Нур-Султан

29.10.2021

Казахская демонология: Живой животный мир

Образ жизни кочевников и, как говорили при соцреализме, исходя из их методов хозяйствования, во многом зависел от животного мира. Окружающая фауна априори тесно входила в быт и культуру наших предков, а, соответственно, и в мифологию. При этом даже современный казах, иногда сам этого не подозревая, продолжает жить в этой тесной взаимосвязи, хотя многие духи животного мира позабыты еще прежним поколением. Сегодня мы немного воскресим их имена.


Для начала, наверное, следует немного окунуться в историю. Но не настолько глубоко – всего на пару-тройку тысячелетий от наших с вами дней. Можно было и еще дальше, но это займет много времени. К этому моменту, который учеными принято называть эпохой ранних кочевников, через центр Евразии уже пронеслось первое великое переселение народов, здесь пролегали маршруты Нефритового (прадеда Шелкового) пути, появлялись, взаимодополнялись и исчезали целые культуры. Несомненно, мощным толчком к развитию первых кочевых цивилизаций стало изобретение и распространение железа. Из него делали орудия труда и, конечно же, орудия войн. Если сравнивать железное и бронзовое оружие, то это как АК-47 против мушкета. Причем, такими «мушкетами» были вооружены в то время все армии античного мира.

Но про вооружение – это отдельная и, между прочим, очень интересная тема (если хотите, как-нибудь в другой раз про это лекцию устроим). А какое отношение к этому имеют животные и их дух? Самое прямое! Помимо оружия, важным обстоятельством, позволившим кочевым цивилизациям захватить половину известного на тот момент мира, являются лошади. Если говорить про армии того времени, то конница в них составляла, в лучшем случае, до четверти от всего войска, а сами всадники считались некой элитой. А вот у тех же саков (скифов) верхом были все 100 процентов, причем многие из них были отменными лучниками, которые могли стрелять на ходу (у персов, например, на одного коня садились двое – сам возница и стрелок-лучник, садящийся к нему спиной). Но мы опять отвлеклись.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Казахская демонология: злые духи

Казахская демонология: насылающие болезни

В общем, именно кочевой образ жизни возвел лошадь на высший пьедестал культа у наших предков. По крайней мере, который наиболее больше продержался. При этом, конь, можно сказать, не был тотемным животным, и если как-то упоминался или изображался, то только вместе с человеком. Вместе с тем, обереги из конского волоса и (или) других частей тела до сих пор являются средством избавления от болезней или для привлечения удачи в делах. В казахских сказках и былинах конь нередко помогает хозяину, да и вообще, воспринимается как единое целое вместе с главным героем, будь то батыр, хан или простой пастух.

Нередко наделялись кони и фантастическими характеристиками. В первую очередь – это возможность летать. Наиболее распространенный образ – это Тулпар, крылатый конь, аналогичный Пегасу (не путать со шпионской программой). Были и те, кого сейчас принято называть единорогами. Их образ можно встретить на короне иссыкского «Золотого человека» (откуда они были перенесены на Государственный герб РК) и в захоронении берельского кургана. В последнем случае, кстати, это говорит, что украшения в виде рогов для коней могли быть использовании только при ритуале погребения.

Духи-покровители

Если еще пару слов по истории (и этнографии), то у наших предков пантеон почитаемых духов животных был намного богаче и выразительнее. У соплеменников «Золотого человека» он был четко выражен, запечатлен в 32-летнем животном цикле (а не в 12-летнем), отображен в творчестве. Каждое животное, будь то дикое или домашнее, фантастическое или реальное, имело свои функции и обладало только ему присущими характеристиками. Большинство знаний об этом, к сожалению, утеряно и можно только догадываться, в каком богатом духовном мире жили саки, уйсуны, сарматы, гунны, древние тюрки.

Здесь можно вспомнить легендарный сон Абылая, когда ему пригрезился Орел, который падает на землю и превращается в Медведя, затем в Волка, Лису, Зайца и Овцу. Оказалось, это сон был про наш народ, который раньше парил в Небе, затем превратился в грозного хищника и далее по нисходящей. Что касается Волка, то это несомненный тотем эпохи тюрков. Про это тоже можно написать отдельный материал, но мы ограничимся лишь аналогиями в мифах североамериканских индейцев, легенде о Реме и Ромуле и даже русских сказках, в которых Волк помогает главным героям добиться своего. Амулеты из клыков, когтей и шерсти волков также были широко распространены среди кочевников.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Да помогут нам духи предков!

Казахская демонология: Духи в помощь

Вообще, у диких животных, согласно казахской мифологии, был отдельный покровитель – это Гайперен. Он оберегал фауну от падежа, болезней, природных катаклизмов и… самого человека. Например, если охотник убивал дикого зверя ради забавы или сверх меры, а кто-то, скажем, разорил логово енота или бобра для того, чтобы поставить свою юрту, то Гайперен его как-то наказывал. Потом приходилось замаливать свои грехи при помощи шаманов или напрямую. У домашних животных было несколько заступников и покровителей (которые иногда перекликались между собой по функциям) – это Камбар-ата, Шопан-ата, Ойсыл-кара и упомянутый прежде Зенги баба.

Таким образом, животный мир приравнивался к человеческому – у него так же были свои духи-покровители, с которыми могли общаться не только они сами, но и двуногие. С приходом Ислама многие из этих знаний были утеряны или закамуфлированы – например, под обряд закола жертвенного животного.

Злой, плохой, хороший

Также, судя по всему, было разделение мира на три части – верхний (обитель богов и духов), средний (наш с вами и животных, и других организмов) и нижний (загробный, если одним словом). Причем, большинство животных тоже делилось на «добрых» и «злых» – часто и с первыми, и со вторыми ассоциировались те или иные «человеческие» духи.

Некоторые животные могли быть проводниками человеку в нижний или верхний миры, призывать своих сородичей на помощь или вступать в схватку с другими животными. В общем – по полной программе и со всем спектром фонда мировых сказок о животных, как говорится.

Как и в случае с плохими духами, они иногда несли пользу людям. Ярким примером этому служит филин (или сова), который является классическим представителем «темных сил», но при этом, если хорошенько попросить, может помочь какому-нибудь герою – в том числе, и при путешествии в загробном царстве. В нашем же мире когти и перья этой птицы до их пор используются как обереги – их вешают на детские колыбели, домбру акынов или на дверном косяке.

Кстати, о пернатых. Многие птицы были, скажем так, прикреплены к тем или иным духам. И это было не только потому, что они могли летать, как бестелесные существа, но и из-за более древних корней, когда практически каждое живое существо, включая змей, пауков и насекомых, имел каждый своего представителя в мире человеческом. Когда-то давным-давно общаться с ними могли многие, но со временем эта связь терялась, и ее могли наладить только шаманы. Вот о них, о казахских бақсы, мы и поговорим (наконец-то) в следующий раз.


Мирас Нурмуханбетов