Слово «первый» наиболее четко и ёмко характеризует знаменитого боксера Василия Жирова. Первый Олимпийский чемпион независимого Казахстана (Атланта-96), первый среди казахстанцев обладатель Кубка Вэла Баркера (там же), первый отечественный боксер, снискавший славу на профессиональном ринге, а еще он – заслуженный мастер спорта Республики Казахстан, кавалер ордена Парасат.
Но с особой гордостью Василий Жиров рассказывает о том, как удостоился звания Мастера спорта СССР.
«Это почетное звание я получил в 16 лет, став чемпионом СССР среди молодежи в 1990 году. В 1991 году подтвердил его, став чемпионом спартакиады народов СССР. Мастер спорта Советского Союза – звание, которого многие наши спортсмены добивались годами. Сейчас я Заслуженный Мастер спорта Казахстана и Мастер спорта СССР. Обе эти награды мне дороги», – говорит прославленный атлет.
Конечно, главным триумфом в спортивной карьере Жирова стала блестящая победа на Олимпиаде 1996 года. Вот как вспоминает о тех днях спортсмен:
«Эти Олимпийские игры прошли в 1996 году в Атланте, Джорджия, США. Боролся за родную страну Казахстан, которая раньше была частью СССР. В первом бою я сломал руку и не смог принять обезболивающих из-за жесткой наркополитики. Все оставшиеся 5 боев я боролся со сломанной рукой. Я был мысленно готов к этому опыту благодаря своему обучению. Мой тренер никогда не отпускал меня легко ни на какие оправдания. Раньше тренировался в крайне сложных ситуациях, когда приходилось выживать, буквально между жизнью и смертью. Однажды он заставил меня купаться в озере 14 км с небольшим перерывом. Часто приходилось бежать и защищаться от агрессивной немецкой овчарки. Когда я был недостаточно быстр, оказался в больнице со швами. Мой тренер где-то читал, что один профессиональный боксер тренировался с леопардом. К счастью, у нас не было доступа к диким животным».
В интервью порталу zakon.kz Жиров рассказывал, что его первый тренер Александр Апачинский хотел, чтобы его воспитанник вырос не просто боксером, а человеком.
«Я пришел в бокс после того как увидел фильм «Рокки», я загорелся желанием быть как Рокки. Первый раз на ринге было больно, пропускал удары, были синяки. Я сказал, что пройду через это, это не так уж и больно, не так уж досадно, это может сделать жизнь лучше. Мой тренер Александр Иванович Апачинский помог мне в этом. Он был жестким человеком, но если посмотреть на жизнь, на ту энергию жизни, то ее напор тебя просто съест. Он научил меня идти до конца, несмотря ни на что».
После победы в Атланте, в декабре 1996 года Жиров едет в США и заключает контракт с известным промоутером Бобом Арумом. Началась его карьера профессионального боксера. В период с 1999 по 2003 годы ему не было равных. Он поочередно становится чемпионом мира по версии IBF, интернациональным чемпионом по версии WBС, континентальным чемпионом Америки по версии WBС, чемпионом Североамериканской боксерской организации по версии WBO. Победил 6 боксеров, из них 5 нокаутом, за титул чемпиона мира в первом тяжелом весе.
В настоящее время Василий Жиров живет в Техасе. Перчатки на гвоздь он не повесил: занялся тренерской работой, о чем и рассказал корреспонденту Check-point.kz в экспресс-интервью.
- Василий, как в настоящее время обстоят ваши дела: как живете, семья, чем вы сейчас занимаетесь?
- В данный момент я тренирую ребят и наслаждаюсь жизнью. Все прошло успешно, я был готов перейти на новый этап жизни.
- Можно сказать, что вы в боксе достигли максимума: стали Олимпийским чемпионом, были признаны лучшим бойцом Игр, стали чемпионом в профессионалах. Но рано или поздно, и это закономерно, пик славы проходит. У вас не было ощущения, что в Казахстане о вас подзабыли. Или все-таки была поддержка со стороны государства?
- Поддержка была со стороны друзей и моих партнеров, которые помогли мне подготовится на Олимпийские Игры.
- Вы уже давно живете в США. Как часто вы бываете на родине? Не возникает ли у вас желания вернуться в Казахстан? И открыть свою школу, например?
- В родной Казахстан я приезжаю, как только появляется малейшая возможность. Конечно, скучаю, ведь там моя мама, братья с сёстрами. На счет возможного возвращения ничего конкретного пока сказать не могу. Да, я бы хотел вернуться. Но только в том случае, если будут конкретные предложения. У меня большая семья, и я поддержу родных всегда.
- Вы следите за новостями Казахстана? В частности, за политическими?
- Нет, за политикой особо не слежу. Убежден: политики меняются, а страна остается на месте. Я люблю Казахстан.
- Казахстанские боксеры каждую Олимпиаду, как минимум, завоевывают одно «золото». Как вы считаете, в чем этот феномен? Говорят, казахи сильны именно в единоборствах.
- Боксеры Казахстана, безусловно, молодцы, у нас отличная школа и традиции. Поэтому и добиваются таких высот.
- В профессиональном боксе казахстанцы тоже преуспевают. С кем из наших профи вы поддерживаете связь?
- К сожалению, в данный момент я не поддерживаю контакт с казахстанскими боксерами-профи. Все занимаются своей жизнью, да и времени нет.
- На выборах президента США вы за кого голосовали и почему?
- Мы голосовали за Трампа, так как он более-менее поднял экономику США без войны, позволил открыть новые виды бизнеса, поддержал предпринимателей. Я это приветствую.
- И такой нескромный вопрос: как вы потратили призовые после победы на Олимпиаде?
- После Олимпиады я купил маме дом, в котором она сейчас и живет.