Сегодня столица Улытау отмечает свою юбилей, хотя история Жезказгана уходит на столетия вглубь веков. Пользуясь случаем, поздравляем всех жителей региона! Но в сегодняшний день, 20 декабря, в историческом календаре Казахстана происходили и другие события, на которых мы на этот раз акцентируем свое внимание, сделав упор именно на советский период. Будет интересно — ведь кое о чем и мы не знали, пока не покопались в архивах.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
В этот день. Операция «СНГ», или В шаге от Независимости
20 декабря 1928 года Центральный исполнительный комитет Казахской Автономной ССР принял постановление о переводе письменности казахского языка с арабской графики на латинизированный алфавит. Для этих целей на базе латинских символов был специально разработан алфавит Жаналiп.
Сейчас много разговоров относительно латинизации — споров по поводу предложенных вариантов и резкой критики от ее ввода вообще, причем последнее исходит от тех, кто даже на кириллице казахский не знает, а чаще не в нашей стране живет. Но мы не об этом. Надо отметить, что в первые годы советской власти латинизация языков народов казалась логическим продолжением перехода на новый календарь и систему мер и весов. Новая страна – новые люди – новый язык. При этом инициатива исходила из самой Москвы — главными ее двигателями были Анатолий Луначарский, отвечавший за просвещение, и сам Владимир Ленин.
В Казахстане были и противники латинского алфавита, включая Ахмета Байтурсынова, разработчика алфавита на основе арабской графики «төте жазу», которым пользуются наши кандасы в Турции, Китае и странах Европы. В принципе, как отмечают и нынешние филологи, «арабика» полнее отражает казахскую фонетику, чем самая лучшая латиница или привычная кириллица. Но тогда победила идеологически-политическая составляющая. Впрочем, уже через 10 лет идеология поменялась, а точнее, усугубилась — надо было все подвести под новые слова Гимна СССР: «Сплотила навеки великая Русь». Впрочем, это уже другая история.
А мы перенесемся в самый центр Казахстана — в Улытау. Именно так сейчас называется бывшая Джезказганская область, вошедшая в период оптимизации в Карагандинскую. 20 декабря 1954 года рабочий поселок Жезказган с 30-тысячным населением получил статус города. Однако его история, как мы отметили в самом начале, лежит гораздо глубже. Можно, скажем, заглянуть в начало бронзового века, так как именно тогда здесь стали появляться поселения, хотя люди жили тут и раньше — еще в эпоху палеолита. В окрестностях Жезказгана встречаются обелиски (менгиры), каменные бабы и развалины древних построек.
Однако, по нашему мнению (которое расходится с советской историографией), лучше начать с села Кенгир, укрепившемся под этим названием еще в позднее средневековье. После начала российской колонизации эти места стали активно осваиваться, привлекая богатыми залежами медной и другой руды («жез» переводится с казахского как «медь», если вы не знали), а в «Дневных записках путешествия капитана Рычкова в киргиз-кайсацкие степи в 1771 году», изданных в Санкт-Петербурге, эти богатства описываются в восторженных словах. Скупались местные земли у казахов буквально за копейки, а могли и попросту выселить без какой-либо компенсации.
В начале ХХ века сюда пришли зарубежные инвесторы-капиталисты из Англии и Франции, взяв в аренду земли на 30 лет. Но потом начались восстания, а за ними — революция, гражданская война и национализация. В советский период регион сначала развивался вяло, голодомор скосил половину населения, а затем рабочие стали заменяться каторжниками ГУЛАГа. Упомянутый выше рабочий поселок был заложен в 1939 году на месте бывшего аула Кенгир. В 1941 году название было изменено на Большой Джезказган. Однако днем рождения Жезказгана традиционно считается 20 декабря 1954 года, когда указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР рабочий поселок Большой Джезказган получил статус города.
А теперь немного о культуре. 20 декабря 1970 года состоялась премьера первого казахского широкоформатного фильма «Кыз-Жибек», который быстро стал классикой отечественного кинематографа. Более того, эту ленту можно отнести к фильмам всех времен и народов, ибо темы, которые она поднимает, важны для любого из народов мира. Это любовь, народное единство, неповторимая красота национальной культуры номадов, борьба между силами добра и зла.
Съемки фильма длились три года. Они стали настоящим испытанием для всех его творцов, проверяя их на выносливость, силу духа, мощь таланта, особенно для самоотверженного Султан-Ахмета Ходжикова, перенесшего на производстве этой картине свой первый инфаркт. Для создания картины собралась мощная группа в составе кинодраматурга Габита Мусрепова, выступавшего в качестве автора сценария, композитора Нургисы Тлендиева, кинооператора Асхата Ашрапова, художницы Гульфайрус Исмаиловой и других. Главные роли сыграли Меруерт Утекешова, Куман Тастанбеков, Асанали Ашимов и Ануарбек Молдабеков, ставшие легендами казахского кино.
Об этом фильме и без нас сказано немало добрых и восторженных слов. Уже в первые года «Кыз-Жибек» уверенно заслужил высшие награды. Фильм удостоен Государственной премии Казахской ССР за 1972 год, госпремию также получили автор сценария, режиссер и исполнители главных ролей, включая Асанали-ага. Почета и наград создатели фильма также удостоились на всесоюзном уровне. Так, на фестивале в Тбилиси особые восторги вызвало художественное оформление, исполненное Исмаиловой. Действительно, костюмы и декорации были высшего качества, а некоторые из них стали музейными экспонатами. Картина отмечалась и спустя много лет после ее выхода на широкий экран (всего 30 лет, до 1990 года, ее посмотрело почти 8 миллионов зрителей). «Кыз-Жибек» с триумфом был показан в рамках Дня казахского кино на кинофестивале Тюркского мира в Стамбуле, в ходе Дней культуры Казахстана в Пекине и так далее. В принципе, сейчас тоже с удовольствием посмотрели бы — именно в кинотеатре, широким форматом.
А закончим мы сегодняшнюю подборку событием, которое, в принципе, уже не относится к советскому периоду, но косвенно отделяет его от нашего времени. 20 декабря 1991 года принят закон «О гражданстве Республики Казахстан». Еще не было своих паспортов и государственной символики, де-юре Независимости было всего четыре дня, и именно с правовой точки зрения мы перестали быть советскими гражданами. Кто-то с ехидством скажет, что раньше было лучше, но мы спорить не станем. Не потому, что это глупо, а просто посоветуем почаще заглядывать в нашу рубрику «В этот день…» — в ней мы как раз-таки и напоминаем, как было раньше.
Фото из открытых источников