В прошлый раз мы дали прогнозы относительно того, с чем наша страна может столкнуться этим летом. При этом подчеркнули, что общество и каждый из нас должны быть не только предупреждены (и вооружены), а еще и активно «входить в тему», даже если это касается пресловутой международки.
Многие считают, что главной темой международной повестки дня остается война в Украине. По большому счету, это так, но уточним, что если исходить из национальных интересов, то круг тем намного больше, но об этом ниже. А на сегодняшний день актуальным становится вопрос участия или неучастия Казахстана в Саммите мира в Швейцарии, созванном президентом Украины.
При всем уважении к Владимиру Зеленскому, он не слишком корректно с точки зрения дипломатии «пригласил» лидеров стран Центральной Азии на это мероприятие. На днях официальный представитель МИД РК Айбек Смадияров намекнул, что интервью с украинским президентом весьма сомнительное. По большому счету, он прав, и мы сразу это отмечали, но сейчас речь не об этом.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Прогноз на лето: будет не до отдыха
Мировой паралич: Токаев рассказал о выходе из глобального тупика
О нейтралитете «средней державы»
Кроме прочего, Смадияров ответил и на вопрос по поводу возможной поездки Токаева в Швейцарию. Он в лишний раз подчеркнул, что Казахстан был и остается привержен принципам соблюдения Устава ООН и территориальной целостности стран. И это не общие слова или «тонкий намек», а точное выражение внешней политики Астаны. Кстати, сам глава государства в понедельник обозначил ее и в ходе встречи со спикерами парламентов стран-участниц ОДКБ, объяснив миру, почему Казахстан исключил «Талибан» из реестра террористических организаций, и в очередной раз заявив, что единственным выходом из ближневосточного кризиса является создание Палестинского государства.
Но мы не станем сейчас повторяться, а отметим, что эти высказывания президента дали понять всему миру, чего хочет Казахстан. Мы, конечно, не в курсе планов на лето главы государства, но можем предположить, что предстоит ряд заморских вояжей, в ходе которых планомерно будет продвигаться формула Токаева о повышении роли средних держав. Если коротко, то можно предположить, что предстоящие три месяца будут насыщенными в плане межгосударственных отношений. И тут особо не важно, поедет ли президент в Швейцарию или пошлет кого-то другого, но главное, что Астане предстоит четкий экзамен по определению своей позиции. Именно своей, а не навязанной Брюсселем или Москвой, Пекином или Вашингтоном. Будем надеяться, что она этот экзамен пройдет успешно.
Не стоит ждать от Акорды каких-то неожиданных решений по тому или иному вопросу, а точнее – конфликту. Конечно, можно поддаться эмоциям, затягивая Акорду на ту или иную сторону, но понятно, что позиция руководства страны неизменна – мы за мир и решение конфликта сугубо дипломатическим путем. Тут, конечно, нужно полагаться на опыт и имидж Токаева, однако не стоит забывать и о точечной позиции Казахстана в данном направлении. Она, если коротко, состоит в том, что мы не принимаем ту или иную сторону в российско-украинском конфликте. И эта позиция основывается на международных и двусторонних контактах как с Москвой, так и с Киевом, а также с Вашингтоном, Брюсселем, Пекином и другими мировыми столицами.
Говоря о международном сотрудничестве, не стоит забывать о торгово-экономических взаимоотношениях. В этом плане, признаться, у нас больше перспектив и надежд, чем в других областях. Довольно перспективной выглядит инициатива Токаева по перезагрузке так называемого Срединного коридора, который более известен как Транскапспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ). С политической точки зрения ТМТМ выглядит как альтернативный путь из Азии в Европу, минуя Россию, а на самом деле – это новые возможности нашей страны проявить себя в качестве логистического хабба.
Другими словами, имеющиеся на сегодняшний день минусы могут стать плюсами для нашей страны. Астана уже давно четко выразила свою позицию относительно западных санкций – мы не намерены их обходить, но одновременно заявляем, что тесные торгово-экономические контакты с Россией, налаженные десятилетиями, просто так не отбросишь, как бы кому-то ни хотелось. Простой факт – посмотрите на свою продовольственную и товарную корзину, а заодно то, что вы закупаете в аптеках и так далее – большая часть товаров проходит через территорию Российской Федерации и ничего нельзя с этим поделать.
Но надо учитывать, что северное направление не единственное и далеко не самое главное во внешней политике Казахстана. При этом нельзя отбрасывать в сторону новые провокации со стороны политических деятелей. И как раз в этом плане большая ответственность лежит на гражданском обществе. Но при этом, опять-таки, нужно исходить не из эмоций, а из реального положения вещей.
Другим важным аспектом, если мы говорим о межгосударственных взаимоотношениях и жарком лете, всплывает «водный вопрос». Казалось бы, у Казахстана на межправительственном уровне достигнуты четкие договоренности с Узбекистаном, Кыргызстаном, Россией и Китаем по трансграничным рекам, но вопрос этот не стоит отодвигать как решенный, пока дело не дойдет до практики. Да, у нас, вроде, многие водохранилища наполнены до максимума, но этого может быть недостаточно для нужд земледельцев.
В целом же надо признать, что для Астаны внешнеполитические направления несут меньше рисков, чем внутренние наши дела, о чем мы упоминали в прошлый раз. Акорда в этом направлении действует, что называется, на опережение. Однако и тут нельзя не учитывать мнение общества, пусть даже оно нередко ошибается и исходит из эмоций, а не из здравого смысла.
Фото из открытых источников