Считается, что за годы царской колонизации и советского периода истории произошла определенная русификация коренного этноса Казахстана. Ныне наблюдается победная поступь казахского языка. Однако мы уловили один любопытный момент, заключающийся в том, что многие материалы большинства крупных информационных порталов одинаковы вплоть до заголовков, при этом неважно, на каком языке — русском или казахском. Предосудительного здесь вроде ничего нет, но в жанре обзора казахскоязычной прессы получается неловкий момент — автор пытается сообщить русскоязычным читателям какую-то эксклюзивную информацию из мира казахских СМИ, а они все это уже узнали на родном.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Шапалак от Артаева: о чем рассказал известный боксер
Жизнь богемы — от рэкетиров до арестов
Бесспорно, что есть универсальная информация, к которой относятся новости из мировых источников, релизы официальных государственных органов, общественных структур. Но все остальное, включая рецензии на один и тот же спектакль, должно отличаться в той или иной степени. Или в принципе быть противоположным по смыслу. Но что же мы видим по всему горизонту информационного потока, поставляемого потребителям? Полную схожесть огромного объема информации, такую, что закрадываются определенные подозрения о банальном переводе контента с русского на казахский.
В русле наших рассуждений хотелось бы обратить внимание на информационно-аналитический портал Nege, часть контента которого, безусловно, является рерайтом международных или русскоязычных источников. И в то же время на нем публикуются «истинно казахские» материалы, которые если и перекликаются с какими-то иными источниками, то исключительно местными.
Зачем помпезно украшать могилы?
Итак, на портале Nege.kz вышел обширный материал на довольно любопытную тему, где сплелись ислам, вечные вопросы бытия (конечность любой человеческой жизни), социально-экономические моменты… Известная казахская журналист Динара Мыңжасар своей статье с элементами интервью с экспертом дала следующее название: «Элитаға – элиталық зират». Бейітті алтынмен аптап, күміспен қаптау кімге керек?» — «Элитное кладбище». Кому нужно покрывать могилы золотом и серебром?». Автор ссылается на соседний Кыргызстан, где собираются ввести законы, регламентирующие установление надгробных памятников и мазаров. Не секрет, что кыргызы и казахи — схожие по традициям народы, многие сотни лет соседствуют, принадлежат одной религии. В чем же сокрыта проблема?
Нурдан Орынтаев, глава кыргызского государственного агентства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства заявил: «В нашей стране много могил с памятниками. Памятники дорого обходятся населению. Нам нужно разобраться с этим. Если не ошибаюсь, по закону кладбища могут быть возвращены через 40 лет после последнего захоронения. Есть закрытые кладбища, но рекультивационные работы на этих местах не проводились. Все это надо привести в порядок». Такие же проблемы присущи и Казахстану.
В этом смысле самым показательным можно считать известное на весь Казахстан кладбище Кенсай в Алматы, где скульптурные памятники на могилах ушедших образовали своеобразный «город мертвых».
«Есть те, кто строит гробницу усопшему из мрамора и гранита. Поэтому на ум приходит заключение, что такие «обустройства» могил в последние десятилетия превратились в какое-то украшательство, стали своеобразным соревнованием и поводом для гордости. Те, кто видел могилы стоимостью до 250–300 тысяч долларов, наверное, задумывались о том, что их собственные дома не стоят таких деньжищь», — пишет автор, вспоминая в этой связи столицу.
Саят Серикулы, заместитель имама мечети «Садуакас хаджи Гильмани» в Астане, сказал, что в окрестностях столицы есть могилы стоимостью в 40-50 миллионов тенге. По его словам, это связано с отсутствием в стране единого порядка в этом вопросе. Фактически, представители религии в Казахстане за 30 лет не сформировали культуру и правила захоронения. «На самом деле драгоценные материалы для умершего бесполезны. Во-первых, это огромные траты. Более того, за счет этих средств можно решить проблему жилья для бедных. Награда за это добро уйдет в могилу. Делать добро в пользу умершего – это хорошо по шариату», – заметил священнослужитель.
Еще и существует элементарная проблема нехватки мест для захоронений: «Одному из них досталось 5 метров земли, другому – 50 метров. Половина кладбищенской земли была бы пуста, если бы на нем не велось масштабное строительство помпезных памятников…».
Мнения других спикеров в материале Динары Мыңжасар сводятся к тому, что Казахстану надо перенимать опыт тех же турок, чьи кладбища существенно отличаются в сторону единообразия и, можно сказать, скромности. В Казахстане (и в Кыргызстане) нет каких-то общих норм, и все хоронят своих близких, кто во что горазд. И нет рычагов, которые не давали бы богатым и состоятельным людям строить целые пантеоны.
В завершение говорится, что память о покинувших этот мир должна состоять из их добрых дел.
Традиции и религия
Распространение исламских религиозных течений, которые называют нетрадиционными в силу их противоречий с так называемым ханафитскитм мазхабом, который издревле практикуется среди казахов, давно стало проблемой общества. Противоречия обостряются год от года и становятся одними из самых комментируемых в казахском социуме. Известный всему Казахстану имам Нурлан, или, как его еще называют, TikTok-имам, всегда держал твердую и бескомпромиссную позицию относительно этого явления, везде разъясняя, что у казахов есть своя культура, они именно вместе с ней входят в Умму (Исламский мир) и у них есть отличия от тех практик, которые, допустим, предлагает миру оплот ваххабизма — Саудовская Аравия... Имам имеет огромную армию поклонников по всей республике, поскольку делится своими мыслями, отвечает на вопросы верующих в социальных сетях. В частности, записывает видео в TikTok.
Информационный портал Аdyrna публикует его комментарии в материале «Құдайға сену — киіммен өлшенбейді». Нұрлан имам қара жамылғандармен күресу керегін айтты» — «Вера в Бога не измеряется одеждой». Имам Нурлан заявил, что необходимо бороться с людьми в черных накидках», где вновь напоминает об этой принципиальной позиции популярного священнослужителя.
Имам Нурлан косвенно поддерживает заявление депутата мажилиса Мурата Абенова, сказавшего: «Школа казахского ислама Абу Ханифа, то есть ханафитское направление, сохранила элементы исконных тюркских традиций, не противоречащих исламской религии. Например, из археологических раскопок мы видим, что в казахских степях существовала традиция хоронить человека после смерти с его вещами и именем лошади. Поэтому все традиции казахского народа, сложившиеся до сих пор, являются национальной ценностью в сочетании с религией. Сейчас нет необходимости их пересматривать и отвергать. Ханафитская составляющая для нас очень важна, потому что она способна рационально сочетать исламские ценности с национальными традициями».
Фото из открытых источников