Как и предполагалось, президент Токаев в рамках Послания народу Казахстана высказался и по поводу возврата государству незаконно приобретенных активов. Сказал коротко и ясно. Однако в обществе все равно возникли вопросы, а некоторые паблики стали вырывать из контекста и по-своему преподносить сказанное. Поэтому, продолжая тему ликбеза по заданной теме, некоторые моменты из выступления главы государства требуют разъяснения.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Зашел издалека
Необходимо отметить, что в рамках Послания президент несколько раз прямо или косвенно упомянул о возвращении активов, но основная часть все-таки прозвучала почти в самом начале речи. При этом, говоря о социальной сфере и конкретно о строительстве комфортных школ, он не стал уточнять, откуда на них средства. Хотя все, наверное, знают, что немалая часть финансирования этого проекта происходит именно из средств, которые считаются коррупционными. Другими словами, «социалка» имелась в виду «между строк», как, прочем, и политика.
Более конкретно Касым-Жомарт Кемелевич озвучил заданную тему, говоря об экономике страны. Отметив, что доля прямого участия государства в экономике остается на высоком уровне и это нарушает равенство условий на рынке и подавляет частную инициативу, он признал, что «у нас пока не выработана оптимальная политика управления государственными предприятиями». Для исправления ситуации, по его словам, нужны законодательные изменения в этом направлении, а также выработка системного подхода в вопросах финансовых взаимоотношений холдингов и правительства.
В этом плане, как говорится, президент зашел издалека, прямо намекнув, что необходимо прямое участие главного надзорного органа. «Генеральная прокуратура подключилась к работе по сопровождению крупных инвестпроектов, для инвесторов созданы облегченные условия по типу «зеленого коридора», декриминализируются экономические преступления. Однако жалобы предпринимателей на чрезмерную контрольную и надзорную деятельность госорганов продолжают поступать. Правительству и Генеральной прокуратуре необходимо устранить негативные явления, влияющие на инвестклимат. Надо внести ясность и во взаимодействие государства с собственниками капиталов в рамках работы по возврату активов», – сказал Токаев.
Повод подумать
Может показаться, что возврат активов, как таковой, здесь ни при чем. Однако в данном случае, как мы понимаем, речь идет о неких барьерах, которые мешают этому самому вливанию выведенных капиталов в экономику страны. То есть, отдельные аспекты и механизмы этого действа еще не проработаны и сам процесс может вызывать опасения у честных или почти честных предпринимателей.
По этому поводу глава государства напомнил: «В прошлом году на встрече с бизнесом я высказал свою твердую позицию на этот счет. Мы договорились, что обязательным условием амнистии капитала станет вложение средств в экономику Казахстана. Главное, чтобы они работали на благо страны. Этот момент необходимо закрепить нормативно».
Это, на наш взгляд, ключевые слова в Послании, на которые следует обратить особое внимание. Во-первых, стоит напомнить, что президент об этом говорил не только в прошлом, но и в позапрошлом году, что демонстрирует четкий подход Акорды к данному вопросу. Во-вторых, амнистия капитала через вливания его в экономику — это во многом оптимальный консенсус, который можно достигнуть между нынешней властью и держателями этого самого капитала. В-третьих, говоря о необходимости правового урегулирования этих моментов, президент подчеркнул, что государство готово пойти на уступки и предоставить четкие гарантии, но при этом не стоит забывать и о конкретном условии, озвученном Токаевым.
Далее Касым-Жомарт Кемелевич пояснил: «Предпринимателям, включенным в соответствующий реестр, можно дать возможность заключения соглашения без признания незаконности передаваемых активов. Это большой шаг в интересах крупных предпринимателей». И в том, что это «большой шаг» со стороны государства, сомневаться не приходится, хотя понятно, что некоторые могут посчитать, что власти слишком смягчают и идут на чрезмерные уступки — мол, можно было и пожестче. Но, на наш взгляд, это, кроме прочего, своеобразная «проверка на вшивость» тех самых «предпринимателей». Не всех, конечно, но многих из них. А тем, кто еще сомневается, что, раскрыв свои активы, он может их лишиться и угодить в тюрьму, надо тщательно подумать. Впрочем, с другой стороны, речь в данном случае идет о тех, кто уже оказался в «соответствующем реестре».
Другой разговор
«Но сами предприниматели должны пойти навстречу правительству и Генеральной прокуратуре в плане направления средств в республиканский бюджет. И сделать это исходя из доброй воли, не торгуясь за каждый тенге. В то же время эти лица как граждане нашего государства обязаны вкладывать значительные средства в строительство школ, больниц, стадионов, музеев и других социально-культурных объектов. Имена таких людей могут остаться в «золотом списке» благотворителей», — продолжил свою мысль Касым-Жомарт Кемелевич.
Тут, наверное, особых пояснений не нужно, но неплохо бы обратить внимание на некоторые акценты, которые сделал оратор. Например, на «добрую волю», «торгуясь за каждый тенге», «обязанность вкладывать» и, наконец «золотой список». Другими словами, это не только амнистия как таковая, но и возможность полностью реабилитироваться перед государством и народом, став примером для подражания и, скажем так, получив «билет в новый Казахстан». Причем, билет на довольно неплохие места.
Что касается общественного мнения, тут отдельный разговор, но, как нам представляется, если фигурант действительно вернул капиталы, вложив их в школы и музеи искренне и от души, это может стать и реабилитацией среди народа. Ведь искренность не может регламентироваться какими-то правовыми актами и ее трудно подогнать под закон, но она чувствуется на другом уровне — народ, как говорится, не обманешь. Другое дело, что гражданин может «амнистировать» лишь часть своих капиталов, утаив все другое. В этом случае, думается, также нужны четко прописанные механизмы, а также подключение общественного контроля — со стороны и депутатов, и НПО, и гражданских активистов, а также, возможно, и иностранных наблюдателей.
Скорее всего, именно об этом говорил Токаев, завершая часть выступления о возврате капиталов и их амнистии: «В случае отказа или затягивания процесса разговор с такими предпринимателями будет другой. При этом необходимо упорядочить всю информацию о возвращенных государству активах и их целевом использовании».
Действительно, многие отмечали, что механизмы возврата государству незаконно приобретенных (и выведенных) активов как-то слабо работают в отношении тех, кто еще недавно считался «неприкасаемым». Кое-что, конечно, потихоньку возвращается, но все понимают, что это незначительная часть. Чтобы ускорить процесс, нужна была политическая воля, подкрепленная правовой основой. И именно этот шаг мы увидели вчера в Послании президента народу Казахстана. Также прозвучало то, о чем говорили общественники в течение последнего года — закон о возврате активов необходимо совершенствовать. Власти это признают. Кстати, недавно руководитель Администрации президента Айбек Дадебай заявил, что «возврат незаконных активов будет продолжаться», а «механизмы возврата народного капитала будут и дальше совершенствоваться».
В общем, казахстанцам как гражданам государства, теперь остается наблюдать только два варианта развития событий — как фигуранты пресловутого реестра вливают капиталы в экономику и «социалку» страны, или как с теми, кто не хочет этого делать, начат «другой разговор».
А вот о чем и как можно будет «поговорить», мы расскажем в следующий раз. В том числе о том, смогут ли фигуранты объяснить необъяснимое богатство, находящееся за пределами Казахстана.
Фото из открытых источников