Экс-член Совета по развитию туризма в интервью Check-point.kz пытается понять, почему туризм в Казахстане находится в столь удручающем состоянии и что с этим делать.
- Чингиз, многие годы с высоких трибун звучат призывы о развитии туризма в Казахстане. На это выделяются очень большие деньги, а воз и ныне там. Почему? Что мешает?
- Как и во многих сферах, туризм у нас страдает от двойственности. Деньги выделяются на туризм, но единого видения по направлениям этого самого туризма или даже по конкретным проектам нет. Возьмем Актау. Построили вроде «Риксос», прошла информационная компания про Бозжира. Но в самом городе нет инфраструктуры, нет предложений среднего класса, нет местной торговли, в приморском городе невозможно купить рыбы, нет возможности покататься на катере. Или может быть есть, но по заоблачным ценам.
Или возьмем Туркестан. Вложили гигантские суммы, как когда-то в Тараз. Но сервис не подтянулся: магазины закрыты, событийный туризм строго в рамках госмероприятий, заведений крайне мало, основном, с ужасным сервисом и кухней.
Если же структурировать вызовы, то первый это, безусловно, доступность или инфраструктура. У нас огромное количество природных достопримечательностей, но доступ к ним затруднен. У нас только доводят до ума ключевой транспортный коридор север-юг, Алматы – ВКО и другие. Но необходимы дороги к каждому национальному парку. Плюс контроль за их качеством. С этим проблемы.
На втором этапе необходимо развивать сервис. Тут ситуация становится лучше, но с контролем полный пролет. Балхаш, Баян-Аул вроде предлагают огромный выбор различных вариантов отелей. Но строились там отели по нормам и в едином стиле в конце 80-х. У нас вообще отсутствует единый градостроительный контроль, набираются туда люди из поля. Общий смысл: лишь бы построили, а как и в каком стиле – без разницы. Даже в столице полный бардак, что уже говорить про регионы, а туристы едут в места, где все построено в едином стиле и со вкусом. Хороший пример здесь, как застроили «Триумф Астаны» и Дворец школьников. Уничтожили красивейшие панорамы и символы города.
Третий момент – сервис. Здесь, конечно же, пущено все на самотек. Где-то, как в Петропавловске или в Караганде, занимаются энтузиасты, где-то, как в Алматы, решает конкуренция. Но видения у государства здесь нет. Как и нет соответствующих программ.
Четвертый момент – тотальное нежелание развивать событийный туризм. Игры кочевников, Всемирный тюркский Курултай – идеи, родившиеся в Казахстане, но ушедшие в Кыргызстан и Венгрию. Мы даже «Азия Дауысы» не проводим. Все события – разовые и местечковые. Существует даже нацкомпания «Казтуризм», но при огромных бюджетах, каких-то понятных итогов от их так называемой деятельности так и не появилось.
- Как считаешь, проект ЭКСПО-2017 послужил неким триггером для развития туризма или нет?
- Прямо скажем, случилась попытка раскачать внутренний туризм. Но за счет тотальной некомпетентности менеджеров и факта, что даже билеты продавали россияне, на развитие туризма в целом ивент не оказал ожидаемого результата. Объекты в настоящее время используется, от пункта полиции до офисов и по сей день не дают доход, а потребляют средства из бюджета.
- Может, в Казахстане просто нет достопримечательностей, способных потянуть туристов из других стран?
- Ошибаетесь. В Казахстане достаточно достопримечательностей, чтобы мы жили исключительно за счет туризма. Необходимо лишь видение по каждому нацпарку и природному объекту, объединенное отраслевой программой на 5-10 лет. Но что-то мешает все время. Где-то нет людей, а где-то есть интересы, чтобы в местные дела не вмешивались сверху. К примеру, в нацпарках практически нет безналичных расчетов, а очень многие отели юридически не существуют.
- Может, сделать туристическими центрами тот же Семипалатинский ядерный полигон, АЛЖИР, Аральское море?
- Безусловно, кроме природных, в Казахстане достаточно мест и объектов для исторического и событийного туризма. Здесь опять же необходимо видение и туры выходного дня, инфраструктура. И это не только отели, но и торговля. На данный момент у нас очень слабо представлены ремесленные товары, в любом туристическом месте торгуют одними и теми же низкокачественными подделками из Китая или в виде исключения из Узбекистана. Местных ремесленных товаров крайне мало и очевидно, что поддержки практически нет.
Опять же местная кухня. Кто-нибудь слышал про развитие местной кухни? Даже идеи такой нет. А теперь проведите эксперимент, найдите в любом городе ресторан итальянской или японской кухни, а потом найдите ресторан казахской кухни. Вот и ответ.
- И, наконец, Туркестан. О котором ты писал. Он может стать магнитом для туристов?
- Конечно, он и до последних лет был таковым. Ситуация там, конечно же, стала намного лучше. По крайне мере, там есть, на что посмотреть и где остановится. Но перечень проблем, там все тот же, как и везде. Необходимо завлекать туда бизнес, ориентированный на средний класс и на объективные цены. Ездить в город должны не гости по госмероприятиям, а обычные люди. Для них поездка – это множество странных проблем. От отсутствия отелей, кафе, магазинов до ужасного обслуживания. Регулирования в городе как такового нет. Плюс вопросы по качеству объектов. Впечатление, что сделано все разового, для первого эффекта.
Если на национальном уровне туризмом начнут заниматься профи и на местном начнут чуть-чуть думать, мы получим огромный рынок, как для внутреннего туризма, так и для въездного. Плюс улучшится жизнь в сотнях населенных пунктах по всей стране.