Мы уже отмечали, что Новый год как таковой, плюс-минус несколько дней вокруг него не так щедры на различные события, подходящие под нашу рубрику. Единственное, что имеет странную тенденцию: именно в этот в период в разные годы наблюдается увеличение авиакатастроф, но о них мы не будем. Однако есть примечательная дата, которая интересна не только сама по себе, но и тем, что происходило до нее.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
В этот день. Спасатели, паспортисты и снежинки из бумаги
В этот день. 70-летие Жезказгана, латиница и «Кыз-Жибек»
В этот день. Операция «СНГ», или В шаге от Независимости
Итак, ровно 100 лет назад в Италии был введен титул Duce. Первым и единственным его носителем, как известно, был Бенито Муссолини — тогдашний глава Совета министров страны. Но прежде, чем развить эту тему, следует обратиться к истории использования этого термина в политике и социальной сфере.
Начнем с того, что «Duce» имеет латинские корни и обозначает «Лидер» или «Вождь». То есть, слово существовало всегда, и еще в раннее средневековье использовалось в некоторых общинах и княжествах. Но в основном это относилось к военным предводителям или тем, кого сегодня назвали бы лидерами общественного мнения. Позже этот термин временами использовался оппонентами существующей власти — чаще всего, в регионах и удельных княжествах. Причем, замечено, что в большинстве случаев этим титулом «вожди» награждали сами себя, заставляя так обращаться к своей персоне.
В традиционном смысле сравнительно широкое распространение это звание получило в 60-е годы XIX века. Тогда, во время объединения Италии, сторонники Джузеппе Гарибальди стали так именовать своего лидера, но тот, к слову, никогда не называл себя дуче. Наверное, это был единственный случай. После начала Первой мировой войны, а точнее, в 1915 году, титул «верховный лидер» (итал. Duce Supremo) стал употреблять по отношению к себе Виктор Эммануил III — как верховный главнокомандующий Вооруженных сил Италии. После войны его присвоил Габриеле Д’Аннунцио — как глава Республики Фиуме. Однако юридически «Duce» никак не было оформлено, хоть и встречается в различных документах того времени. Вплоть до 1925-го.
Мы по разным поводам вспоминали отдельные страницы из истории Италии того периода и самого Муссолини, в том числе и его знаменитый «Марш на Рим», закончившийся, по сути, захватом власти в стране. На этот раз добавим несколько особо важных, на наш взгляд, моментов — чисто для понимания того, как сложился дуче.
С детства Бенито отличался буйным неуправляемым поведением, причем, в первую очередь — среди сверстников и даже ребят постарше. Его жизненной доминантой была неуемная жажда власти, а личная мораль была направлена на ее достижение и сохранение, и вся жизнь была подчинена именно этому. Вместе с тем, будущий вождь был очень харизматичной личностью, которая ярко выделялась даже в период, когда в Италии (да и во всем мире) было немало интересных и ярких политиков, а также пользовался завидной популярностью у женщин. Но при этом Бенито был одинок — возможно, потому что не видел равных себе, а если находил, то считал их своими конкурентами, которых надо либо подчинить, либо уничтожить.
Уже в 17-летнем возрасте (на дворе стоял 1900 год) Муссолини начал активно интересоваться политикой и вступил в социалистическую партию. После окончания гимназии он работал преподавателем в сельской школе в Пьеве-Саличето, где вскоре возглавил социалистов и стал членом местного комитета трудящихся. Как говорится, быстро собрал свою паству, получив хорошую практику и решив, что способен на гораздо большее. Интересно, что, когда началась Первая мировая, сначала Муссолини отстаивал нейтралитет Италии, но потом внезапно изменил свою позицию, всеми силами пропагандируя идею вступления в войну против Германии и занятие позиции, выгодной Франции. Об этом даже вышла нашумевшая статья в популярной газете «Аванти», которую он и возглавлял, после чего его вызвало руководство Соцпартии. Если коротко, то закончилось это уходом из газеты и «партбилетом на стол».
Тогда он сменил печатное слово на устное и стал ездить по стране с публичными выступлениями. Он обвинял социалистов в намерении задушить национальные чаяния народа, называл немцев европейскими пиратами, а австрийцев — палачами итальянского народа. Когда Италия вступила в войну, Бенито был призван на службу и отправлен на фронт, где пользовался уважением у однополчан за храбрость и лидерские качества.
Вернувшись с фронта и пересмотрев свои политические взгляды, Муссолини заявляет, что для возрождения итальянской нации ей нужен «энергичный и жесткий лидер». В 1919-м он создает Итальянский союз борьбы, который впоследствии стал Национальной фашистской партией. Однако на парламентских выборах в том же году его Союз потерпел сокрушительное поражение на радость бывшим соратникам по социалистической партии и саркастическим возгласам со стороны коммунистов.
Но вскоре популярность Бенито Муссолини стала быстро возрастать, чему в немалой степени способствовал социально-политический кризис. «Чернорубашечники», как прозвали вооруженные отряды сторонников Муссолини, стали практически легальными формированиями, и их шествие в октябре 1922-го, по сути, привело нашего сегодняшнего героя на пост премьер-министра. На следующий год премьер-министр, пользуясь большинством в парламенте, практически полностью подчинив себе законодательный орган и убедив кардиналов в необходимости преобразований, быстро продвигает политические реформы, фактически узурпировав власть.
В 1924 году начинаются репрессии, чистки и прямые убийства оппонентов. Это делалось быстро и убедительно, сопровождаясь мощной идеологической пропагандой. Там было много моментов и новшеств, которыми впоследствии пользовались многие диктаторы (Сталин, Гитлер, Мао, Пиночет и другие), но мы не будем их упоминать, а лишь скажем, что вскоре в стране фактически не осталось оппозиции. В общем, Бенито Амилькаре Андреа Муссолини оказался единственным, неповторимым и незаменимым лидером.
Стоит отметить, что к этому времени правительство успело провести ряд социальных и экономических программ, в первую очередь в области строительства и поддержки крестьян, который стали неплохим подспорьем для развития экономики страны и оказались своевременными для простых итальянцев. Но личные амбиции и жажда безраздельной власти заставили идти дальше. Осенью 1924-го прошла мощная идеологическая «артподготовка», которая даже в других странах заставила позавидовать итальянцам, что у них такой непревзойденный лидер.
Коротко говоря, это закончилось тем, что 3 января 1925 года парламент единогласно вводит в Конституцию Италии страны новый титул — Дуче, которым, «не отходя от кассы», награждается глава правительства страны, а точнее, должность премьер-министра заменяется на вождя. Заметим, что это было проделано, несмотря на наличие де-юре правящего монарха Виктора Эммануила III. Народ республики не увидел в этом правового подвоха, наоборот — возликовал. Ну, кроме идейных коммунистов и некоторых других латентных представителей оппозиции.
Позднее к титулу добавили «Основатель империи» в знак его заслуг в расширении границ Италии после Второй итало-эфиопской войны и превращения страны в колониальную державу. Полное название титула звучало так: «Его Превосходительство Бенито Муссолини, Председатель Правительства, Дуче Фашизма и Основатель Империи». Сейчас вы такое можете встретить в некоторых странах, в том числе Таджикистане, Туркменистане или, скажем, КНДР, но мы про Италию.
Титул «дуче» прекратил де-юре свое существование в 1943 году, после того, как по приказу короля Муссолини был его лишен. Была тем самым восстановлена должность премьер-министра, которую занял маршал Пьетро Бадольо. И последнее — именно титул «дуче» послужил основой всех титулов лидеров фашистских и радикальных националистических партий (в том числе и титула фюрера). Ну, а в наши дни итальянские политики и активисты не используют термин «дуче» в значении «лидер», предпочитая синонимы или заимствованные из других языков слова. Наследие, понимаете ли, постыдное. Хотя иногда и кое где о Муссолини итальянцы вспоминают с тоской и ностальгией. Но это уже другая история…
Фото из открытых источников