Геополитика

Казахстан и Азербайджан: преодоление водного разрыва

Редакция

11.04.2024

Растущие двусторонние связи порождают надежды на создание транскаспийского торгового маршрута.

Казахстан и Азербайджан укрепляют свои транскаспийские отношения. Более тесные двусторонние связи могут дать большой толчок развитию торгового маршрута «Средний коридор».

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Состоялась церемония подписания азербайджано-казахстанских документов

Стержень Центральной Азии смотрит на Восток

Центральноазиатский торговый коридор завоевывает интерес на фоне напряженности в регионе

Президент Азербайджана Ильхам Алиев стремится укрепить отношения с тюркскими государствами Центральной Азии, вероятно, в рамках общей стратегии, направленной на то, чтобы минимизировать подверженность Баку давлению со стороны США и Европейского союза в связи с его плохими показателями в области прав человека. В своей речи, произнесенной вскоре после получения очередного президентского срока в феврале, Алиев сказал: «Наша семья — это тюркский мир... Может ли быть более крепкий союз, чем этот? Конечно, нет!»

В семье тюркских государств Алиев явно рассматривает Казахстан как любимого двоюродного брата. В середине марта азербайджанский лидер принял с государственным визитом своего казахского коллегу Касым-Жомарта Токаева, что свидетельствует о росте двусторонних связей.

В ходе двухдневного саммита лидеры приняли участие в виртуальной церемонии, посвященной прибытию на Апшеронский вокзал Баку грузового поезда, направляющегося в Европу. Груз поезда был отправлен с нового казахстанско-китайского предприятия в Сиане (Китай) и проследовал через Казахстан, прежде чем пересечь Каспий. Они также председательствовали на подписании соглашения об увеличении объемов казахстанской нефти, поступающей по азербайджанскому трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. Кроме того, Токаев сделал остановку в недавно отвоеванном Нагорном Карабахе, чтобы помочь Алиеву повысить интерес к международным инвестициям в эту территорию.

Но, пожалуй, самым важным событием стало создание совместного инвестиционного фонда в размере 300 миллионов долларов, планы которого были окончательно утверждены 11 марта. «Это укрепит партнерство Казахстана с Азербайджаном и принесет доход, потому что это будет исключительно коммерческий инвестиционный фонд», - сказал Нурлан Жакупов, председатель казахстанского фонда национального благосостояния «Самрук-Казына», ключевого игрока в этой инициативе.

Фонд развития - не такая уж новая концепция. Азербайджан уже имеет подобные соглашения с рядом тюркских государств, включая Турцию, Кыргызстан и Узбекистан. Но казахстанский фонд имеет гораздо больший потенциал, поскольку он дает Баку и Астане больше возможностей для развития транскаспийской торговой инфраструктуры, сказал Eurasianet Махаммад Маммадов, научный сотрудник бакинского Центра Топчубашова.

Фонд также может быть использован для финансирования проектов в других странах Центральной Азии и Европы - в том числе в Болгарии, Венгрии, Румынии и Турции - предположительно для развития транзита и торговли энергоресурсами. Все эти страны могут получить экономическую выгоду от маршрута, известного как «Средний коридор», который призван облегчить торговлю между Китаем и ЕС через Каспийский бассейн.

«Осуществимость этих проектов весьма сомнительна, однако они предоставляют Баку и Астане определенную платформу для использования их ключевого положения в геополитике Каспийско-Черноморского региона в области энергетики и коммуникаций», - сказал Маммадов.

На совместной пресс-конференции с Алиевым 11 марта Токаев подчеркнул, что транскаспийское сотрудничество является основополагающим элементом двусторонних отношений. «Во всем мире обостряется борьба за доступ к транспортным и логистическим возможностям. Это стратегическая сфера», - сказал Токаев. «Отрадно, что и Казахстан, и Азербайджан тесно сотрудничают здесь как естественные партнеры».

Азербайджано-казахстанский фонд может стать катализатором экономического процесса при содействии США, о котором было объявлено в марте на встрече лидеров центральноазиатских правительств и бизнеса. Названная процессом B5+1, она направлена на устранение торговых барьеров и формирование единого экономического пространства в Центральной Азии. Это может облегчить привлечение западных инвестиций и сделать Средний коридор наиболее выгодным и эффективным маршрутом для торговли между Востоком и Западом. На первой встрече B5+1 в Алматы многие выступавшие подчеркнули необходимость вовлечения Азербайджана в этот процесс для обеспечения бесперебойной работы транскаспийских маршрутов в обход России, находящейся под санкциями.

Алиев, со своей стороны, похоже, стремится расширить транскаспийский маршрут, чтобы укрепить региональную значимость Азербайджана. Сегодня море «не является препятствием», - сказал Алиев на совместной пресс-конференции с Токаевым. «Каспийское море — это мост не только между нашими странами, но и между многими другими государствами».

Несмотря на оптимизм, транскаспийский торговый маршрут ожидают трудности, главным образом для Казахстана, который должен уравновесить прибыльные возможности Среднего коридора с экономическими соображениями двух своих крупнейших соседей, России и Китая.

Казахстан хотел бы уменьшить свою зависимость от России в экспорте своего самого ценного товара - нефти. Вопрос в том, насколько терпимо Москва отнесется к усилиям Астаны по диверсификации экспортных маршрутов? Если верить истории, то не очень.

Аналогичным образом, война между Востоком и Западом может разгореться из-за другого ценного товара, которым Казахстан обладает в изобилии, - лития, ключевого компонента для батарей электромобилей и других источников «зеленой» энергии. Спрос на литий как в Китае, так и на Западе резко возрастет для целей промышленного производства, что потенциально вынудит Казахстан принимать сложные торговые решения.

По словам Маммадова, эти решения, несомненно, будут иметь важные последствия для транскаспийской торговли. «В этом контексте Транскаспийский маршрут приобретает новый смысл», - сказал он. «Азербайджану придется приложить немало усилий, чтобы сохранить спокойствие».

Автор: Брейли Бенсон - репортер из США, недавний выпускник Колумбийской школы журналистики, пишет о России и соседних странах.

Источник: Kazakhstan and Azerbaijan: Bridging the water gap | Eurasianet

Перевод: Диана Канбакова

Фото из открытых источников


Редакция

Публикации автора

Грузия: Столица подержанных автомобилей Евразии

Выступление Токаева носило программный характер – эксперт о СМИД ШОС

Энергетические богатства Центральной Азии разжигают конкуренцию между Россией и Китаем

Тимур Каримжанов: «Театр - сложный механизм, в котором важен каждый винтик»

Премьер-министр Малайзии посетит с официальным визитом Кыргызстан, Казахстан и Узбекистан с 15 по 19 мая

Возвращение Талибана, невыполненные обещания и развитие центральноазиатских связей

Топ-тема

Другие темы

АНАЛИТИКА | 24.05.2024

В этот день. Подправить историю

ОБЩЕСТВО | 23.05.2024

Казахские подкасты и русский язык

ГЕОПОЛИТИКА | 23.05.2024

Грузия: Столица подержанных автомобилей Евразии

ИНТЕРВЬЮ | 22.05.2024

Выступление Токаева носило программный характер – эксперт о СМИД ШОС

ГЕОПОЛИТИКА | 22.05.2024

Задействовать все резервы для свободы движения товаров

ИНТЕРВЬЮ | 22.05.2024

Превентивные меры для выявления потенциальных угроз