— Адиль Серикович, чего нам ожидать от этого саммита?
— Напомню, что ШОС была основана в 2001 году и объединяет около половины населения мира, представляя собой мощную платформу для многостороннего сотрудничества в различных областях: безопасности, экономики, культуры и в гуманитарных вопросах.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Ажиотаж вокруг саммита ШОС объясним — Никита Шаталов
Саммит ШОС в Астане: новые горизонты и геополитические перспективы
На нынешний Астанинский саммит приедут главы государств и правительств 16 стран, включая основных членов организации, наблюдателей и партнеров по диалогу ШОС. Также в саммите примут участие Генеральный секретарь ШОС и исполнительный директор РАТС, Генеральный секретарь ООН, руководители таких международных организаций, как СНГ, ОЭС, СВМДА, ОДКБ, ИОПБ и ЕЭК.
Для Казахстана, который стал одним из учредителей ШОС, организация играет ключевую роль в обеспечении национальных интересов и региональной стабильности.
Особая значимость организации заключается в инициативах по борьбе с терроризмом, экстремизмом и незаконным оборотом наркотиков.
Так, через Региональную антитеррористическую структуру (РАТС) ШОС осуществляется мониторинг и происходит предотвращение террористических угроз, что способствует укреплению внутренней безопасности Казахстана.
— Можно ли говорить о том, что роль ШОС усиливается на международной арене? Если да, то в чем это проявляется?
— Организация способствует торгово-экономическому сотрудничеству, которое включает проекты в сфере инфраструктуры, энергетики и логистики. К примеру, Казахстан является одним из основных транспортно-логистических узлов в таких инициативах, как «Один пояс, один путь», связывая Китай, Центральную Азию и Европу через сухопутные маршруты по своей территории.
Также в рамках ШОС развиваются культурные связи между странами-участницами, предоставляются возможности по продвижению образовательного обмена и совместных научно-исследовательских проектов.
Нужно сказать, что сейчас, в современной геополитической турбулентности, растет запрос на организации международного уровня, которые могут предоставлять определенные преференции в области обеспечения безопасности, а с другой стороны — экономического сотрудничества. Это, конечно же, очень важно и нужно. Поэтому организация расширяется, тем более что у ШОС есть возможность создавать финансовые структуры, полноценные проекты. И интерес к организации достаточно большой.
За безопасность и стабильность
— В Хартии ШОС записано, что основными целями этого объединения являются обеспечение безопасности и стабильности в регионе? Насколько это удается, на ваш взгляд?
— Надо заметить, что как раз по линии ШОС много проводится и учений, и обучающих мероприятий, которые позволяют силовикам разных стран Шанхайской организации сотрудничества лучше друг друга понимать, координировать действия и не позволять, скажем так, террористическим группам чувствовать себя вольготнее, чем они могли бы.
— Другой целью названа борьба с экстремизмом и терроризмом, как вы сами упомянули только что. Насколько актуально это направление для сегодняшней ситуации?
— Терроризм и экстремизм остаются на повестке дня перманентно, причем для всех стран. Если, например, на сегодняшний день в Центральной Азии относительно спокойно, то я напомню события двухлетней давности. Или можно вспомнить начало десятых годов этого столетия, когда Казахстан сталкивался с громкими актами проявлениями терроризма. Мы видим, что с террористической угрозой столкнулась Россия. События в «Крокусе» и теракты в Дагестане — все эти трагедии говорят о том, что с международным терроризмом невозможно бороться и его победить в одиночку. Очень важно эти действия координировать и чрезвычайно необходимо, чтобы, в частности, спецслужбы могли координировать усилия для предотвращения террористических актов.
Сотрудничество во всех областях
— ШОС — это партнерство в различных областях, в том числе и в экономике. Есть ли нечто особенное в сфере энергетического партнерства и экономического сотрудничества?
— Нет, никаких особенностей в данной сфере нет. Там в основном идут двусторонние проекты, и, по большому счету, здесь ШОС выполняет задачу правового обрамления. То есть, предоставляя энергетическую хартию и так далее. Но, по большому счету, сотрудничество идет все-таки в двустороннем формате, потому что это более быстро, понятно и эффективно.
— Все чаще стали указывать на возрастающее взаимодействие стран, входящих в ШОС, в областях науки и культуры. Ваш комментарий?
— Когда мы говорим об экономическом, военном, политическом сотрудничестве, очень важно понимать, что любое многостороннее международное взаимодействие невозможно без людей. Этого очень часто, кстати, не понимают. Присутствует такое ощущение, будто страны сотрудничают друг с другом как-то сами по себе, где-то там, на уровне глав государств. На самом деле, если нет взаимоотношений между людьми в рамках культурно-гуманитарного, образовательного, научного сотрудничества, то всегда будет потолок, выше которого не пройти. Именно наука, культура, образование позволяют формировать необходимую среду, чтобы взаимодействие как можно быстрее и активнее развивалось. Наука поставляет идеи, как надо развиваться, образование дает кадры, а культурно-гуманитарное общение дает возможность друг друга понимать, взаимно уважать культуры, проникаться ими и за счет этого двигать сотрудничество вперед.
И то, что в ШОС идет развитие культурно-гуманитарного сотрудничества — необходимый и понятный шаг. Сейчас подошло время, и так говорят практически все эксперты, когда культурно-гуманитарные связи должны догонять и даже перегонять экономическое и политическое сотрудничество.
Расширяясь, не забывать о главном
— Адиль Серикович, мы видим, что все больше стран проявляет интерес к ШОС. Какова вероятность расширения данного сотрудничества?
— Темой предстоящего саммита ШОС в Астане станет «Укрепление многостороннего диалога — стремление к устойчивому миру и развитию».
Как отметил президент Касым-Жомарт Токаев на встрече с главами МИД государств-членов ШОС, повестка саммита полностью отражает одну из главных целей организации — обеспечение мира, безопасности и стабильного развития в регионе. Данная тема особенно актуальна на фоне непрекращающихся геополитических конфликтов и роста угроз международного терроризма.
На предстоящем заседании планируется обсуждение свыше 20 документов, в том числе Программы сотрудничества по противодействию терроризму, сепаратизму и экстремизму на 2025–2027 годы.
— Вернемся к расширению…
— Мы говорим о ШОС. Очень важно понимать, что это очень большая организация. От организаций такого масштаба, куда входят Китай, Россия, Индия и много других стран, собранных на основе консенсуса, ожидать каких-то больших сенсаций, конечно же, нельзя. Главным событием будет то, что Беларусь изъявила желание вступить в данную организацию. Это не вызывает противодействия. Наоборот, практически все страны ШОС готовы и рады видеть Беларусь именно в статусе участницы.
ШОС после входа туда Индии и Пакистана приобрела глобальный формат. Если до этого «Шанхайская пятерка», преобразованная в Шанхайскую организацию сотрудничества, была ориентирована на Центральную Азию, то сегодня ШОС переросла эти рамки.
ШОС уже стала большой и важной организацией, у которой есть потенциал, и вероятность ее дальнейшего расширения, конечно же, высока. Пока явных кандидатов после Беларуси пока не прослеживается. Другое дело, что, в принципе, может произойти все. Например, есть Непал — это интересный кандидат. Из стран-наблюдателей, может быть, однажды та же Турция рассмотрит повышение своего уровня участия в данной организации.
Конечно, прием каждого нового участника – это всегда важный вопрос. Далеко не все так просто, есть процедуры приема, и они достаточно непростые. Но в целом у самой организации каких-то резких возражений по дальнейшему расширению нет.
Возможность встречаться и разговаривать
— ШОС – организация, в которую входят страны с весьма разной экономикой, направлениями внешней политики. И как же им удается выстраивать диалог?
— Надо отметить, что мы не можем пока говорить о взрывном позиционировании ШОС в мире как раз в силу ее разновекторности. Поэтому единой идеологии, одной позиции ШОС по большинству вопросов, которые волнуют всех — нет. Но отсутствие в ШОС жестких рамок, навязывания одинакового взгляда на мир как раз повышает привлекательность организации, потому что в противном случае многие страны просто отказались бы в ней участвовать.
— Значит, все решается через возможность встречаться, общаться?
— Важно, что ШОС обеспечивает возможность диалога в достаточно сложном регионе. Да, весь мир сегодня весьма сложен. Поэтому то, что главы государств могут друг с другом общаться, обсуждать самые острые проблемы, ценно. Ведь среди участников ШОС есть не только, например, Казахстан и Узбекистан, у которых отличные отношения. Но имеются, к примеру, Индия и Пакистан с их застарелыми проблемами. Притом, что это ядерные державы, имеющие друг к другу территориальные претензии. Или индокитайские отношения — они также витиеваты. Но то, что при этом главы государств могут встречаться, ездить друг к другу, видеться — это большая заслуга Шанхайской организации сотрудничества, это ее достижение. И это важный элемент по достижению определенного уровня доверия.
Фото из открытых источников