В последнее время буквально чуть ли не взахлеб ведутся общественные дискуссии, проводятся мероприятия о духовной модернизации, деколонизации и истории Казахстана. Однако чаще всего на громогласных фразах и повышенных тонах в соцсетях все и заканчивается. А реальное положение дел далеко от идеала — в этом плане лучше всего отношение властей и общества к истории страны показывает ситуация с городищем Талхиз.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Усть-Каменогорск литературный: Абай и Михаэлис
Жаркент. Тайны юго-восточных ворот Казахстана
История с Талхизом показывает, в насколько плачевном состоянии находится памятник самой что ни на есть нашей, казахской старине. Тем паче сейчас, когда дискуссии о давности казахской государственности доходят вплоть до хрипоты. И если в отношении памятников истории и архитектуры XIX–XX веков велик соблазн начать разговор (если не сказать вульгарнее — срач) о «наследии колониализма», то в случае с городищем кыпчакских времен подобного не получится. Тем обиднее, что такая плачевная ситуация сложилась именно с древней достопримечательностью близ Алматы, которой как раз не хватает тех самых древностей, коими славятся мировые туристические центры.
О чем, собственно, речь. В 35 километрах от южной столицы, в черте Талгара находится городище Талхиз. Город, который возник на Великом Шелковом пути в VIII веке, просуществовал до XIII-го — почти пять столетий! Город был центром ремесел, торговли и сельскохозяйственной деятельности. Очень важное место — отрезок пути вдоль северных отрогов Алатау Тянь-Шаня был в те времена, прямо скажем, не самым густонаселенным местом, а здесь путники могли остановиться на ночь (или на зиму), отдохнуть, приобрести работы местных мастеров.
Свидетельством тому являются находки археологов: изящные бронзовые кувшины, бронзовая чаша, богато украшенная растительным орнаментом, фарфоровые чаши, зубные щетки и костяные палочки для еды, блюдо с росписью, шахматы из слоновой кости и костяная фигурка Будды… Здесь были обнаружены монеты XI-го века, отчеканенные в Баласагуне, Таразе, Восточном Туркестане и найден клад из 15 серебряных монет, относящихся к периоду 1037-1043 годов.
Причем, найдены не просто отдельные артефакты, а целые кварталы старых улиц, усадьбы. По сей день можно видеть остатки центральной части, некогда укрепленной и обнесенной валом и рвом. За городом оставался рабат — пригород. Там, увы, практически ничего не сохранилось.
Судьба этого городища во многом типична для городов на Великом Шелковом пути. Сначала по нему удар нанесли монгольские захватчики. А с открытием межконтинентальных морских путей Шелковый путь и вовсе пришел в упадок и перестал играть сколько-нибудь важное значение в мировой торговле.
Когда уже в XIX веке в годы экспансии Российской империи здесь будет основана станица Софийская (предшественница современного Талгара), интерес к древнему Талхизу снова проснулся. Уже в XX веке раскопками древнего города занимались лучшие люди казахстанской археологии — от Алькея Маргулана до Карла Байпакова. К слову, Карл Молдахметович занимался Талхизом всегда особо, в связи с чем его именем в Талгаре названа улица. Увы, после его смерти для древностей Талхиза наступили темные времена.
Сегодня древнее городище зарастает бурьяном и травой и, если ранее живописные остовы старых домов можно было даже сфотографировать, сегодня без предварительного скоса травы это сделать проблематично. При том, что это объект, признанный ЮНЕСКО! Казалось бы, сюда должны ломиться толпы туристов. К слову, потенциально эти толпы имеются — каждый год Алматы посещают миллионы туристов, среди которых имеются и любители древних достопримечательностей, а не только гор и уникальной природы нашего региона.
Но вот незадача — Талхиз так и не стал местом притяжения туристов. О нем даже жители современного Талгара мало что знают, хотя памятник находится в городской черте, к нему ведет асфальтированная дорога, а места эти невероятно красивы и живописны.
Сюда не водят школьников и студентов, демонстрируя им жизнь средневекового города. Сюда не стремятся иностранные и местные путешественники, чтобы своими глазами увидеть останки средневекового города. Лишь каким-то чудом, вопреки всем правилам сюда удается проникнуть «дикарям», у которых, судя по отзывам на туристических сайтах, о посещении этого места остаются крайне сомнительные впечатления.
Во-первых, Талхиз сложно найти — сюда не ведут указатели и не на всех интернет-навигаторах он отображается. А во-вторых, большую часть времени на древних городских воротах, попросту говоря, висит амбарный замок.
Ну а те, кто правдами и неправдами проникает на территорию этого «запретного города», видит малоприятную картину: городище буквально потонуло в сорняках. Уникальная достопримечательность региона, по сути, никому не нужна.
«С высоких трибун наши чиновники и прочие причастные к культуре и идеологии пафосно вещают про наше великое прошлое и не менее великих предках, клянутся в верности и так далее, а на деле — тюркский город на Великом Шелковом пути, между прочим, памятник из списка ЮНЕСКО, просто супер-туристический объект, запрос чертополохом в рост человека и попасть на экскурсию можно только через дыру в заборе! Это национальный позор!» — считает активистка, исполнительный директор общественного фонда «Охотники за петроглифами» Ольга Гумирова.
Получается, что власти скорее готовы поддержать любой новодел с пластиковой имитацией, чем реальную историю. А что же власти? Какова их позиция по тому вопросу? Хотя после истории с убийством Шерзата Болата понятно, что Талхиз — не самое очевидное, за что нужно спрашивать с чиновников. И тем не менее?
«Талгар изучался с ХIХ века, а копали его с 1950-го по 2018 год. Но, к сожалению, ни музеефикация, ни консервация не проводилась… Как я говорила ранее, в городище уже более 70 лет проводятся раскопки. Но, к сожалению, все находки были переданы в свое время различным музеям — Национальному музею РК в Астане, Центральному государственному музею РК в Алматы, Центру сближения культур, а также частным коллекционерам», — рассказывает государственного историко-культурного музея-заповедника «Есик» Гульмира Мухтарова.
Наплевательское — самое мягкое, как можно охарактеризовать отношение руководства города к этой достопримечательности. Достаточно вспомнить историю 2016 года, когда по территории городища едва не проложили трассу к горнолыжному курорту «Ак Булак». Тогда благодаря вмешательству общественности строительство трассы удалось остановить.
На прошедшем собрании активистов, где обсуждалась ситуация с Талхизом, недавно отставленный аким Талгара Бахыт Куришбеков выступил с речью в духе «не все так плохо». Согласно его словам, для школьников проводят экскурсии и периодически скашивают траву. Непосредственно же на полноценную реставрацию городища денег в городском бюджете нет. Хотя после того, как о ситуации вокруг Талхиза стали бить тревогу активисты, местные власти что-то периодически предпринимали — в частности, укрепили саманную стену городища, отреставрировали входную группу городища. Хотя работы до превращения городища Талхиз в полноценный туристический объект еще уйма — как минимум, нужно перестроить водопровод, который, проходя под городищем, всячески способствует разрушению саманных стен, и заканчивая элементарными вещами, такими как туалет и пункты общепита.
«Археологические раскопки в последний раз проводились в 2019–2021 годах — находки и отчет были сданы нам. Но по предыдущим раскопкам, которые проводились в Талхизе, у нас нет ни единой документации. Мы уже неоднократно обращались в министерство культуры и информации по этому поводу, ведь чтобы написать историю, музеефицировать, нам нужна как документация, так и артефакты… А высокая трава, которая закрывает памятник — далеко не самая большая проблема», — сказала Гульмира Мухтарова.
Увы, пока тех, кто возьмет на себя ответственность за эту работу, не нашлось. Поэтому, скорее всего, пафосные разговоры о нашей великой истории так и останутся разговорами. По крайней мере, пока…
Фото из открытых источников