Если уж говорить совсем кратко и просто, то в самом названии Тектурмас уже заключен ответ на вопрос почему это место так притягательно. В переводе название означает «гора, которая стоит не просто так». Почему не просто? Со средних веков идет поверье, что здесь захоронен легендарный правитель Моголистана Султан-Махмуд хан. Но если рассматривать его официальную биографию, то умер он в Ходженте (ныне Худжанд в Таджикистане). Впрочем, в то время нередко выдающихся полководцев хоронили не там, где они умерли или погибли.
По другой версии – тот самый Султан-Махмуд-хан, который предположительно захоронен здесь – был аулие, святым старцем и одним из сподвижников Карахана – а если быть точнее Абду-р-Рахим-Баб. Его сын Ша-Хасан, по призванию Кылыдж-Карахан. Его мавзолей стоит в самом центре Тараза и тоже является одной из достопримечательностей этого города.
А Кылыдж-Карахан, в честь которого и построен мавзолей был одним из основателей династии Караханидов. Государство Караханидов в период своего расцвета простиралось на огромные пространства, включающие весь Южный Казахстан, большую часть Узбекистана, Киргизию, Таджикистан и Западный Китай.
Слава Тектурмаса как место захоронения Султан-Махмуд хана передавалась у местных жителей из уст в уста на протяжении многих поколений. О нем даже упоминает китайский путешественник 13 века Чань Чунь. Вариаций легенд много, но все они базируются на одном – Султан-Махмуд-хан – это соратник Карахана, почитаемый современниками как святой воин. Надо сказать, что в это предание верили на протяжении многих веков. И неслучайно – многие, кто рассказывал об этом месте, говорили о здешних чудесах. Бесплодные женщины после посещения этих мест беременели, безнадежные больные выздоравливали. Такие истории вы услышите здесь и сегодня. Верить в них или нет – каждый решает сам для себя. Мистик с высокой долей вероятности, поверит. Скептик-материалист поморщится, а может и покрутит виском у пальца. Я тоже не склонен огульно верить всему подряд, но что могу сказать точно, что жизнь намного сложнее, чем мы ее себе представляем. И далеко не все может объяснить традиционная наука.
Но вот что касается Тектурмаса, то и наука здесь тоже сказала свое слово. По словам географов, именно над Тектурмасом проходит 71 меридиан восточной долготы. И именно здесь люди фиксируют всяческие чудеса. Как бы сказал один, популярный, прости, Господи, телеведущий: «Совпадение – не думаю».
Как бы то ни было, но вот уже 9 веков это место славится как чудесное. Исламский богослов из Казани Фасахуддин Сабитов, живший в XIX веке и совершивший пешее паломничество в Мекку завещал похоронить себя здесь. А один из соратников Аблай-хана – Мамбет батыр, согласно преданию, через несколько десятилетий после своей смерти явился во сне своим потомкам и велел перезахоронить себя у Тектурмаса. Впрочем, именно в XIX веке для Тектурмаса и начнутся все основные испытания.
В 1860 году, когда Тараз стал ареной противостояния русских и кокандских войск, Тектурмас серьезно пострадал от обстрелов. В 1872 году губернатор Туркестана Константин Петрович фон Кауфман велел запечатлеть на фото все сохранившиеся достопримечательности средневекового Тараза. В тот момент город уже назывался Аулие-Ата и был центром заштатного уезда Туркестанского генерал-губернаторства. Казалось, что вся его славная история уже в прошлом. Повезло с градоначальником. Точнее с начальником уезда. В 80-х годах им стал Василий Андреевич Калаур. Как правило присылаемые Петербургом варяги далеко не всегда интересовались местной жизнью, а Каллаур с первого дня своего нахождения в Аулие-Ате стал живо интересоваться богатой историей города. Под его патронажем начались исследования древнего Тараза, в том числе и Тектурмаса.
Именно как раз в те годы были собраны и систематизированы все те народные предания о чудодейственности этого места и о гипотезах по поводу того, кто же здесь захоронен.
У многих периодически возникал соблазн вскрыть могилу и провести исследование останков здесь захороненных. Но от этого отказались.
Может оно и к лучшему – вспомним историю о вскрытии могилы Тамерлана аккурат накануне Великой Отечественной войны.
В конце 19 века стараниями Василия Калаура Тектурмасу была как бы дана вторая жизнь. С новой силой сюда потянулись паломники. А повреждения от боев придали ему некий дополнительный шарм старины. Даже революция 1917 года не повлияла на паломников. Не секрет, что на первых порах советская власть видела в мусульманах союзников в борьбе против старых элит. На них делали ставку – ведь при царской власти они часто были угнетаемы. Но, конечно, долго так продолжаться не могло. В 1929 году были приняты антиисламские законы, согласно которым паломничество ко всем святым местам было запрещено. Касательно Тектурмаса, впрочем, паломников это не остановило – они продолжали сюда съезжаться и из города, и из окрестных районов, да вообще со всей Средней Азии. И в 1935 году в самый разгар религиозных гонений мавзолей Тектурмас попытались снести. Полностью им это не удалось – да, купол был уничтожен, но стены все-таки сохранились.
Те же кто продолжал сюда приходить, делали это на свой страх и риск. В конце 1930-х за одно только признание своей религиозности можно было попасть под преследования властей.
В годы войны дело было улучшилось – и вплоть до конца 1950-х годов запрет на посещение святых мест был снят. А в годы оттепели гонения возобновились, хотя уже и не были сопряжены с риском для жизни. И хотя неприятности у посещающих святые места все же могли возникнуть, поток их не иссякал. Почему?
Ну понятно – человеческую веру так просто не сокрушишь. Но была и вторая причина. После того как Советский Союз закрыл внешние границы, для советских мусульман стала недоступна святая Мекка. В очередь на совершение хаджа записывались на несколько лет, разрешение получали единицы либо по большому блату, либо по большому везению. И тогда муллы и имамы давали благословение на совершение так называемых малых хаджей – паломничество к святым местам на территории СССР. К ним, в том числе относился и Тектурмас. Поэтому вплоть до самого конца советской власти народная тропа сюда не зарастала. Хотя власти продолжали бороться с, как они считали, предрассудками, превращая их в зоны массового отдыха населения. Там устраивали «массовые гуляния местных жителей, прежде всего молодёжи», проводили лекции на атеистическую тематику.
Но парадокс в том, что, борясь с Тектурмасом, как с рассадником религиозного дурмана, советское государство одновременно взяло его под охрану как памятник архитектуры.
Это была обычная практика советской власти – изъять храм у верующих, разместить там библиотеку, музей или театр. И защищать его уже как памятник архитектуры. Впрочем, это в какой-то степени и спасло все достопримечательности древнего Тараза. А Тектурмас восстановят уже в новое время, и он обретет вторую жизнь и приезжать сюда люди станут уже не таясь.
Фото: Константин Козлов, а также музея-заповедника Древний Тараз