Действительно, сложилась практика, когда выступления президента «разбирают на тезисы». Это, в принципе, правильно, но зачастую это делается лишь для заполнения информационной ленты, и уже на следующий день они уходят на второй план, затемняясь другими более или менее актуальными событиями. Что касается конкретно визита Касым-Жомарта Токаева в Сингапур, то многое из сказанного, касалось наших двух стран и двусторонних отношений. Однако было то, что должно заинтересовать страны региона, наших соседей, да и «мировых лидеров». В частности, это относится к основной канве лекции «Казахстан и роль средних держав».
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Добрая воля. Получится ли у Казахстана стать миротворцем?
Ильхам Алиев заявил, что в случае «серьезной угрозы» его страна примет «серьезные меры»
Казахстан и Азербайджан: преодоление водного разрыва
Для начала следует напомнить, что «Сингапурские лекции» проводятся с начала 80-х годов и представляют из себя возможность дипломатам, политологам и всем, интересующимися происходящим в мире, услышать из первых уст позицию известных политиков и лидеров государств по тем или иным вопросам. Между нами говоря, для Касым-Жомарта Кемелевича это тоже была дополнительная площадка для того, чтобы подчеркнуть позицию Казахстана по международной политике. Также заметим, что тема лекции говорит сама за себя – Токаев уже не раз говорил о необходимости роста влиятельности так называемых «средних держав» на геополитику, в том числе, через Совбез ООН.
На этот раз он затронул многие темы в данном направлении, но мы акцентируем внимание лишь на нескольких из них. Так, например, оратор подчеркнул, что нейтралитет Казахстана, в котором некоторые нас пытаются упрекать, «не следует принимать за отсутствие убежденности». «Напротив, это сознательный выбор в пользу дипломатии и диалога, а не конфликта и принуждения. Этот выбор является нашей сильной стороной, позволяющей нам помогать преодолевать глубокие разногласия – от территориальных споров до идеологических конфликтов», – подчеркнул Токаев.
Он привел в пример наши усилия по содействию мирному процессу между Азербайджаном и Арменией, посредничество по иранской ядерной программе, Астанинский процесс по урегулированию сирийского конфликта и так далее, но скромно умолчал о том, что у него самого имеется большая практика в проблемах миротворчества, когда он занимал пост заместителя генерального секретаря ООН и курировал как раз эти вопросы.
Вместе с тем Токаев подчеркнул очевидную, но многими не воспринимаемую истину – о том, что более эффективны не «добрые услуги», а четко работающая система многостороннего сотрудничества. А вот они, как раз, сейчас перестали действовать. «Мы не добьемся успеха в решении этих задач без всеобъемлющей реформы Совета Безопасности. Это безотлагательная потребность нашего времени, отвечающая интересам подавляющего большинства человечества», – заявил он, выразив уверенность, что «голоса средних держав и всех развивающихся стран в Совете должны быть усилены и четко услышаны».
Отметим, что об этом же казахский президент говорил и прежде, в том числе, с трибуны Генеральной ассамблеи ООН в сентябре прошлого года. Тогда же Совбез подвергся критике от президента Украины Владимира Зеленского и некоторых других глав «средних государств». Ведь, действительно, почему-то мировые державы, причем, не только с имперскими замашками и с закоренелым шовинизмом, но и те, которые считаются демократическими, до сих пор считают, что могут решать судьбы мира в узком кругу.
А ведь Токаев говорит не за себя лично и не только продвигая Казахстан на мировую арену в качестве полноправного игрока, а практически за весь мир. В этом плане, в преддверии сентябрьского «Саммита будущего ООН», лидер Казахстана призвал мировое сообщество «задуматься о многостороннем подходе, основанного на принципах учета всех мнений, вовлеченности и инклюзивности». Перечислив риски, которые касаются практически всех стран мира и имеют геополитический масштаб, Касым-Жомарт Токаев заявил: «Пожалуй, самая разрушительная из них – ядерная угроза. Казахстан серьезно пострадал от испытаний ядерного оружия, поэтому мы будем продолжать нашу борьбу за мир, свободный от ядерных арсеналов».
Это тоже, как говорится, априори. Однако, как оказалось, находятся такие, что считает международные инициативы Токаева стремлением «хайпануть». Даже если сделать скидку на то, что кое-кто занимается критиканством только потому, что ничего другого не умеют или привыкли везде и всегда искать подвох, то и в этом случае таким персонажам не хватает здравого смысла. Нужно ведь хоть немного разбираться в геополитике и международной дипломатии, а не руководствоваться методичками Москвы или Вашингтона, Пекина или Брюсселя.
Тут необходимо опять-таки обратить внимание на тезисы Токаева о «средних государствах». По самым минимальным подсчетам, за последний год (начиная с Международного саммита в Астане в июне 2023-го) он говорил на разных площадках об этом около пяти раз. Для чего это надо? Ну, уж точно не ради хайпа или повышения личного имиджа – даже конструктивные оппоненты Акорды отмечают, что нынешний ее хозяин просто лишен таких желаний.
Тут надо смотреть немного шире и глубже. Действительно, о неэффективности механизмов ООН, его Совета безопасности, некоторых направлений ОБСЕ, не говоря уже о других международных организациях, в последние полтора десятилетия резко снизились. Это стало очевидно, с усилением кризиса в Афганистане, нагнетания обстановки в центральной и восточной Африке, неослабевающей напряженности на Ближнем Востоке и так далее. Аннексия Крыма и создания квазигосударств на юго-востоке Украины лишний раз доказали это. К слову, тогда одним из инициаторов Минских соглашений выступил Казахстан в лице первого президента, но ясно, что автором их во многом был Касым-Жомарт Токаев.
Заметим, что сейчас, когда война в Украине длится почти два с половиной года, многие политики мирового масштаба понимают, что двухполярный мир в данной обстановке ни к чему хорошему не приведет. Но одно дело понимание и желание что-то изменить, а другое – найти механизмы этого. И вот как раз Астана предлагает нечто новое. Не вдаваясь к хитросплетения международных отношений, скажем, что если добавить голоса в разрешение тех или иных проблем мирового масштаба, то это приведет к появлению более конструктивных и более реальных решений, которые могут удовлетворить все стороны, включая «средние державы». И это касается не только ядерной угрозы или войны в Европе, но также проблем с питьевой водой, глобального продуктового кризиса, все, что связано с религиозной нетерпимостью и так далее. Впрочем, об этом тоже говорил Токаев на разных площадках, в том числе, и в Сингапуре.
В этом ключе следует рассматривать и «нейтральность» Казахстана, которую, на наш взгляд, более правильнее будет назвать «многовекторностью». Тут стали говорить чуть ли не о трусости Акорды, которая боится Кремля. Это даже не хочется комментировать, но по секрету скажем, что одним из аспектов политики «средних держав» и есть возможность в большей степени выражать свое мнение по тому или иному вопросу. Да, в данном случае много составляющих, как политического и экономического, так и исторического и чисто человеческого (гражданского) характера – все это нельзя не учитывать. Однако просто так заявить «за» или «против» – это, по меньшей мере, несерьезно, никто это не оценит и как раз-таки будет больше походить на хайп. Поэтому нужно действовать планомерно, четко рассчитывая шаги, укрепиться в качестве средней державы, а уже потом… Что потом – поговорим как-нибудь в следующий раз. Что-то нам подсказывает, что в ближайшее время этому найдется повод.
Фото из открытых источников