Интервью

На селе в РК можно создать 3,5 млн рабочих мест — ученый

Айгуль Омарова

03.10.2024

Заместитель председателя партии «Ауыл», доктор экономических наук Толеутай Рахимбеков поделился своим видением, как поднять сельское хозяйство в Казахстане

Большой диалог с ученым мы посвятили обсуждению сентябрьского Послания президента РК, в котором много внимания было уделено сельскому хозяйству. У Толеутая Рахимбекова есть комплекс предложений по реализации задач, поставленных Касым-Жомартом Токаевым.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Земля нуждается в истинном хозяине

Социальный оптимизм: как улучшают жизнь в казахстанских аулах

Мы знаем — город будет…

— Толеутай Сатаевич, в своем Послании глава государства сказал о необходимости поддержки агропромышленного комплекса и о том, что уже сделано в этом плане. В частности, он отметил выдачу кредитов аграриям по сниженной ставке. Как давно действует эта норма и насколько она эффективна?

— Любое государство стремится оказывать поддержку агропромышленному комплексу. Во-первых, исходя из необходимости обеспечения продовольственной безопасности. Во-вторых, в целях регулирования миграции из села в город. Поэтому реализуются программы поддержки сельского хозяйства — основной составной части АПК. В рамках таких программ предусматриваются меры научного, кадрового, информационно-маркетингового, технического, а также финансового обеспечения сельских товаропроизводителей.

Одной из главных проблем казахстанских аграриев является острая нехватка финансовых средств. Именно из-за этого наши крестьяне несвоевременно и не в полном объеме выполняют технологические операции, требуемые при производстве сельхозпродукции, что сказывается на урожайности сельскохозяйственных культур и на продуктивности  животных, что ведет к низким показателям производительности труда в отрасли, а, в конечном счете, отрицательно влияет на конкурентоспособность отечественного продукта.

— И где же выход?

— Есть два пути обеспечения сельских тружеников деньгами: во-первых, это кредитование, во-вторых, это субсидирование.

Строго говоря, кредитованием должны заниматься те, для кого это является основным видом деятельности. Я имею в виду коммерческие банки. В обществе есть разделение труда: учителя должны учить, врачи должны лечить, а потребности в кредитах должны удовлетворять банки. К сожалению, с одной стороны, наши банки не особенно охотно идут кредитовать сельское хозяйство. С другой стороны, банковские кредиты недоступны для подавляющего большинства сельхозтоваропроизводителей по следующим причинам:

  • во-первых, практически ни в одном районном центре нет филиалов банков второго уровня, кто уполномочен заниматься кредитованием. Те учреждения, которые функционируют под вывесками банков в райцентрах — это расчетно-кассовые отделы, которые занимаются только оборотом наличных денег, но не кредитованием. Для того чтобы получить банковский кредит, фермеру надо ехать в областной центр. Но при наших расстояниях, когда села находятся от областного центра в 200-300 км, а иногда и 500-600 км, много не наездишься;
  • во-вторых, крестьяне не могут предложить под кредиты удовлетворяющее банки залоговое обеспечение. Ни земля, ни скот, ни техника, ни здания в сельской местности не представляют для банков особого интереса;
  • в-третьих, в наших банках недостаточно специалистов, компетентных в кредитовании аграрной отрасли;
  • в-четвертых, ставки вознаграждения наших банков просто неподъемны для наших крестьян при высокорисковом отечественном сельском хозяйстве. Высокая степень риска вызвана не только природно-климатическими условиями. Состояние рынка также в значительной степени влияет на доходность крестьян, а значит, и на их возможности обслуживать банковские кредиты с их высокими ставками. Например, в этом году зерновые культуры торгуются в пределах 35–75 тыс. тенге за тонну. А ведь буквально два года назад цены доходили до 180 тыс. тенге, то есть сейчас цены упали в 2,5–6 раз. Но ведь при этом стоимость ГСМ, удобрений, пестицидов, семян не снизилась в 2,5–6 раз за эти два года. В этих условиях снижение ставок вознаграждения по кредитам за счет субсидирования представляется целесообразной мерой.

Впервые удешевление банковских кредитов путем субсидирования процентной ставки в целом в экономике Казахстана было внедрено в 2003 году и именно в агропромышленном комплексе. Тогда, в рамках реализации Госагропродовольственной программы, мы предложили разработать бюджетную программу по субсидированию ставки вознаграждения по кредитам банков второго уровня перерабатывающим предприятиям на пополнение их оборотных средств для закупа сельскохозяйственного сырья у отечественных товаропроизводителей. Уже в течение первых 3-4 лет эта бюджетная программа показала свою высокую эффективность. На каждый 1 тенге бюджетных субсидий в аграрный сектор привлекались до 14 тенге частных инвестиций в виде кредитов банков. Увеличились объемы закупа сельскохозяйственного сырья перерабатывающими предприятиями, что было выгодно и крестьянам, поскольку появлялся гарантированный сбыт произведенной сельчанами сельхозпродукции, соответственно вырос и объем переработанной продукции, что позволило поднять и объемы его экспорта. К слову, в немалой степени именно благодаря этой бюджетной программе в 2007–2008 годы Казахстан впервые вышел на первое место в мире по объемам экспортам муки.

Сегодня можно было бы рассмотреть возможность государственной поддержки АПК по схеме, которая представляет собой комбинированную модель, сочетающую и кредитование, и субсидирование.

Необходимо создать «Агробанк»

— За последнее время партия «Ауыл» внесла немало предложений по совершенствованию аграрной политики. Что это за предложения в плане финансов?

— Действительно, у нашей партии есть предложения по данному вопросу. Так, через своих депутатов мы внесли в мажилис проект закона «Об Агробанке», исходя из того, что нужен специализированный финансовый институт для кредитования аграрного сектора экономики по примеру Банка развития Казахстана или «Отбасы».

«Агробанк» должен работать с учетом специфических особенностей сельскохозяйственного производства. Внутри нашей партии есть разные мнения по форме и механизмам работы такого банка. Я придерживаюсь своего мнения, которое сформировалось у меня еще в 2015 году. Тогда я работал в Ассоциации сельских кредитных товариществ, и мы с коллегами предлагали создать «Агробанк» путем объединения АО «Аграрная кредитная корпорация», АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» и АО «КазАгроФинанс». В качестве филиалов «Агробанка» на уровне районов и сел могли бы выступить сельские кредитные товарищества.

В качестве источника фондирования «Агробанка» кое-кто рассматривает бюджет. Но аграрному сектору экономики ежегодно необходимы кредитные средства в пределах 1,5–2 трлн тенге. Найти такие деньги в бюджете крайне проблематично. Поэтому более приемлемым представляется такой источник фондирования «Агробанка», как кредиты банков второго уровня. Как известно, банки накопили около 35 трлн тенге на депозитах. «Агробанк» мог бы заимствовать эти деньги у банков по ставке в среднем 10% годовых под гарантии правительства. Государство могло бы сразу же субсидировать затраты «Агробанка» на оплату вознаграждения по кредитам банков или на сумму примерно 150–200 млрд тенге. Эти деньги можно взять из тех около 500 млрд тенге субсидий, которые сегодня направляются на субсидирование техники, скота, удобрений, пестицидов и т. п., всего более 40 видов субсидий.

В результате «Агробанк» получил бы кредитные ресурсы по нулевой ставке. Затем он мог бы кредитовать кредитные товарищества под 1–2% годовых, а кредитные товарищества кредитовали бы товаропроизводителей под 2–4% годовых.

Но при создании «Агробанка» и предусматривая в качестве его филиалов кредитные товарищества, необходимо последние вернуть в исходное положение. Несколько лет назад финансовый регулятор ввел обязательное лицензирование деятельности КТ, увеличил для них минимальный уставный капитал с 3 до 50 млн тенге. Куда-то исчез такой вид залогового обеспечения, как солидарная ответственность самих участников КТ. Все это надо вернуть.

Кроме того, надо принять меры по увеличению количества КТ. В настоящее время функционируют порядка 200 кредитных товариществ, но их должно быть не менее 500–1000.      

Условие для инвестиций

— Крайне важной задачей президент страны назвал «привлечение инвестиций в агропромышленный комплекс». За счет чего можно добиться этого, по вашему мнению?

— Я часто слышу, что надо срочно внедрить право частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения. Дескать, без такого права в аграрный сектор не придут инвестиции, в том числе зарубежные. При этом сторонники частного землевладения ссылаются на опыт некоторых стран мира.

Не могу с этим согласиться. Ссылки на примеры зарубежных стран некорректны. Да, там есть декларация о праве частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения. Но это право обставлено такими условиями, по сравнению с которыми наше право долгосрочной аренды земли выглядит намного либеральнее.

Инвестиции придут в агропромышленный комплекс при одном условии — стабильности государственной аграрной политики, предоставлении государством равных возможностей для всех сельхозтоваропроизводителей.

К сожалению, у нас до сих пор сохраняется ситуация, когда 5% аграриев получают 95% государственной поддержки. А 95% фермеров, особенно из числа мелких крестьянских хозяйств, только по телевидению слышат, что выдают субсидии и удешевленные кредиты.

Занятость на селе

— Президент сказал о необходимости продуктивной легальной занятости людей на селе. Насколько знаю, у вас есть предложения и по этому вопросу. Какие?

— На селе есть реальная возможность создать не менее 3,5 млн рабочих мест. Данная цифра исходит из общего количества ЛПХ в Казахстане — более 1,6 млн. В каждом ЛПХ трудятся, как минимум, два человека — муж и жена, плюс помогают дети трудоспособного возраста. Принятие закона «О личных подсобных хозяйствах» и помощь государства в формировании сервисно-потребительской кооперации ЛПХ создали бы необходимые условия для появления такого количества рабочих мест на селе.

В пп. 45 п. 1 ст. 1 Трудового кодекса РК дана расшифровка понятия «рабочее место». Там записано, что «…рабочее место — место постоянного или временного нахождения работника при выполнении им трудовых обязанностей в процессе трудовой деятельности».

Чем в этом смысле личное подсобное хозяйство отличается от завода или крестьянского хозяйства? Тем более, если сельчанин из своих доходов от ЛПХ обязан по налоговому законодательству платить налог у источника выплат по ставке 10%. Это — обязанность любого гражданина, независимо от того, является он членом кооператива или нет.

Можно эти 10% при поступлении в налоговые органы делить на две равные части. Одну часть или 5% пусть налоговики зачисляют в бюджет четвертого уровня или бюджет акима села, причем в бюджет акима именно того села, от жителей которого поступил налог. Мы получим, с одной стороны, увеличение доходной части бюджета акима села, как минимум, в 15–20 раз, с нынешних 3–4 млн тенге до 40–50 млн тенге в год. А с другой стороны, просчитываемый, осязаемый индикатор эффективности работы акима села: растут налоговые поступления в его бюджет, значит, аким работает, а если не растут, то можно делать вывод о том, что данный аким бездельник. Есть еще один плюс от такого механизма пополнения бюджета села. Сельчане своими глазами увидят, как на их налоги хорошеет их родное село.

Вторую часть налога или 5% налоговики зачисляли бы на лицевые счета сельчан: в пенсионный фонд — 3%, а в фонды социального и медицинского страхования по 1%.

В поездках по селам я часто интересуюсь у акимов сел, хватает ли им денег из их бюджета. В ответ — туманная улыбка. При этом они говорят, что главная проблема медицинского обслуживания сельчан заключается не в кадрах, не в зданиях, не в лекарствах, не в оборудовании, а именно в отсутствии накоплений медицинского страхования на счетах сельчан.

Переработка и сбыт

— Толеутай Сатаевич, вы много писали о создании современной инфраструктуры переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции. Вот и глава государства об этом говорит. Но как этого добиться и что входит в данное понятие?

— Одной из мер предлагаемой партией «Ауыл» долгосрочной Национальной стратегии развития АПК и сельских территорий должно стать формирование инфраструктуры.

Многие думают, что сельское хозяйство состоит из двух подотраслей — животноводства и растениеводства. При этом забывают, что в составе сельского хозяйства есть еще одна, третья подотрасль, называемая «сфера услуг в сельском хозяйстве» или та самая инфраструктура.

В условиях Казахстана на долю каждой из этих трех подотраслей должно приходиться около 30-35% от общего объема валовой продукции сельского хозяйства страны.

Фактически же, по данным официальной статистики, по итогам 2022 года объем сферы услуг в сельском хозяйстве составил 14,2 млрд тенге, притом, что валовая продукция отрасли достигла 9,5 трлн тенге или на долю инфраструктуры пришлось менее 0,15%. Иначе говоря, фактическая доля сферы услуг в сельском хозяйстве в 200 раз меньше необходимого! 

Опыт многих стран мира, да и наш отечественный опыт говорит о том, что в условиях рыночной экономики инфраструктура сельского хозяйства формируется на основе сервисно-потребительской кооперации самих сельхозпроизводителей. Возьмите примеры Израиля, Германии, США, Швеции, Дании, Японии, Китая. Кооперация нужна как крупным, так и средним и мелким хозяйствам. Просто функции кооперативов будут соответствовать запросам их пайщиков.

Так, например, самым крупным сельхотоваропроизводителям нужна кооперация для организации экспорта произведенной продукции. Вспомним пример Единого зернового холдинга, который был создан при Продкорпорации в 2013-2014 годы. Главное предназначение ЕЗХ заключалось в объединении усилий крупных фермеров при экспорте зерна. Такие кооперативы могут создаваться в масштабах страны.

В 2015 году на уровне областей, а именно в трех областях страны — в Акмолинской, Костанайской, Северо-Казахстанской — были созданы кооперативы средних крестьянских хозяйств. В этом случае главная цель кооперации заключалась в объединении усилий для получения кредитов.

На районном уровне могли бы объединиться мелкие крестьянские хозяйства, в частности, для совместного сбыта произведенной продукции, закупа необходимых для аграрного производства товарно-материальных ценностей, для создания системы обучения консультирования и обучения и т.п.

На уровне сел нужно создавать сельские сервисно-потребительские кооперативы ЛПХ. И начинать надо именно с кооперации ЛПХ. Такое предложение обосновывается тем, что, с одной стороны, сельские жители — владельцы ЛПХ — не являются предпринимателями и убедить их принять участие в создании сервисно-потребительского кооператива намного проще, чем владельцев и руководителей юридических лиц и крестьянских хозяйств. С другой стороны, создание кооператива владельцев ЛПХ потребует намного меньше затрат государства, чем кооперативы организованных агроформирований.

В функции сельских сервисно-потребительских кооперативов ЛПХ могут входить:

— организация заготовки, хранения, первичной подработки, хранения и реализации сельхозпродукции;

— закуп товаров для производства – ГСМ, семена, удобрения, пестициды, запчасти и т. п.;

— оказание услуг своим членам-пайщикам ЛПХ услуг по ветеринарии, защите растений, механизации, кормозаготовке и т. п.;

— обучение и консультирование;

— доведение мер государственной поддержки, в том числе субсидий, удешевленных кредитов, результатов научной деятельности до ЛПХ.

Организация этих функций позволит наладить реализацию произведенной сельскими тружениками продукции по справедливым, а значит по более высоким ценам, чем сегодня. С другой стороны, это даст возможность сельчанам покупать товары и услуги по более низким ценам.

В результате это приведет к существенному, к кратному повышению доходов сельчан.

Предложение хорошее. Но как это будет выглядеть на практике?

— Начинать нужно с пилотного проекта кооперации ЛПХ в 20–30 селах на территории 2–3 районов одной области. Лучше всего для этого подходит область Улытау, в составе которой два района, объединяющие около 30 сельских округов и поселков. В составе области также два города, Жезказган и Сатпаев, которые на протяжении вот уже почти 30 лет неизменно входят в первую пятерку самых высокооплачиваемых в Казахстане. Иначе говоря, здесь есть платежеспособный спрос. С другой стороны, в области доля мелких крестьянских и личных подсобных в производстве сельхозпродукции превышает среднереспубликанский показатель. Значительная часть продовольственных товаров завозится из Караганды и Туркестана, расположенных, соответственно, в 520 и 900 км от Жезказгана. Кроме того, регион славится мясом конины и баранины, пользующимся большим спросом в других регионах страны. Более мягкая, чем в Астане и Караганде, зима позволяет заниматься производством овощей и фруктов в мини-теплицах. Кроме того, в области размещаются основные производства гиганта цветной металлургии страны – корпорации «Казахмыс», которая кровно заинтересована в стабилизации цен на продовольственные товары и поэтому могла бы принять непосредственное участие в реализации такого пилотного проекта.

Сельчане страны мало верят голословным обещаниям чиновников. Для того чтобы их убедить в правильности кооперации, нужны наглядные пилотные проекты. Убежденность некоторых высокопоставленных чиновников в том, что надо только дать поручение акимам сел и те бросятся создавать кооперативы, не выдерживает серьезной критики. Необходимы серьезные и глубокие познания в механизмах функционирования кооперативов. Созданием кооперативов нужно заниматься постоянно, ежедневно. А у акима села и без кооперативов достаточно забот. Нужно сформировать группу специально подготовленных специалистов, которые в режиме 24/7 занялись бы реализацией пилотного проекта. Впоследствии этот пилотный проект стал бы демонстрационной площадкой, на примере которой можно было бы обучать акимов и других чиновников.

При реализации проекта можно было бы использовать все инструменты государственной поддержки сельского хозяйства, в первую очередь, удешевленные кредиты по программе «Ауыл аманаты», все виды субсидий.   

Требуется новая политика государства

— Что в первую очередь нужно делать, чтобы Казахстан мог обеспечивать себя продуктами сельского хозяйства?

— Требуется новая государственная политика в аграрной сфере. Вообще, мы уже почти пять лет говорим об этом. Та, что сегодня реализуется, была сформирована 20-25 лет назад, на рубеже веков. Сегодня условия поменялись. Поэтому нужна новая политика, которая может быть принята в виде долгосрочной, рассчитанной на 50 лет Национальной стратегии развития агропромышленного комплекса и сельских территорий Республики Казахстан на 2026–2075 годы. Такой срок диктует специфика сельского хозяйства.

В качестве исходной основы Стратегии должны быть приняты три фактора:

глобальное изменение климата, нарастающая полномасштабная деградация почвы, изменение структуры сельскохозяйственного производства, приведшее к превалированию мелких сельхозтоваропроизводителей.

Сразу хочу оговориться, что не надо считать мелкотоварность проблемой нашего сельского хозяйства. Это общемировой тренд: по данным ФАО, во всем мире около 80% сельхозпродукции производят семейные фермерские хозяйства. У нас под понятие СФХ подпадают мелкие крестьянские и личные подсобные хозяйства.

Главной целью Стратегии следует определить повышение жизненного уровня граждан за счет повышения эффективности агропромышленного комплекса страны. Под понятием «повышение эффективности АПК» я подразумеваю повышение его доходности.

Стратегия должна включать в себя следующие меры:

  1. формирование инфраструктуры или сферы услуг в сельском хозяйстве на основе кооперации самих сельхозпроизводителей;
  2. кардинальное реформирование системы государственной поддержки сельских тружеников, в первую очередь, систем кредитования, субсидирования, научного и кадрового обеспечения сельского хозяйства;
  3. освобождение оборотов по производству, переработке, реализации, экспорту, импорту сельхозпродукции и продовольственных товаров от налога на добавленную стоимость.

Эти меры направлены на стимулирование повышения урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности сельскохозяйственных животных. Этого можно достичь только путем обеспечения доступности финансовых средств для сельхозтоваропроизводителей. Сегодня из-за катастрофической нехватки денег подавляющее их большинство не соблюдают агротехнологии в виде требований по обновлению семенного материала раз в 5-7 лет, как того требует наука и применение удобрений и пестицидов не больше 10-20% от научно-обоснованных нормативов. А морально и физически изношенная техника не позволяет соблюдать агротехнические сроки. Вот почему в Казахстане, например, урожайность зерновых культур в 1,5 раза ниже, чем в российских регионах с одинаковыми с нашими природно-климатическими и почвенными условиями. Низкие показатели урожайности и продуктивности влекут за собой низкую производительность труда и высокую себестоимость продукции, что, в свою очередь, ведут к низкой конкурентоспособности отечественной сельхозпродукции.

Наличие НДС приводит к тому, что до 70-80% оборотов сельхозпродукции между фермерами и торговыми предприятиями, между фермерами и перерабатывающими предприятиями проходят в зоне «серой», теневой экономики. Об этом откровенно говорят и сами крестьяне, и владельцы торговых точек, и переработчики. Правда, в неофициальных беседах. Получается, что государство, упорствуя с сохранением НДС, само выталкивает всех участников цепочки продвижения сельхозпродукции от производителя до потребителя в теневую экономику.

Каким видится выход из такой ситуации?

— Полагаю, что необходимо вернуть в Минсельхоз вопросы развития сельских территорий, потому что категорически нельзя рассматривать вопросы развития сельского хозяйства и сельских населенных пунктов в отрыве друг от друга.

Надобно принять закон «О личных подсобных хозяйствах». Закон должен законодательно признать личные подсобные хозяйства третьей группой производителей сельскохозяйственной продукции после юридических лиц и крестьянских хозяйств. Кроме того, этот закон должен решить проблемы санитарной гигиены внутри сел и вытаптывания пастбищ вокруг сел.

— Для реализации того, о чем вы говорите, необходимы кадры. Как с этим быть?

— Да, согласен. Как говорил вождь всех времен и народов, «кадры решают все». Есть классические университеты, колледжи, готовящие специалистов для аграрного производства. Но надо честно признаться, что никто в стране не знает, сколько точно нужно готовить в год агрономов, ветеринаров, зооинженеров и зоотехников, инженеров и т.п.

Кроме того, серьезного внимания требует и система экстеншн, система передачи знаний фермерам о новых сортах, породах, технологиях. Мы разработали Концепцию подготовки и переподготовки кадров для АПК, в рамках которой предложили сформировать Национальную систему обучения сельчан основам ведения сельского хозяйства. Она включает в себя три уровня:

— на республиканском уровне это три ведущих аграрных университета в городах Астана, Алматы, Уральск, которые могут заниматься распространением узкоспециализированных знаний, например, по эмбриональному размножению животных. Эти университеты должны стать учебно-методическими центрами всей системы экстеншн;

— на областном уровне есть около 40 научно-исследовательских учреждений системы Национального аграрного научно-образовательного центра Минсельхоза, которые должны вести занятия для фермеров по специализированным темам;

— и, наконец, в каждом сельском районе необходимо на базе агроколледжей создать центры распространения знаний массового характера.

Всего получилось бы более 200 центров экстеншн по стране.

Надлежит предусматривать ежегодное бюджетное финансирование Национальной системы распространения знаний на сумму около 15–20 млрд тенге. Нынешних 350 млн тенге в год недостаточно. На знаниях нельзя экономить.

Имеется еще один элемент подготовки кадров. Я имею в виду подготовку топ-менеджеров крупных агроформирований. До 1991 года в Алматы функционировала Высшая школа управления АПК, в которой на девяти месячных курсах готовили будущих директоров совхозов и председателей правлений колхозов. Надо вернуться к этому опыту.

Потенциал огромен, была бы воля

— Мы уже привыкли бесконечно повторять, что агропромышленный комплекс Казахстана имеет огромный потенциал, что мы можем экспортировать большое количество сельхозпродукции и на этом зарабатывать. Говорить-то говорим, но практически ничего не делаем для раскрытия этого потенциала. Более того, растет степень импортозависимости страны по многим видам не только готовых продовольственных товаров, но и по сельскохозяйственному сырью.

Как менять ситуацию?

— Партия «Ауыл» убеждена, что Казахстан должен стать аграрной державой. Поэтому в своем Уставе, принятом на последнем съезде партии летом текущего года, мы записали, что главной целью партии «Ауыл» является построение аграрного, политически стабильного, экономически сильного, социально справедливого, демократического, светского, правового государства с процветающими аулами и городами, основанного на культурных традициях и духовных ценностях народа. Обратите внимание, что на первом месте стоит слово «аграрного».

Нефть, газ, руды, являющиеся сегодня основным источником получения валютной выручки и пополнения бюджета страны, могут закончиться в обозримом будущем. А сельскохозяйственная продукции может не только заменить в этом плане полезные ископаемые, может стать возобновляемым источником валюты и доходной части бюджета.

Но для этого нужна новая государственная аграрная политика.

Фото из открытых источников


Айгуль Омарова

Публикации автора

Качественное образование — залог устойчивого развития. Часть II

Бигельды Габдуллин: Культура возделывает душу народа

Сколько потомков Чингисхана живет в Казахстане

«Каждому казахскому гражданину…»

БРИКС: политический запрос на альтернативу

Позволь смиренно преклонить колени…

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 08.11.2024

Обзор сервисов родительского контроля в интернете

НОВОСТИ | 08.11.2024

Умные очки на основе ИИ разработали школьники в Атырау

НОВОСТИ | 08.11.2024

25 800 тенге: отца подростка-агрессора наказали в Костанайской области

НОВОСТИ | 08.11.2024

Аренда в Астане: первый спад цен за 18 месяцев

НОВОСТИ | 08.11.2024

Символизм стихии: ураган уничтожил памятник Ленину в Павлодаре

НОВОСТИ | 08.11.2024

Более 4 миллионов казахстанцев заняты в сфере бизнеса