Тараз — один из самых древних городов на территории Казахстана, и уже этим он притягателен для любителей исторического туризма. Хотя здешней туристической инфраструктуре еще далеко до уровня Туркестана, в этом городе все равно есть что посмотреть и что изучить.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Затерянный город. Судьба многострадального Талхиза
Усть-Каменогорск литературный: Абай и Михаэлис
Жаркент. Тайны юго-восточных ворот Казахстана
В истории Тараза есть страничка, которую вспоминают далеко не в первую очередь. Конечно, всем интересны древности: мавзолеи Карахана и Айша-Биби, раскопки древнего Шахристана и т.п. Однако не менее интересен в истории Тараза период второй половины XIX — начала XX века. Это было время динамичное и очень противоречивое.
Включение юга Казахстана в состав Российской империи в официальной сегодняшней историографии принято рассматривать преимущественно негативно. Но именно в этот период начинается эпоха возрождения Тараза как полноценного города.
Название Аулие-Ата город получил во времена Кокандского ханства, а именно в 1858 году. На тот момент от былой славы Тараза мало что осталось. Великий Шелковый путь практически в буквальном смысле слова порос бурьяном. Испанцы, португальцы, англичане и французы уже несколько веков осваивали новые морские пути. В Европе, Америке и центральной России начиналась эпоха развития железных дорог, а потребность в Великом Шелковом пути как ключевой транспортной артерии отпала.
Во время монгольского нашествия Тараз сильно пострадал, но эти утраты меркли перед разрушениями, причиненными набегами джунгар в 1723–1727 годах. После их атак город пришел в полный упадок: к XIX веку Казахское ханство распалось, и земли Южного Казахстана перешли под контроль Кокандского ханства.
Тараз тех времен был застроен типично для окраинного городка Кокандского ханства: цитадель и слободка рядом с ней. Слободка эта среди местных жителей называлась Наманган-Коче, поскольку ее первыми поселенцами были выходцы из узбекского города Намангана. Что до слободки, то здесь тоже многое было банально: узкие и кривые мощеные улицы, застроенные глинобитными небольшими домами с окнами, обращенными во двор. Такие же глинобитные дувалы ограждали усадьбы. В садах выращивали виноград, яблоки, урюк и груши.
На месте бывшего шахристана тогда располагался большой рынок, который служил своего рода нулевым километром города. От него в разные стороны расходились главные улицы, вдоль которых стояли чайханы, лавки и караван-сараи. Эти дороги пересекались с другими улицами, отходившими от базара, образуя радиально-кольцевую сеть. Однако общее впечатление запустения было заметно по состоянию известных архитектурных памятников, в том числе мавзолея Карахана.
Так было и в последние годы нахождения в составе Кокандского ханства, и в первые двадцать лет нахождения в составе России. Во многом Таразу повезло, что в последнюю четверть века им заинтересовался востоковед и государственный деятель Василий Каллаур. Уроженец Минска, выходец из семьи остзейских (прибалтийских) немцев, был в буквальном смысле влюблен в Восток. Поэтому, когда его назначили начальником Аулие-Атинского уезда, он начал свою деятельность, руководствуясь своей любовью к восточной культуре и стилистике.
Под патронажем Каллаура здесь стали массово строиться новые здания — например, бани Кали-Юнуса, мечети Абдыкадыра и Наметбая. Причем многие из них в сознании горожан и приезжих встали вровень с архитектурными образцами древности, словно эти здания были построены в одно время с мавзолеем Айша-Биби. Кроме того, начальник уезда много сделал для того, чтобы памятники старины были спасены от разрушения, как, например, мавзолей Даутбека или старый караван-сарай. Каллаур обязал шейхов при мазарах и сельских старост оберегать памятники от умышленной порчи.
Улицы освещались керосино-калильными фонарями, по городу были проведены оросительные каналы. Главные улицы были замощены мелким галечником, а тротуары — каменными плитами. На месте современной центральной площади Достык тогда располагались базарные ряды — скотный, клеверный, сырьевой (мучной), а на территории аллеи Атшабар на улице Сулейманова устраивались по праздникам конные состязания.
Конечно, появился и так называемый русский район. Но и он значительно отличался от аналогичных районов в других городах. Здесь дома строились либо из сырцового, либо из обожженного кирпича. Тут на рубеже позапрошлого и прошлого веков появились светские здания: аптеки, училища, школы, банки, строения офицерских собраний и казармы. Сегодня старая застройка почти полностью сохранилась к северу от улицы Толе би (на рубеже прошлого и позапрошлого веков она носила имя Константина фон Кауфмана, губернатора Туркестана) вдоль улиц Аскарова, Пушкина и Бектурганова. Правда, сегодня она пребывает не в лучшем состоянии. Увы, обожженный кирпич плохо поддается реставрации — это довольно хрупкий материал. Единственное здание, которое практически полностью разобрали и собрали заново — дом-музей известного ученого, биолога-паразитолога, академика Константина Ивановича Скрябина, жившего здесь в 1907-1911 годах. Понятно, что другие дома едва ли будут столь же бережно отреставрированы. А между тем здания и сегодня сохранили свой первоначальный профиль. Так, например, старейшая в городе аптека работает здесь с 1904 года.
Менялся и национальный состав города. Хоть и раньше он был вполне пестрым: здесь жили и казахи, и узбеки, и таджики, и персы, — город стал пополняться русскими, украинцами, немцами. Новые поселенцы уже не были связаны с военными, поэтому активнее укоренялись в этих местах, привнося свой быт. Так процесс соединения европейской и азиатской культур пошел активнее.
К началу Первой мировой войны Аулие-Ата был развивающимся и даже успешным городом для уездного поселения в Туркестане. В городе был крупный базар, ярмарка и несколько транспортных контор, он был разделен на русскую и азиатскую части. Согласно данным переписи городского населения, проведенной в Российской империи незадолго до Первой мировой войны, в Аулие-Ате было три церкви, 21 мечеть, почтово-телеграфное отделение, городское училище, больница, военный госпиталь, 17 фабрик и заводов, 1791 жилой дом, а население составляло 19 052 человека. Город продолжал играть важную роль в торговле скотом и сельскохозяйственной продукцией. Не стоит принижать и предприимчивость местных жителей: если что, первый автомобиль появился здесь на пять лет раньше, чем в гораздо более крупном Верном — в 1905 году!
Современные таразцы оказались благодарными «творцу» того ренессанса. Сегодня в Таразе есть даже улица «акима Каллаура» — именно так. Хотя, к примеру, в свободном доступе нет ни одной его фотографии. Так что современные жители даже не знают, как он выглядел.
Остается только гадать и призывать на помощь нейросети и искусственный интеллект, чтобы представить, как бы Аулие-Ата выглядела сегодня, если бы не потрясения XX века. Хотя и они многое принесли Таразу: от железной дороги до первого в Казахстане профессионального футбольного поля. Но это уже разговор другого порядка. История старой Аулие-Аты к началу советской эпохи в целом была завершена, и свои условия диктовала уже другая эпоха. О которой и будет другой разговор.
Фото из открытых источников