в законодательстве большинства государств постсоветского пространства. Судебно-следственная практика за рубежом по таким преступлениям минимальна, выявляются буквально единичные случаи, но сам факт наличия подобной статьи дисциплинирует и формирует соответствующую культуру, когда даже разговоры о взятках становятся неприемлемыми», — отметил Саркулов.
Он также считает, что признание договоренности о взятке оконченным преступлением будет иметь ярко выраженный профилактический эффект, что позволит пресекать взяточничество до причинения ущерба государству.
Фото из открытых источников