Культура

Усть-Каменогорск литературный: Абай и Михаэлис

Константин Козлов

25.09.2024

С кого был списан тургеневский Базаров и при чем тут «Волшебник Изумрудного города» — истории Восточного Казахстана

Литературной столицей Казахстана принято считать Семей, ибо из этого края происходят знаменитые писатели и мыслители — Абай Кунанбаев, Шакарим Кудайбердиев, Мухтар Ауэзов, плюс там несколько лет провел Федор Достоевский. С Семеем в этом плане может посоревноваться Уральск, принимавший в разные времена самый широкий спектр литераторов — от Александра Пушкина и Льва Толстого до Ибрая Алтынсарина и Габдуллы Тукая. Усть-Каменогорск в этом ряду вспоминается реже — и совершенно зря: литературная история этого города тоже довольно богата.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

«Алтыншаш» — спасенная казахами

Мартин Грей: Мавзолей Яссауи впечатлил меня своей уникальностью

Жаркент. Тайны юго-восточных ворот Казахстана

Имя Евгения Петровича Михаэлиса сегодня мало известно широкому кругу людей. Пожалуй, только знатоки биографии Абая Кунанбаева вспомнят, кто это. Ну, конечно, еще литературоведы и исследователи творчества Ивана Тургенева. Почему Тургенева? Вопрос интересный. Литературоведы считают, что именно с Михаэлиса он списал своего знаменитого Евгения Базарова в «Отцах и детях», настолько радикальными были его взгляды и поведение в тот период. В год отмены крепостного права по Петербургу прошла целая волна студенческих волнений. Жандармерия обвинила Евгения Петровича в их организации, после чего предписала революционеру-нигилисту навсегда покинуть столицу.

А ведь в период первых лет политической оттепели Александра II Михаэлис был звездой студенческих сходок Петербурга. Это был период настоящего оживления — даже Лев Николаевич Толстой высказался о том времени крайне эмоционально: «Кто не жил в 1856 году в России, тот не знает, что такое жизнь». Впрочем, конечно, до настоящей подлинной свободы было еще очень далеко, поэтому после студенческих волнений 1861 года политическая полиция постановила выслать Михаэлиса в Семипалатинск. Именно здесь в скором времени произойдет судьбоносная встреча, во многом определившая развитие литературной мысли Казахстана во второй половине XIX века.

Встреча произошла в публичной библиотеке Семипалатинска в 70-х годах XIX века. Историки описывают эту встречу так: когда Михаэлис пришел в библиотеку в поисках нужной ему книги, там стоял и Абай, спрашивая книгу Толстого. Библиотекарь довольно снисходительно отнесся к просьбе Абая и даже переспросил, не путает ли он что-то. Стоящему рядом Михаэлису тоже показалось странным, что степной казах просит эту книгу. Поэтому он спросил Абая: «Зачем тебе Толстой?» На этот вопрос Абай ответил, что в творчестве Толстого его больше всего привлекает гуманизм писателя. Михаэлис и Абай разговорились и, собственно, так и завязалась их дружба. 

Во многом через него (хотя и не только) Абай начал познавать русскую и европейскую культуру и философскую мысль.

Абай читал много книг, привезенных Михаэлисом из Петербурга, которые в Семипалатинске в ту пору были большой редкостью. Это были труды ведущих западных и русских писателей и мыслителей того времени.

Дружба Абая и Михаэлиса имела большое значение как для поэта, так и для ссыльного. По свидетельству священника Бориса Герасимова, Абай ежегодно пребывал в Семипалатинске с декабря по март, проводя все вечера в беседах с Михаэлисом. Великий поэт с благодарностью вспоминал о своем друге и учителе.

Абай же буквально влюбил Михаэлиса в свою родину — Восточный Казахстан

Евгений Петрович с жаром принялся исследовать свое новое место жительства. В Зайсанском уезде он отыскал месторождение минерального топлива, участвовал в разработке золотых приисков, исследовал ледниковые отложения, изучал условия судоходства на Иртыше и даже построил несколько лодок собственной конструкции. Евгений Михаэлис много сделал и для развития пчеловодства на Алтае. Вместе с другим ссыльным Александром Федоровым они изобрели рамочный улей.

Однако в 1880-е годы судьба забросила Евгения Петровича Михаэлиса в Усть-Каменогорск. Здесь в полной мере проявился его талант не только как писателя, исследователя и публициста, но и как государственного деятеля. Парадоксально, ну так случилось в жизни Михаэлиса, что в период реформ и общественно-политической оттепели он находился в опале и под преследованием полиции. А в период заморозков 1880-х годов времен царствования Александра III, когда в немилость впало множество писателей, от Некрасова до того же Толстого, в жизни Михалиса, напротив, начался новый период. Политические преследования в отношении него прекратились. К этому времени относится его плодотворная работа в Усть-Каменогорске. Он стал гласным городской думы и в этой должности курировал культурное благоустройство города.

Так, в 1896 году была открыта библиотека и заложен городской сад, построены здания церковно-приходского училища, начальной школы, Мариинского училища, женской гимназии, Народного дома. По счастью, многие из этих домов сохранились по сей день.

Вообще, судьбу Михаэлиса в Семипалатинске и особенно в Усть-Каменогорске можно считать альтернативным финалом тургеневских «Отцов и детей».

К слову, дружба между Абаем и Михаэлисом продолжилась и в усть-каменогорский период. Великий казахский поэт и философ часто наведывался к своему другу. Надо сказать, что в тот момент Абай весьма разочаровался в своей государственной службе. И за ним уже начала поглядывать полиция, так как его крамольные мысли не нравились как местным волостным правителям, так и русским чиновникам. Достигший к тому времени немалой власти и влияния Михаэлис как мог покровительствовал своему другу. Возможно, в том числе и поэтому скрытые преследование так и не превратилось в открытые гонения.

Последняя встреча Абая и Михаэлиса произошла как раз в Усть-Каменогорске во второй половине девяностых годов XIX века. Далее разочарованный Абай удалится в родные горы Шынгыстау и будет очень мучиться тем, что оказался не понят большинством своих современников.

Абай умрет в 1904 году, не дожив всего чуть-чуть до первой русской революции и политического пробуждения, которое он наверняка воспринял бы как минимум с интересом.

Парадоксально и то, что превратившийся в солидного чиновника и почтенного государственного мужа Михаэлис к политическому пробуждению оказался абсолютно равнодушен. А ведь именно за призывы к этому его когда-то выслали из Петербурга. Здесь в полной мере подтверждается фраза, приписываемая разным людям: «Кто в молодости не был либералом, у того нет сердца. Кто в зрелости не стал консерватором, у того нет ума». Впрочем, до эпохи главных потрясений Михаэлис не доживет. Он умрет в 1913 году, когда казалось, что Российская Империя наконец достигла процветания и пойдет далее по цивилизованному пути развития. Разгоревшаяся через год Первая мировая война, а потом и революция многие достижения попросту помножила на ноль.

Но это будет потом. А в последние годы жизни Михаэлис активно занимался общественной работой и, в частности, был попечителем мужской гимназии. В числе ее первых воспитанников оказался сын военного фельдфебеля Мелентия Михайловича Волкова — Саша. Будущий создатель «Волшебника Изумрудного города».

Стараниями того же Михаэлиса в город и, соответственно, в гимназические библиотеки того времени завозили много зарубежных литературных журналов. Согласно одной из версий, именно в гимназическом зале гимназист Саша Волков впервые ознакомился с французским или немецким переводом сказки Лаймана Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз». На основе которой он сочинит свою версию сказки, более знакомой постсоветскому русскоязычному читателю. Александр Мелентьевич никогда не скрывал, что его «Волшебник Изумрудного города» — лишь переработка сказки Баума. Во всех предисловиях книжных изданий «Волшебника» это говорится в обязательном порядке.

В гимназиях тогда учили прежде всего французскому и немецкому языку, а русский перевод «Мудреца из страны Оз» (другое название книги) выйдет аж в 1991 году. Впрочем, другие литературоведы настаивают на том, что впервые сказку Баума Волков прочитал уже в Москве. Впрочем, одна версия стоит другой. Но патриоты Усть-Каменогорска, конечно же, за первую версию!

Вот так причудливо переплелись в Усть-Каменогорске рубежа позапрошлого и прошлого веков очень разные люди из разных литературных эпох и страт. Тем интереснее изучать судьбы замечательных людей волею судеб, оказавшихся в казахстанских городах. И сколько еще неизвестного и таинственного хранит история.

Фото из открытых источников


Константин Козлов

Публикации автора

Усть-Каменогорск литературный: Абай и Михаэлис

Откровенный разговор на важную тему

«Алтыншаш» — спасенная казахами

Век Кунаева

Дети подземелья: арт-убежищу BUNKER — 10 лет

Фильм «Братья»: как встретились два Казахстана

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 25.09.2024

Скорая больше не приедет ночью на несрочные вызовы в РК

НОВОСТИ | 25.09.2024

Умер известный актер Роман Мадянов

ЭКОНОМИКА | 25.09.2024

Планы на миллион: как решается квартирный вопрос в Казахстане

НОВОСТИ | 25.09.2024

Насколько повысится стоимость проезда в поездах Казахстана

НОВОСТИ | 25.09.2024

Мавзолей Яссауи попал под государственную охрану

НОВОСТИ | 25.09.2024

Влияние медиа и цифровую гармонию обсудят в Астане