Геополитика

Добрая воля. Получится ли у Казахстана стать миротворцем?

Мурат Халилов

13.05.2024

Встреча глав МИД Армении и Азербаджана в южной столице Казахстана стала важным событием, о котором упомянули многие СМИ. Но во многом они освещались скуповатым юридическим языком. Попробуем немного прочитать «между строк», чтобы понять перспективы переговоров, выяснить, является ли предоставление площадки для них «понтами» и узнать, какие выгоды от мира на Южном Кавказе получит Астана.

Итак, под занавес минувшей недели в Алматы состоялись двухдневные переговоры глав внешнеполитических ведомств Азербайджана и Армении – Джейхуна Байрамова и Арарата Мирзояна. Интересно, что по итогам встречи МИД обеих стран распространил абсолютно одинаковый текст пресс-релиза – различия заключаются только в очередности упоминания участников переговоров. В сообщениях подчеркивалось, что «министры поприветствовали прогресс по делимитации, а также договоренности, достигнутые в данном направлении». Кроме этого, стороны «делегации продолжили обсуждение положений проекта двустороннего Соглашения об установлении мира и межгосударственных отношениях между Арменией и Азербайджаном (или Азербайджаном и Арменией)».

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Ильхам Алиев заявил, что в случае «серьезной угрозы» его страна примет «серьезные меры»

Казахстан и Азербайджан: преодоление водного разрыва

Состоялась церемония подписания азербайджано-казахстанских документов

Другую цитату, несмотря на ее сухость и формальность, следует привести полностью: «Стороны договорились продолжить переговоры по открытым вопросам, по которым еще существуют разногласия». А заканчиваются релизы так: «Министр Джейхун Байрамов (или Арарат Мирзоян) выразил признательность казахстанской стороне за проведение переговоров между Азербайджаном и Арменией». Других сообщений и особых подробностей не было, разве что заверения в местных СМИ, что Баку и Ереван стремятся к миру. Каждый в отдельности. Кроме этого, Мирзоян заявил в Алматы, что его страна готова к шагам по разблокированию транспортных маршрутов.

Не будем (на этот раз) пересказывать 35-летнюю (хотя можно и на века глубже копнуть) историю конфликта, но то, что предшествовало алматинской встрече, упомянуть надо. Министры иностранных дел двух стран уже встречались в этом году. Это было в феврале в Берлине спустя пару недель после переговоров президента Азербайджана Ильхама Алиева, премьер-министра Армении Никола Пашиняна при посредничестве канцлера Германии Олафа Шольца. Тогда, кроме прочего, шла речь и о договоренностях по делимитации границ.

1 мая, когда уже было известно о предстоящей встрече в Алматы, Алиев, как бы между прочим заявил: «Началась делимитация границ, ведутся также работы по демаркации. И все это происходит прямо сейчас, во время моего выступления. Нашим странам удалось добиться этого без каких-либо посредников. Это еще раз показывает, что нам не нужны посредники, особенно те, кто преследуют свои цели, хочет вмешиваться в наш регион ради достижения своих политических и экономических интересов». Азербайджан воспринял это довольно позитивно, а вот в Армении эти процессы вдохновляющими назвать нельзя – там продолжаются массовые митинги против делимитации границ и за отставку премьера Пашиняна.

Впрочем, это внутренние дела этих стран и их двусторонние отношения. Именно поэтому Астана заявила, что не собирается быть ни посредником в переговорах между Баку и Ереваном, ни становиться третьей стороной, ни, тем более, принимать чью-либо сторону. «Мы лишь оказываем услуги доброй воли – так называемый good office», – подчеркнул тогда официальных представитель МИД РК Айбек Смадияров.

Тут следует подчеркнуть, что другие столицы миры также предлагали площадку для урегулирования наиболее острых моментов между Арменией и Азербайджаном. Не будем показывать пальцами, но они как раз подходили под формулировку Ильхама Гейдароглы о посредниках, которые извлекают только свои интересы. Более того, потенциальный миротворец должен пользоваться взаимным доверием сторон, что максимально сокращает число возможных претендентов. И, между нами говоря, Казахстан оказался наиболее подходящим в этом плане. Впрочем, это не означает, что мы пошли сеять мир, потому что других кандидатов нет. Астана, а в данном случае Акорда, действительно озабочена событиями на Южном Кавказе.

Безусловно, в первую очередь это исходит из того, что Армения и Азербайджан – не чужие нам страны и народы. Нас сближает общая история, общие победы и беды. Поэтому Казахстан не может оставаться в стороне, когда враждуют братья. Более того, миротворцы из Казахстана отправлялись в зону конфликта еще в начале 90-х годов и даже несли потери – в ноябре 1991-го погибли замминистр внутренних дел республики Сайлау Сериков и экипаж нашего вертолета. В общем, это не чужая беда, несмотря на то, что часть общества выступает только за одну из стороны затяжного конфликта, а сам Токаев дважды поздравлял Алиева «с восстановлением территориальной целостности».

Однако есть и экономический аспект. Казахстан заинтересован во взаимовыгодной торговле не только с Азербайджаном, но и Арменией, что было подчеркнуто во время сравнительно недавнего визита казахстанского лидера в Ереван. Но Астана и Баку, кроме двусторонних соглашений, оказались включены и в ряд международных проектов, которые осуществляются по линии Организации Тюркских государств, так и по связям с Евросоюзом и в целом с Западом. В первую очередь, речь касается «Транскапспийского Международного транспортного маршрута», или того самого «Среднего коридора» (в обход России), на который сейчас возлагают большие надежды многие страны Европы и Азии.

Не менее, а по кое-каким обстоятельствам и более важен и политический аспект. Причем, этот момент стоит рассматривать с точки зрения доверия. Дело в том, что в мире существуют самые разные миротворческие процессы, которые при всей схожести, имеют существенные различия. Здесь многое зависит от имиджа посредника – страны или ее лидера. К слову, Казахстан и ранее позиционировал себя «примирителем сторон», но в этом плане важно было, кто непосредственно занимался предварительными договоренностями. Если же говорить о персонах, то фигура Касым-Жомарта Токаева в этом плане имеет особое значение. Точнее, здесь важен его опыт и авторитет в соответствующих международных организациях. Это, конечно, и его пост заместителя генсека ООН, на котором Токаев в течение 2,5 лет сумел организовать миротворческие миссии в Афганистане, Сирии и некоторых странах Африки.

Если вспомнить подобные мероприятия хотя бы за последние лет пять, то многие из них оказались провалены или не принесли ожидаемого результата. То есть, главное в миротворчестве – это итог, хотя немало политиков, которые просто хотят снять дивиденды за свою посредническую роль. Более того, как показывает практика, чем больше шума вокруг тех или иных переговоров, тем меньше «выхлоп».

Про Алматинскую встречу, конечно же, говорить еще рано. Но следует отметить несколько важных деталей. Во-первых, здесь не было политического пиара – ни личностного, ни странового. Это на сегодняшний день, надеемся, поняли те, кто изначально стал говорить, что, мол, Токаев хочет заработать «очки». Вы, извините, но если бы это было так, то об этом трубили бы околовластные СМИ сразу же после его визитов в Баку и Азербайджан. Впрочем, между нами говоря, президент Казахстана достоин того, чтобы укрепить свой имидж миротворца, но только после того, как итоги переговоры Байрамова и Мирзояна дадут результат.

Во-вторых, если прочитать «между строк» пресс-релиза, о котором мы упоминали вначале материала, то там тоже немало поводов для оптимизма. Это и то, что сообщения МИД Армении и Азербайджана были практически идентичны, и взаимное удовлетворение прогрессом по делимитации границ, и продолжение переговоров по мирному соглашению. Но, как нам кажется, главное заключается в перспективе – что «стороны договорились продолжить переговоры по открытым вопросам, по которым еще существуют разногласия».

Переводя с дипломатического языка на обычный, это действительно подчеркивает то, что на данном этапе Баку и Ереван достигли определенных успехов в переговорах. То есть, вряд ли бы они стали замахиваться на другие разногласия и острые вопросы, если бы не добились определенных договоренностей по тем, которые решаются в данный момент. Ведь у политиков существует правило – в переговорах не поднимают новые проблемы, пока не разберутся с нынешними. Исключением может быть вариант, когда хотят завести переговорный процесс в тупик или обвинить оппонента в чем-либо. К счастью, в данном случае никаких признаков ухудшения взаимоотношений мы не наблюдаем.

Конечно, о мире между Азербайджаном и Арменией говорить еще рано. Но первые уверенные шаги в этом направлении были сделаны. И точкой опоры в этом оказались Берлин в феврале и Алматы в мае этого года. Не принижая роли Германии (и Шольца), смеем заметить, что Казахстан (и Токаев) оказался более прикладным в переговорном процессе. И круглый зал в Алматинском «Доме Дружбы» имеет все шансы вновь войти в историю, как площадка для важного события не только регионального, но и мирового масштаба.

Фото из открытых источников


Мурат Халилов

Публикации автора

Санкционные противоречия и Казахстан

300 энтузиастов: что изменится в системе опеки Казахстана

Кейс Перизат. Перспективы благотворительности

В этот день. Палестина, тенге и Семь-Пять-Три

«Келешек»: гарантия будущего

Дело Шерзата. Продолжение следует

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 21.11.2024

Цифровой коридор построят Азербайджан, Грузия и Казахстан

НОВОСТИ | 21.11.2024

Инфляция ускорилась до 8,5% — Нацбанк РК

НОВОСТИ | 21.11.2024

350 млрд тенге заработали производители РК на госзакупках

НОВОСТИ | 21.11.2024

Сенат вернул в мажилис проект бюджета

НОВОСТИ | 21.11.2024

Улицу именем бывшего премьер-министра РК назвали в Астане

НОВОСТИ | 21.11.2024

Львенка пытались продать в Шымкенте