В Казахстане, по данным Министерства экологии, накоплено 125 млн тонн отходов, но сортировочные пункты при этом загружены только на 40%. Предприятия-переработчики готовы принять больше сырья, но для этого ТБО должны пройти систему раздельного сбора, которая сейчас в Казахстане практически отсутствует.
В Казахстане уже не раз в разных регионах предпринимались попытки создания системы раздельного сбора и переработки мусора, но почти всякий раз проваливались из-за множества причин, основными из которых являются безразличие населения, отсутствие необходимой инфраструктуры, неотрегулированность нормативно-правовой базы, отсутствие поддержки местных властей, противодействие мусоровывозящих компаний, не заинтересованных в появлении конкурентов.
В стране есть две наиболее острые экологические проблемы – это качество окружающей среды (воздух, вода, почва) и твердые бытовые отходы. Наблюдается ежегодный прирост выбросов, и если не принять никаких мер, то по прогнозу в 2030 году фактические эмиссии загрязняющих веществ составят 3,6 млн тонн, то есть они могут вырасти в 1,5 раза за 10 лет.
Неэффективной сортировку в Казахстане делает отсутствие экологического образования. В школах не рассказывается о возможности сортировки, а сам ребёнок вряд ли заинтересуется сортировкой мусора.
Германия, Швеция, Канада, Америка и Новая Зеландия – в этих странах с детства приучают к заботе о природе и учат сортировке мусора. В каждом доме стоят контейнеры разных цветов, в кухнях встроены специальные секции под отходы, а в школе с детьми проводят воспитательные беседы об экологии. Здесь не приходится задумываться, актуальна ли у них сортировка, ведь в таких странах важный процент составляет «зелёная» экономика. В то же время государству и людям выгодно перерабатывать мусор, потому что каждый получает копейку за свой труд. Например, за одну пластиковую бутылку в странах Европы можно получить до 25 центов. Особенным спросом пользуются жестяные банки, выручить за которые в отдельных пунктах получается и больше.
Европейские страны занимают высокие позиции по экологичности территории: только 1% мусора у них не перерабатывается.
В Казахстане существует только один закон о переработке мусора – закон «Об утилизации отходов промышленного производства и иных отходов в РК». Несмотря на штрафы, по всей стране множатся стихийные свалки и захламление территории. Сегодня предприятиям намного выгодней просто оплатить штраф вместо перехода на новые технологии и снижение воздействия на экологию.
За последние 10 лет в Экологический кодекс вносились изменения 63 раза. Сегодня новый Экологический кодекс – это инструмент качественной реализации принципов «зеленой экономики» в Казахстане, в основе которого заложен и давно декларируемый принцип «загрязнитель платит, загрязнитель исправляет». В министерстве признали, что действующий экономический механизм природопользования (система платежей и их планирование) не стимулирует природопользователей на снижение уровня загрязнения окружающей среды.
Кроме того, проектом кодекса предлагается внедрить лицензирование деятельности по опасным отходам и уведомительный порядок по сбору и перевозке отходов. Такой подход, считают в Минэкологии, позволит вести реестр специализированных предприятий, занимающихся сбором, транспортировкой, переработкой и утилизацией отходов.
Также министерство предлагает законодательно закрепить внедрение механизма Waste to Energy, предусматривающего сжигание отходов с последующим получением электроэнергии и передачей в сеть по аналогии с ВИЭ.
Благодаря внедрению механизма Waste to Energy будет решена проблема с мусоропереработкой и привлечением средств частных инвесторов. Это позволит сократить объемы отходов до 30% к 2025 году и привлечь инвестиции на сумму более 180 млрд тенге.
В заключение отметим, что мировой опыт показывает, что без применения определённых принципов и механизмов достичь успехов в области рационального управления отходами практически невозможно. К ним относятся раздельный сбор отходов, помогающий получать ценное вторичное сырье и снизить затраты на транспортировку и переработку отходов, расширенные обязательства производителя, которые предполагают ответственность производителей за продукцию, выпущенную ими в обращение на рынок, «зеленые» закупки, которые позволяют стимулировать спрос на продукцию, полученную с использованием отходов, эффективная система учета и отчетности о деятельности по обращению с отходами.