В прошлой подборке исторических событий, которые все были связаны с Соединенными Штатами, пара фактов касалось «лётной темы». Сегодня (вы уж извините, так получилось) мы тоже посвятим день авиации. Причем, не обойдется наша рубрика и без авиапроисшествий, как, впрочем, и практически любой день в году, но 29 ноября были зафиксированы особые случаи. Ну что, полетели?
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
В этот день. JFK, братья Райт и вторжение в телевизор
В этот день. Палестина, тенге и Семь-Пять-Три
В этот день. Нет у революции конца…
Впрочем, начнем мы с хорошего. 29 ноября 1938 года никому до той поры неизвестный летчик Джонни Джонс совершил беспосадочный полет из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк. В принципе, ничего необычного для того времени в этом не было – трансконтинентальные перелеты с одной части США в другую были и ранее. Однако этот запомнился этот полет тем, что он был сделан в рекламных целях. Это была своеобразная презентация легкого двухместного самолете общего назначения Aeronca 50 Chief.
Дело в том, что эта модель не могла конкурировать с уже имевшимися на рынке двухместными самолетиками — например, J-3 Cub от Piper Aircraft, который выпускался без малого 80 лет. Поэтому нужно было привлечь внимание. И это, в принципе, удалось. Chief под управлением Джонса преодолел расстояние в 4000 км за 30 часов (средняя скорость 145 км/ч), но при этом показал хорошие летные качества и был удобен для пилота и его потенциального пассажира. В итоге, несмотря на сравнительно высокую стоимость (около 1800 долларов), самолет пользовался спросом. Через пару лет вышла новая Aeronca 65 Super Chief, и эту серию решили не выпускать. Сейчас, говорят, сохранилось около десятка из 430 выпущенных экземпляров, которые до сих пор летают.
Следующее наше событие уж точно подходит под формулу «впервые», причем, сегодня это считается не только привычным, но и обязательным. 79 лет назад, 29 ноября 1945 года, впервые в мире в спасательной операции использовали вертолет. Тогда сильный шторм накрыл восточное побережье США, собрав много жертв. Среди них могли оказаться и два человека, находившиеся на барже, которая отцепилась от нефтяного танкера, а спустя несколько часов наткнулась на риф. Один корабль не смог подойти близко к терпящей бедствие барже, так как рисковал повторить ее участь. И тут кому-то пришло в голову, что рядом расположен завод по производству вертолетов Sikorsky Aircraft, и сообщил туда.
Оттуда без промедления прилетел шеф-пилот Джимми Винер на еще проходившем летные испытания геликоптере Sikorsky S-51. Он завис над баржей и спустил находившимся там людям трос с двумя петлями, а также инструкцией, как действовать дальше. Ведь на тот момент многие даже в глаза вертолетов не видели (хотя ВВС США использовала их Тихоокеанской кампании Второй мировой), поэтому могли замешкаться. В общем, все закончилось быстро и со счастливым концом. И практика спасения людей с помощью зависшего над ним вертолета постепенно становилась обычной.
А вот спасать в некоторых других случаях было уже некого. В такую же пятницу, 29 ноября 1963 года, авиалайнер Douglas DC-8-54F авиакомпании Trans-Canada Air Lines выполнял внутренний рейс по маршруту Монреаль – Торонто, но через пять минут после взлета рухнул на землю и разрушился. Погибли все находившиеся на его борту 118 человек (111 пассажиров и 7 членов экипажа). На тот момент это была крупнейшая авиакатастрофа в истории Канады и данного типа самолета. Его обломки были обнаружены в 27 километрах от аэропорта вылета — в болотистой местности. На месте образовалась воронка, которая быстро заполнилась водой.
Фактическую причину происшествия даже через год с уверенностью назвать никто не мог. Все механизмы и системы работали нормально, сильного обледенения не было, экипаж не подвергался какому-либо воздействию (как физическому, так и наркотикам, алкоголю) и так далее. В итоге комиссия высказала предположение, что отказали системы оповещения об определенных неполадках, и это привело к тому, что опытный экипаж не смог распознать причину. Пытаясь исправить это положение, пилот фактически начал опускать нос, что в условиях турбулентности привело к потере стабильности самолета, когда небольшое возмущение приводило к значительным перемещениям.
О другой авиакатастрофе, произошедшей в этот день, люди среднего поколения могли помнить, хотя в советской прессе она освещалась, скажем мягко, необъективно. 29 ноября 1987 года Boeing 707-3B5C южнокорейской авиакомпании Korean Air выполнял плановый транзитный пассажирский рейс по маршруту Багдад – Абу-Даби – Бангкок – Сеул. Через пять часов после вылета из второго аэропорта на его борту произошел взрыв, после чего самолет рухнул в Андаманское море. Погибли все находившиеся на его борту 115 человек (104 пассажира и 11 членов экипажа).
За ходом расследования следил весь мир, а соцлагерь наблюдал за ним из-за «железного занавеса». Это могло бы стать сюжетом для политического боевика, но мы лишь констатируем факты. В общем, следствие пришло к выводу, что взрыв на борту рейса 858 был вызван бомбой, установленной двумя агентами-корейцами (мужчиной и женщиной) по указанию правительства КНДР, теракт был одобрен лично Ким Чен Иром. «Супружеская пара», выдававшая себя за японцев, села в Багдаде, установила взрывное устройство под сидениями, а в Абу-Даби покинула обреченный авиалайнер. Потом террористы, оказавшиеся северокорейскими спецагентами, предприняли различные меры, чтобы скрыться, но их сравнительно быстро вычислили. При аресте они попытались отравить себя цианистым калием, спрятанным в сигареты. Мужчина погиб, а женщину удалось откачать. Она во всем призналась вскоре после того, как пришла в себя. Суд приговорил ее к высшей мере наказания, но потом ее объявили жертвой режима. Отметим, что теракт произошел через 34 года после заключения перемирия о прекращении Корейской войны. В результате произошло значительное ухудшение отношений между КНДР и Республикой Корея. Одной из целей теракта был срыв предстоящих Летних Олимпийских игр, которые должны были пройти в Сеуле (Республика Корея).
Пхеньян же заявил, что теракт устроил Сеул — советская пропаганда это повторила — тем более, еще на слуху был корейский Boeing 707, сбитый ВВС СССР над Тихим океаном в сентябре 1983-го.
Кстати, если говорить об этом случае, то международное расследование пришло к выводу, что трагедия произошла из-за халатности экипажа южнокорейского «Боинга» (автопилот был неправильно настроен, вследствие чего лайнер вошел в воздушное пространство Советского Союза).
Но другая катастрофа (о ней многие, наверное, помнят), произошедшая 29 ноября 2013 года, стала следствием злонамеренных действий пилота. Авиалайнер Embraer ERJ 190 авиакомпании LAM Mozambique Airlines совершал плановый регулярный рейс из Мапуту в Луанду, но через 1 час и 50 минут после взлета рухнул на землю и полностью разрушился. Обломки самолета были обнаружены лишь на следующий день в национальном парке Бвабвата. Погибли все находившиеся на его борту 33 человека (27 пассажиров и шесть членов экипажа).
Расследование причин катастрофы рейса TM470 показало, что борт был в полной исправности, погода стояла хорошая и ничего не предвещало беды, пока самолет не стал начал резко снижаться со скоростью более 30 м/с и пропал с радаров на высоте 180 метров от земли. Ключ к разгадке дали бортовые самописцы. Расшифровав их, у экспертов сложилась следующая картина: в кабине экипажа во время снижения и столкновения с землей находился только командир экипажа, а дверь в кабину была заперта. Окончательный отчет был опубликован через два с половиной года. Согласно нему, когда второй пилот вышел в туалет, командир экипажа заперся изнутри, затем вручную изменил настройки автопилота, перевел рычаги управления двигателями в положение «малый газ», а после этого «не предпринимал никаких действий в ответ на многочисленные предупреждения и сигналы тревоги». На самописце были слышны стучание в дверь кабины экипажа и крики второго пилота. В общем, полиция Мозамбика установила, что командир рейса 470 Эрминьо душ Сантуш Фернандеш перенес несколько душевных потрясений (бракоразводный процесс длился более 10 лет, его сын в ноябре 2012 года погиб в автокатастрофе, похожей на самоубийство, а дочь лежала в больнице после операции на сердце) и пошел на самоубийство, забрав с собой еще жизни 32 ни в чем не повинных людей.
Добавим, что за всю историю авиации было зарегистрировано порядка двух десятков авиакатастроф, которые стали следствием умышленных действий пилота. В 1970-х было два случая, когда пилоты АН-2 направляли самолеты в жилые дома, причем, в обоих случаях из-за ссор с женами. Один из последних случаев — катастрофа A320 под Динь-ле-Беном в марте 2015 года. Тогда самоубийство второго пилота, также запершегося в кабине, лишило жизни еще 149 человек, включая трех граждан Казахстана — карагандинского предпринимателя Ербола Иманкулов, его супругу и 26-летнего сына. На борту находился также оперный певец Олег Брыжак, уроженец Казахстана и выпускник Алма-Атинской консерватории (1984), который в 1991-м переехал в Германию.
Фото из открытых источников