33 года назад страна бурлила в прямом и переносном смыслах. Советский Союз трещал по швам, в воздухе царил дух свободы и независимости. Все понимали, что грядет неизбежное — развал СССР де-юре и де-факто, как бы кто к этому ни относился. Однако за эмоциями «за» и «против» на второй план отходил простой прагматизм — если 12 республик (три прибалтийские уже отделились) будут жить раздельно, то как со связями, которые не перерубишь декларациями о суверенитете? Нужно было основательно «перезагрузить» Союз или же создать на его основе нечто новое. Одна из таких попыток была произведена как раз 13 декабря 1991 года в Ашхабаде.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
В этот день. JFK, братья Райт и вторжение в телевизор
Сегодня мы решили не делать подборку различных событий, произошедших в один день, но в разные годы, а сконцентрироваться на одном. Хотя, отметим, что в декабре 1991-го одна новость сменяла другую, а газеты не успевали освещать их подробности. Тем более, нас ждет День Независимости, который стал для Казахстана и всех нас неким связующим звеном в эти декабрьские тревожно-восторженные дни.
Вообще, предысторию события, ставшего поводом для сегодняшнего рассказа, можно было начать практически с любого периода существования Советского Союза, но мы упомянем лишь несколько наиболее ярких, происходивших именно в 1991 году. К его началу стало понятно, что советская империя рано или поздно разрушится. С одной стороны, это был логический и вполне оправданный процесс, а с другой, это могло привести не только к разрушению экономических и политических связей, но и к междоусобицам. Война в Нагорном Карабахе это наглядно доказывала, не говоря уже о межнациональных столкновениях в ряде республик.
Да, проведенный весной первый и последний общесоюзный референдум показал, что большинство хомо-советикус высказались «за» сохранение страны. Но, во-первых, там были и вопросы относительно исполнения справедливости и соблюдений национальных интересов, во-вторых, далеко не все составные части СССР участвовали в плебисците (кроме прибалтийских стран, отказались еще Грузия, Молдавия и Армения), а в-третьих, никто тогда не подозревал, что в августе произойдет попытка государственного переворота. Еще до путча руководители республик и трезвомыслящие активисты на местах, понимая, что все равно прежние механизмы работать не будут и «национальные окраины» не собираются жить даже под смягченным контролем Центра, решили взять инициативу в свои руки. Если коротко, то предлагалось создать Союз Советских Суверенных Республик или же Союз Суверенных Государств. Предполагалось, что обсуждение в верхах и подписание нового союзного договора произойдет 20 августа, но 19-го числа случился путч ГКЧП.
Осень 1991-го была бурной. Обсуждение того, как жить дальше, стало более горячим. Кто-то склонялся к созданию конфедерации, кто-то вообще «хлопнул дверью», а кто-то лавировал. Как бы то ни было, на 9 декабря был назначен общий сбор, чтобы принять решение. Но за день до этого в Беловежской пуще собрались лидеры России, Украины и Белоруссии и подписали совершенно новое и неожиданное для многих (даже для некоторых из подписантов) соглашение, дав основу для создания СНГ.
Еще раз — лидеры республик, многие из которых уже декларативно объявили о независимости, собирались все решать сообща, но три славянские республики вдруг организовали «междусобойчик». Позже Борис Ельцин признавался — «вдруг обнаружилось», что большинство новорожденных государств являются мусульманскими, а славянские остаются в меньшинстве (деление было именно такое — одних выделили по религиозному признаку, а других — по этническому). В общем, можно было обидеться и заблокировать номера телефонов «славян». Однако было понятно, что Ельцин, кроме прочего, хотел ускорить процесс и, по большому счету, все сделать по тому же принципу, как образовывался СССР — сначала объединились «государствообразующие» республики, а потом стали присоединяться все остальные.
Нужно было действовать оперативно, но обдуманно, так как любой неверный шаг мог привести к необратимым последствиям. Сейчас, спустя более трех десятков лет, понимаешь, что во многом руководители наших стран действовали правильно, а иногда, может быть, в большей степени интуитивно. И тут надо отдать должное первому президенту Казахстана. Кто бы и как бы к нему ни относился, но в те дни Нурсултан Назарбаев, которому, как поговаривали, светила роль премьера нового Союза, решил взять инициативу в свои руки. Он обзвонил тогдашних лидеров центральноазиатских (тогда еще пользовались термином «среднеазиатских») республик, чтобы создать свой региональный союз.
В принципе, такие предложения уже звучали прежде и даже были проработаны некоторые конкретные шаги в этом, поэтому никто не стал отказываться. Разве что каждая из пяти сторон готова была выйти со своими предложениями и замечаниями. Для этого договорились встретиться 12 декабря в Ашхабаде — все обсудить, чтобы на следующий день выйти со своим договором. При этом президент Кыргызстана Аскар Акаев, по собственным же словам, постоянно подчеркивал, что «надо держаться братьев-славян», в то время как глава Туркмении Сапармурат Ниязов считал Среднюю Азию самодостаточным регионом. Вот у него и собрались. Правда, не было президента Таджикистана —в этой республике начинались большие проблемы, которые потом привели к гражданской войне.
Обсуждения были бурные и продлились до поздней ночи. Отправной точкой было подписание Беловежского соглашения о создании СНГ. В итоге, 13 декабря было обнародовано Заявление, которое подписали Нурсултан Назарбаев (Казахстан), Аскар Акаев (Кыргызстан), Рахмон Набиев (Таджикистан), Сапармурат Ниязов (Туркменистан) и Ислам Каримов (Узбекистан). В преамбуле к документу говорилось: «Стремление лидеров Республики Беларусь, РСФСР, Украины создать на месте ранее бесправных республик объединенные в содружество независимые правовые государства воспринимается нами с пониманием. Минская инициатива по созданию Содружества Независимых Государств с участием в нем Украины носит позитивный характер. Однако соглашение об этом явилось для нас неожиданностью».
При этом подчеркивалось, что процесс новой интеграции субъектов прежнего СССР зашел в тупик, а «недальновидная политика центра привела к глубокому экономическому и политическому кризису, к развалу производства, катастрофическому понижению жизненного уровня практически всех слоев общества». Главы государств ЦА высказались о необходимости координации усилий по формированию СНГ, само Содружество должно осуществляться на правовой основе с обеспечением равноправного участия субъектов бывшего Союза, а в состав учредителей СНГ должны быть внесены все участники, как Высокие Договаривающиеся Стороны. Также были декларированы другие основополагающие формулы, такие, как равноправие, территориальная целостность и так далее, а Содружество «не может образовываться по этническому, конфессиональному или любому иному признаку, нарушающему права человека и народов», чего раньше не наблюдалось.
Ко всему прочего, подчеркивалось, что «в интересах сохранения стратегической стабильности в мире целесообразно обеспечить единый контроль над ядерным оружием и объединенное командование войсками стратегического сдерживания и военно-морскими силами». В качестве резюме в Заявлении было сказано: «Ранее заключенный Договор об экономическом сообществе необходимо подтвердить и завершить работу над ним в полном объеме». Говоря юридическим языком и применяя исторический подход к событию, произошедшему в Ашхабаде 13 декабря 1991 года, можно сказать, что подписанный в Беларуси документ оказался неким договором о намерениях, а в Туркмении он обрел новое направление, которое привело к созданию Содружества Независимых Государств, как такового.
Не секрет, что после этой встречи Назарбаев предложил всем коллегам собраться в столице Казахстана, где 21 декабря была принята знаменитая «Алма-Атинская декларация». Но тут хотелось бы отметить, что Заявление, обнародованное в Ашхабаде, стало последним шагом к объявлению Независимости у нас. Буквально на следующий день, 14 декабря 1991 года, на повестку дня VII сессии Верховного Совета 12-го созыва был внесен Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан». Он был разработан с участием ведущих правоведов, прошел тщательную и заблаговременную экспертизу.
Впрочем, это немного другая история, но все события декабря 1991-го следует рассматривать как единую цепочку, в которой, естественно, принятие Независимости является наиболее важным. В любом случае, поздравляем наших читателей, всех казахстанцев с наступающим праздником. Всем добра, благополучия и подлинной Независимости!
Фото из открытых источников