Ну, утверждены новые правила. Что здесь удивительного? Подобное встречается практически везде. Соблюдай закон, и никакие правила не будут страшными. Но это только трезвомыслящие люди станут говорить так, а тем, кому приходится высасывать из пальца повод для информационной шумихи, чтобы доказать своим грантодателям, что не зря хлеб жуют, — повод для очередных нападок на власти. Дескать, власти делают все, чтобы превратить Казахстан в полицейское государство. При этом критики старательно замалчивают тот факт, что в странах, на которые они призывают равняться, подобные правила действуют давно.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Избирательная солидарность: кое-что о журналистике в РК
Ценности за гранью: чего добиваются представители ЛГБТ-сообщества
С чем же не согласны любители хайпа? Их тревожит то, что необходимые для аккредитации документы необходимо предоставлять в министерство иностранных дел РК? Но, если у людей документы в порядке, то чего бояться?
Для аккредитации представительства иностранного СМИ документы предлагают направлять на официальный электронный адрес МИД, сейчас — через загранучреждения или непосредственно в МИД. А ведь правила, напротив, даже смягчены в определенной степени. Так, если ранее следовал отказ за неполный пакет документов, то сейчас можно вновь подать заявку на аккредитацию, собрав весь необходимый перечень документальных подтверждений. В течение указанного срока МИД обязан рассмотреть предоставленную заявку. Разрешение на аккредитацию иностранного СМИ будет выдаваться на три года, после чего необходимо предоставить новую заявку. И это вполне объяснимо, поскольку в наше время СМИ открываются и закрываются чуть ли ни со скоростью реактивного самолета.
Разумеется, повод для критики найдется всегда. К примеру, вопросы вызывает положение об отзыве аккредитации. Неясно, каким образом МИД обоснует соответствие или несоответствие деятельности журналиста. Именно на этот пункт, как повод для того, чтобы считать новые правила аккредитации иностранных журналистов ужесточающими, сослалась в одном из интервью Гульнара Биржанова, один из учредителей ОФ «Правовой медиа-центр».
Пожалуй, с г-жей Биржановой можно согласиться, если бы не… Странно, но сами иностранные СМИ хранят молчание по данному поводу. Означает ли это, что иностранцы понимают, что такое Закон и Порядок, и необходимость государства защищать свою безопасность. А публикации, подрывающие авторитет власти, допускающие нападки на власти без всяких оснований, как ни крути, — нарушение закона.
Напомним, что ровно год назад, в январе 2024 года, было отказано в аккредитации журналистам «Радио Азаттык».
Казахстан далеко не первое государство в мире, где установлены правила аккредитации иностранных СМИ. Такие правила, к примеру, имеются в США и введены еще в 1938 году. Foreign Agents Registration Act (FARA) — «Закон о регистрации иностранных агентов» — определяет работу всех иностранных компаний и организаций в США. Согласно этому закону, все эти компании и организации обязаны предоставлять в министерство юстиции каждый месяц финансовую отчетность и данные о своей деятельности. Эти же требования относятся и к СМИ, получающим финансирование из-за рубежа. К тому же такие СМИ обязаны указывать, что публикации или вещание делаются от имени иностранных государств. Однако что-то казахстанские правозащитники, столь щепетильно относящиеся к любому нововведению в нашей стране, не спешат называть США полицейским государством. И как-то умалчивают о том, что в Казахстане таких требований нет.
Есть свои требования по отношению к деятельности иностранных СМИ в других странах мира. К слову, аккредитацией журналистов в Чехии, к примеру, занимается также МИД.
В Германии надзором, если можно так выразиться, за соблюдением закона, прав граждан занимаются суды.
В Японии официальной цензуры не существует, однако существует практика отказа в аккредитации — то, за что казахстанские правозащитники критикуют власти. К тому же сама аккредитация иностранным СМИ выдается всего на год.
Иначе говоря, никакого велосипеда власти Казахстана в данном вопросе не выдумывали, а просто взяли наиболее приемлемое из международной практики. Так что же не устраивает тогда правозащитников? Или у них каждое лыко в строку, чтобы показать: они есть, они работают? А ведь это то самое явление, что осмеяно в бессмертной комедии «Александра Грибоедова «Горе от ума» 200 лет назад. «Шумим, братец, шумим», — эта фраза Репетилова на деле означает, что, кроме шума, от подобных деятелей пользы нет. Вот и получается много шума из ничего. В данном случае аккредитация иностранных СМИ для некоторых организаций в Казахстане — повод напомнить о себе и не более, потому как дельного в их критике нет.
Фото из открытых источников