Посылы фильма о Джамбуле
Это большая редкость, когда отечественные художественные кинофильмы — которые не про юмор, не про стеб, снятые не в погоне за откровенно коммерческим успехом, а про историю страны, исторических личностей — получают достаточно хорошую прессу. Одним из таких редких фильмов стал, безусловно, «Жамбыл. Жаңа дәуір» — «Джамбул. Новая эра». Фильм уже вышел в прокат. О том, что готовится самый настоящий исторический байопик, писали еще на стадии съемок. Считается, что данное творение удалось и имеет определенный успех в ранге серьезного кино. В чем соль этого кино, отчасти можно понять из обширной статьи газеты «Жас Алаш» под названием «Билік пен тұлға арасындағы тартыс немесе Сталиннен жеңілген Жамбыл туралы дастан» — « Борьба власти и личности, или сага о Джамбуле, побежденном Сталиным», принадлежащей перу Ақгүлім Ерболқызы.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Дельный Саиров и неистовый Ахмадиев
Лев поэзии, или Нюансы творческих разборок
Моральная конфронтация старого и нового Казахстана
Для начала кратко напомним о том, кем же был Джамбул Джабаев, или как его назвали в 1920-1950-х — Гомер ХХ века. Этот человек прожил практически сто лет! Появился он на свет в 1846 году (у подножья горы Жамбул) — а ушел 22 июня 1945 года в своем роскошном для тех времен доме, обласканный советской властью и скорбящий о единственном сыне, погибшем на войне… До официального окончания Второй Мировой оставалось несколько месяцев. В своей долгой жизни Джамбул Джабаев увидел и прочувствовал много такого, чего с лихвой хватило бы на несколько жизней. В молодости он был известным поэтом-сказителем, и его слава гремела среди сородичей, ведших кочевой образ жизни на безбрежных просторах родины предков. Его слово переводило в мирное русло распри внутри кочевого социума, степняки делегировали ему свои чаяния, чтобы он озвучивал проблемы племенным вождям, исторически застрявшим в кочевом феодализме… Но проходит молодость, приходит старость – на момент политического и фактического исчезновения Империи Джамбул уже почти старик – ему исполняется ни много, ни мало 70 лет. Жизнь практически прожита.
Когда образовалась Казахская автономия, а потом КазССР, ему уже было под 75 лет… Он живет в эпоху жутких потрясений вроде ползучего колониализма Империи, потом голодомора, политических репрессий, становления всепроникающей и не терпящей возражений советской идеологии. Но его, уже старца, вписывают в нее. Да так, что он стал известен всему огромному СССР, все населяющим его народам и как сторонник советской власти, и как мастер, носитель и представитель традиционной народной казахской культуры… И этот феномен акына — поэта-сказителя, мастера поэтической импровизации, исполнителя своих творений под домбру, чем он прославился еще до прихода советской власти — по-прежнему будоражит воображение. Иначе про него не снимали бы сегодня фильмы.
Автор статьи об этом фильме в «Жас Алаш», а также исполнитель главной роли Досжан Жанботаев, режиссер Мұрат Есжан, исскуствовед-культуролог Амангелді Мұқан, которые делятся с ней своими мнениями, исходят из того, что Джамбул не был выбран случайно советской властью. Он был личностью и настоящим поэтом-импровизатором, носителем древней степной, кочевой культуры, которая сама по себе была старше Российской и советской империй вместе взятых. Он в своей долгой жизни видел немало реальных трудностей, вплоть до притеснений за свой острый и образный язык, за молодую строптивость. Но стержень в человеке остался до конца. Интересную деталь приводит актер, сыгравший престарелого поэта: «Сегодня про Джамбула что только не пишут, один деятель так и написал, что он буквально «целовал галоши Сталина». Разумеется, этого не было, а когда пришло время читать намаз, аксакал встал, прервал общение с «отцом народов» и спокойно ушел в другое помещение. Молиться».
Режиссер фильма подчеркнул уникальность человека, заставшего две исторические эпохи и оставившего след в обеих. Да, совершенно очевидно, что советская идеологическая система использовала Джамбула. И не только его. Можно сказать, в конечном счете, что этот фильм даже не о поэте, а о советской идеологической машине, ее работе и жертвах. Джамбул, в определенном смысле, тоже ее жертва…
Основная тема фильма — конфликт личности и системы, этим он ценен. Необходимо было представить зрителю две эпохи, которые поэт переживал параллельно.
Мухамеджан Тазабек — не бунтовщик?
Мухамеджан Тазабек в казахском социуме человек очень известный. Не меньше бывшего депутата мажилиса Бекболата Тлеухана. Оба прославились как «истинно правоверные мусульмане», когда был в силе Кайрат Сатыбалды. Ныне Бекболат Тлеухан проживает безвылазно в Турции и арабских странах. Мухамеджан Тазабек в Казахстане и достаточно активен в социальных сетях. В частности, в Instagram.
На его недавний пост обратил внимание портал Skifnews.kz: «Мұхамеджан Тазабек Қаңтар оқиғасына қатысты штындығын айтты» — «Мухамеджан Тазабек сказал правду о своем участии в Кантаре».
Понятно, что за кричащим заголовком на самом деле нет никакой сенсации. «Всю свою сознательную жизнь я посвящаю профилактике бунтов. Откуда могло произойти мое там присутствие?! Доверяйте своему сердцу, а не сплетням из СМИ», — таков ответ Мухамеджана Тазабека. Он вполне собой доволен, занимается бизнесом и просветительской работой. На вопрос другого любопытствующего, одна жена у этого правоверного или нет, ответ поступил тоже вполне однозначный: одна. Но отвечая на другие вопросы в Instagram, Тазабек, снискавший славу едва ли не исламского проповедника, написал в фривольном духе: «У меня судьба радовать женщин»… Далее его, видимо, прорвало и он сообщил: «Многоженство — это решение, дозволенное Богом, но с большой ответственностью. Нужна справедливость, справедливость, справедливость! После этого — терпение, средства, мудрость, образование, здоровье...»
Фото из открытых источников