Транскаспийские маршруты, которые также иногда называют коридором Китай-Центральная Азия-Западная Азия, появились в последние 30 лет, но вторжение России в Украину в феврале 2022 года привело к значительному увеличению объемов перевозок по этим маршрутам.
Гайдар Абдикеримов, возглавляющий ассоциацию «Транскаспийский международный транспортный маршрут» (ТМТМ), сообщает, что в настоящее время в его сеть входят 25 транспортных и логистических компаний, включая порты, суда, железные дороги и терминалы. Ее членами также являются 11 стран: Азербайджан, Грузия, Казахстан, Турция, Украина, Польша, Румыния, Болгария, Литва, Китай и Сингапур.
«Все это означает, что интерес к нашему маршруту высок», - сказал Абдикеримов на недавнем форуме Института Центральной Азии и Кавказа (CACI) в Вашингтоне. Он сообщил, что за последние 10 месяцев по маршруту было перевезено более 2,256 млн тонн грузов.
Офис Абдикеримова находится в Астане, столице Казахстана. Богатая нефтью республика простирается от северо-западной границы Китая до Каспийского моря, где грузы можно перегружать на суда и перевозить в Азербайджан на Кавказе.
«Мы сократили расчетное время доставки транзитных контейнерных поездов с 38 до 19 дней», - сказал он.
Всемирный банк подчеркнул «катализирующий потенциал» Среднего коридора в докладе от 27 ноября, в котором особое внимание уделяется его благотворному влиянию на Казахстан, Азербайджан и Грузию - западного соседа Азербайджана, обеспечивающего выход к Черному морю.
«В 2022 году действительно наблюдался всплеск объемов перевозок», - сказал Чарльз Кунака, ведущий специалист по транспорту Всемирного банка. «Мы считаем, что Средний коридор повысит устойчивость транспортных сетей в регионе, и особенно связь между Европой, Центральной и Восточной Азией».
Всемирный банк прогнозирует два основных вида торговли через Средний коридор, первый из которых - торговля между Китаем и Европой.
«Мы считаем этот вид торговли относительно эластичным. И мы видели это сразу после вторжения России в Украину, когда большая часть этой торговли первоначально переместилась в Средний коридор», - сказал Кунака, выступая на форуме CACI.
«Но через некоторое время, из-за ограничений, которые все еще влияют на работу Среднего коридора, мы видим, что часть этой торговли переключилась, например, на морской транспорт».
Второй поток - внутри самого региона, который, по мнению Всемирного банка, является «более прочной основой для развития Среднего коридора». Большая часть перевозок в этой категории связана с удобрениями, минералами и зерном.
Кунака подчеркнул важность сотрудничества между правительствами, частным сектором, банками развития и другими соответствующими учреждениями для того, чтобы маршрут преодолел ряд препятствий на пути своего дальнейшего развития, включая логистические и бюрократические узкие места.
По его словам, заинтересованные стороны проекта выражают недовольство высокими затратами, ненадежностью, препятствиями, низким качеством услуг и отсутствием прозрачности и возможности отслеживания.
По мнению Кунака, цифровизация и использование электронных документов как на железной дороге, так и на Каспийском море облегчат этот процесс.
«Сочетание инвестиций и мер по повышению эффективности может сократить время в пути по коридору вдвое и утроить торговые потоки к 2030 году», - говорится в докладе Всемирного банка. «Полностью функционирующий коридор поможет защитить китайско-европейскую торговлю и цепочки поставок от потрясений».
Абдикеримов согласился с этим мнением, подчеркнув, что транскаспийские маршруты должны также соединяться с черноморскими портами.
«Скорость, качество услуг, устойчивость и безопасность. Мы планомерно движемся к этим целям», - сказал он на форуме CACI.
Бренда Шаффер из Военно-морской аспирантуры в Монтерее, Калифорния, считает, что исследование Всемирного банка свидетельствует о том, что «Средний коридор все больше интересует множество акционеров».
Выступая на той же виртуальной панели, что и Абдикеримов, Шаффер рассказала о формирующемся альянсе между Турцией, Азербайджаном, Казахстаном и Узбекистаном, указав на растущее сближение в обращении дипломатов этих стран в Вашингтоне и других столицах.
Она считает, что захват Афганистана талибами и вторжение России в Украину «создали угрозу безопасности для региона, особенно для тех, кто граничит с Россией, например, Казахстана».
По мнению Шаффер, Турция - уникальный игрок, постоянно повышающий свою роль в Каспийском регионе.
Поддержав Азербайджан во время его вторжения с целью отвоевать непризнанную республику Нагорный Карабах, которая с начала 1990-х годов де-факто находилась под контролем этнических армян, Анкара продемонстрировала, «что сотрудничество с Турцией может иметь значимые выгоды для безопасности».
Она также ожидает, что экспорт газа из Туркменистана, который в настоящее время направляется в основном в Китай, сместится на запад.
«Все большие объемы нефти идут через Каспий в различных формах малых танкеров», - сказала она, добавив, что все стороны считают, что в их интересах значительно увеличить эти объемы.
«Туркменистан имеет дело с потенциальным снижением спроса или недостаточной надежностью спроса со стороны Китая, как ни странно, на газ. Поскольку Россия увеличивает экспорт газа в Китай, он становится дешевле», - сказала Шаффер.
Мамука Церетели из CACI призывает правительство США сосредоточиться на важности расширения связей между Черным и Каспийским морями, Центральной Азией и за ее пределами.
«Для государств Центральной и Восточной Европы, которые на протяжении десятилетий зависят от российских ресурсов и инфраструктуры, связанной с Россией, Южный Кавказ и Центральная Азия являются основными потенциальными альтернативами», - говорит Церетели.
Церетели надеется, что Соединенные Штаты и ЕС помогут в развитии Среднего коридора, отмечая, что Центральная Азия также является крупным рынком для западных товаров и услуг.
Представитель Казахстана Абдикеримов подчеркнул, что «Россия определенно не в восторге от этого Среднего коридора», хотя целью никогда не было избежать или исключить ее. По его словам, Транскаспийская транспортная сеть, которую он курирует, всегда ориентировалась на Турцию, Северную Африку и Южную Европу.
Автор: Навбахор Имамова
Источник: Central Asian Trade Corridor Gains Interest Amid Regional Tensions (voanews.com)
Перевод Дианы Канбаковой
Фото из открытых источников