В продолжении нашего ликбеза по возврату активов мы постараемся объяснить, почему пока не стоит сильно торопить Комитет по возврату активов, считая его чуть ли ни основным тормозом соответствующих инициатив президента Токаева. Но главное, как и обещали, расскажем о тех, кто может считаться тормозом этих инициатив.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Возврат активов. Другой разговор
Возврат активов. Главное условие амнистии
Комплексный подход
Итак, в прошлый раз мы закончили наш ликбез тем, что кое-то в нашей стране усиленно тормозит инициативы президента в области возврата государству незаконно приобретенных активов. Более того, есть и те, кто намеренно вставляет палки в колеса. Мы не станем сегодня называть имен, но это не потому что опасаемся исков или «телефонных звонков», а просто не ставим это целью в нашем цикле материалов. Мы, напомним, просто даем пищу для размышлений и, скажем так, препарируем саму ситуацию вокруг возврата капиталов. В том числе — относительно мифов и стереотипов по этому поводу.
Кстати, есть устоявшееся мнение, что Акорда и лично президент сами особо не торопятся ускорять внедрение своих же инициатив. Мол, Токаев запросто мог бы «любого за руку отвести в суд». Странно, что такое можно слышать в том числе и от тех, кто называет себя демократом и призывает к правовому государству. Можно было бы привести формулу «легко сказать, а сделать непросто», но в данном случае ситуация немного глубже и более обширна.
В первую очередь надо отметить, что президент и его команда изначально стали решать проблему возврата активов и наказания виновных через комплексный подход. То есть, тут нет и не может быть работы в одном направлении. Скажем, только по части принудительного изъятия, действий через уголовное преследование и повальные аресты. Мы уже отмечали, что это напоминает репрессии первого периода большевизма и кровавой национализации всего и вся. Кроме того, с правовой точки зрения практически любая сделка по возврату государству тех или иных активов может быть впоследствии оспорена в юридическом плане на том простом основании, что она осуществлена под давлением и проведена в СИЗО.
Вместе с тем, нельзя работать только по активам, выведенным за рубеж, или, наоборот, «прихватизированным» на родине. В равной степени не стоит уповать только на добровольное возвращение, о чем прямо намекнул Токаев в рамках Послания. Вообще, если проследить действия главы государства, то в них прослеживается четкая логика. Напомним, президент еще в период 2019-2021 годов инициировал изменения законодательства по части пресечения вывода капиталов, усиления надзора в этом плане за чиновниками, присоединение Казахстана к международным правовым нормам, в том числе определения понятия «политически значимого лица», что, кроме прочего, законодательно закрепляет контроль и за близкими родственниками госслужащих.
«Кроты» или…?
Комплексная работа (кстати, не в одной в этой сфере) также означает, что она должна проводиться не только в разных направлениях, но и планомерно. Если коротко, то все сразу сделать ни физически, ни юридически невозможно. Поэтому в обществе и даже среди более продвинутых в правовом плане депутатов временами появляется мысль, что высшее руководство страны не слишком заинтересовано в продвижении собственных инициатив. Однако это не отрицает тот факт, что существуют определенные силы и отдельные личности, которые действительно тормозят действия госорганов по возврату активов.
В первую очередь, это относится к тем, кто находится на различных должностях и имеет доступ к непосредственной реализации этого самого возврата. Мы, конечно, сейчас не можем назвать имен и даже должностей, но не секрет, что в различных структурах определенные чиновники сохранили свои позиции со времен «старого Казахстана», до сих пор фактически работая на него. Понятно, что открыто лоббировать интересы своих прежних опекунов они не могут, но, например, «сливать» информацию, предупреждать их или затягивать процесс у них может получаться. Кстати, есть мнение, что именно такое антилоббирование вносило проблемы и затягивало разработку и принятие закона о возврате активов.
Безусловно, это прекрасно осознает власть. Тут по секрету скажем, что такие вещи тщательно прослеживаются и фиксируются. Другими словами, кое-кто может не только лишиться своих должностей (кстати, некоторые увольнения в различных госорганах связаны именно с этим), но и в дальнейшем быть привлеченным к уголовной ответственности — скажем, за разглашение служебных и государственных секретов. Между прочим, секретность вокруг деятельности Комитета по возврату активов при Генпрокуратуре в том числе связана и с «тайнами следствия», разглашение которых может привести к превентивным мерам против нынешних и потенциальных фигурантов пресловутого реестра ГП.
Фигуры фигурантов
Опять-таки, не называя имен, надо отметить, что сами эти фигуранты также предпринимают определенные действия для того, чтобы сохранить свои, прямо скажем, наворованные активы и уйти от ответственности. Их противодействие, кстати, тоже носит комплексный подход. Кое-кто пытается создать видимость сотрудничества с нынешней властью, участвуя в благотворительных акциях или чем-то в этом роде.
Также они пытаются перепрятать и/или переписать свои капиталы как за рубежом, так и в Казахстане. Это отдельная тема для разговора, но отметим, что в данный момент фиксируется массовое избавление от активов в Европе, США, Юго-Восточной Азии. Кто-то «сливает» вырученные средства в криптовалюту, кто-то оформляет на подставных лиц, а кто-то переводит их в недвижимость и другие активы в третьи страны или сами офшоры, у которых менее прозрачное законодательство и которые пока не сотрудничают с Казахстаном по части совместной работы по выявлению «необоснованного богатства».
Но одно дело перепрятывать в зарубежных юрисдикциях, а другое — ставить палки в колеса на родине. И в этом плане, как отмечалось, противники работают в разных направлениях. Одно из них — информационная поддержка. Мы не откроем большой тайны, если скажем, что в стране у них остались и даже появились в последнее время информационные ресурсы, которые работают против генеральной линии Акорды. Это может выглядеть странно, но некоторые СМИ и отдельные блогеры, которые позиционируют себя в качестве независимых и даже оппозиционных, на самом деле планомерно работают по дискредитации президента и его инициатив. Именно среди них можно найти немало тех, кто призывает к самым суровым мерам против олигархов и клептократов «старого Казахстана», но при этом не называя их имен. Кстати, их спонсоров можно найти как раз из тех, о ком они не упоминают — методом исключения, как говорится.
Кроме того, если внимательно проследить, что происходит на внутриполитической арене, тоже можно распознать некие силы, которые на поверхности действуют как оппоненты Акорды и правительства, а на самом деле работают на «староказахстанцев».
Кстати, такая деятельность зафиксирована не только внутри страны, но и за ее пределами. В первую очередь, это разного рода лоббисты и юристы, которые трудятся над тем, чтобы сохранить активы за своими заказчиками. Заметим, что на сегодняшний день в ряде стран мира приняты законы, которые предусматривают привлечение к ответственности не только тех, кто отмывал деньги, но и тех, кто помогал в этом — различных «помогаек», включая риелторов, адвокатов и этих самых лоббистов.
Некоторые зарубежные «интересанты», между прочим, вряд ли будут встречать наши запросы об экстрадиции людей и возврате активов с готовностью помочь сию же минуту. Напротив, они будут также тормозить эти процессы в своих странах. И тут, как говорится, только бизнес и никакой политики. Некоторые банки, во-первых, попросту не хотят терять активы, а во-вторых, не стремятся афишировать тот факт, что на их депозитах и в ячейках лежат средства, происхождение которых вызывает сомнения. Кроме этого, как мы отмечали ранее, западные юристы могут работать на свою родину, сначала доказав незаконность происхождения средств на приобретение тех или иных активов в их странах, а потом совершив процедуру по их национализации в пользу своей страны.
Но в зарубежных юрисдикциях нашим прокурорам еще предстоит побиться за выведенные туда активы, а в самом Казахстане уже совсем скоро мы сможем наблюдать новые витки процесса по возврату и тот самый «другой разговор», о котором сказал неделю назад Касым-Жомарт Кемелевич. Также предстоит большая работа в парламенте, новые депутатские запросы и так далее. И вот тогда мы вновь вернемся к нашей теме.
Фото из открытых источников